Interested Article - Бузавы

Буза́вы ( калм. Бузаав ) — донские калмыки - казаки , осевшие на Дону и образовавшие казачьи станицы в Сальских степях , на территории современной Ростовской области . Имеют некоторые, отличные от других этнических групп калмыков свою особенную культуру, танцы, песни, одежду, традиции и быт.

История

Донское предание

Среди донских калмыков сохранилось предание, что предками их были не волжские калмыки , а представители особой группы выходцев из Джунгарии , ничего общего не имевшей с торгутами Хо-Урлюка и выделившейся из общей ойратской массы гораздо позднее. Под предводительством двух братьев, тайшей Цагана и Баахана . Эта группа, не задерживаясь у Волги, проследовала на реку Донец , по-калмыцки Бузын, и расположилась кочевьями на первое время в урочище Экджы-Хойр, где до Гражданской войны находился «Провальский войсковой конский завод» .

XVII век: вхождение в состав Донского казачества

На Дону калмыки впервые появились со второй половины XVII века. Причинами откочёвки части калмыков на Дон служили внутренние междоусобицы в Калмыцком ханстве . Калмыцкая знать не раз обращалась к русским властям с жалобами на донских казаков и администрацию соседних с ханством городов в целях того, чтобы они не принимали и возвращали беглых калмыков. В 1673, 1677 и 1683 годах русское правительство издавало указы , которыми запрещалось донским казакам и пограничным городам принимать к себе беглых калмыков, а в случае, если бы таковые явились на Дон , немедленно отправлять их на прежние места .

Предположительно в середине XVII века между калмыками и казаками Войска Донского был подписан договор, которым был закреплён официальный статус взаимоотношений калмыков с Донскими казаками. Возглавлял делегацию Донских атаманов Степан Тимофеевич Разин (1630—1671) .

Запреты царских властей к казакам на прием к себе калмыков действовали слабо, численность калмыков на Дону, время от времени, увеличивалась. Значительный прирост произошел к концу XVII века, с приходом группы «черных калмыков» ( чоросы , зюнгары) из Джунгарии . В это время на Донец прикочевали первые нойоны (князья) Баахан (Баахан-Манжи, Бокшурга) и его брат Баатур (Цаган-Баатур, Чаган-хан), со своими улусами . Речь идёт о приходе двух сыновей Чокура-Убаши (Ахай Чокур, Чуукур-Убаши), родного брата основателя и первого хунтайджи Джунгарского ханства Батура-хунтайджи из рода Чорос по линии Хара-Хула-тайши . Первые упоминания о сыновьях Чохура делает русский посол В.Литосов в 1665 году во время своего посещения Джунгарского ханства и ставки Сенге . В докладе отмечается, что «В ноябре он прибыл в улус Чохура, который в это время уехал в Тибет , поручив управление улусом своим сыновьям Баахану и Цагану» . Позднее в 1666 году другой русский посол , штатный переводчик Посольского приказа в Джунгарии , знавший не только монгольский и калмыцкий языки , но и тибетский язык , также отмечает, что у Чокура-Убаши есть сыновья Баахан-Манжи и Цаган .

Первое упоминание о приходе на Волгу джунгарского улуса датируется 18 января 1687 г., когда царское правительство было извещено, что под Царицын из-под Сибири прибыл улус « черных калмыков » в количестве 3 тысяч улусных людей (улусная единица считается по главе семьи). Новоприбывшие калмыки кочевали в районе Сарпинского острова на расстоянии версты от самого Царицына. Вышли они из Сибири примерно летом 1686 г., а весной 1687 г. планировали присоединиться к волжским калмыкам Аюки , который кочевал около Астрахани . О причинах прихода на Волгу царицынские власти не знали, при этом они отмечали, что «в прежних годах такие черные калмыки не прихаживали» . Тем не менее Джунгары не создавали им особых проблем и вполне мирно торговали с местным населением .

Донские казаки также не могли в своих донесениях в Москву не отреагировать на прибытие нового калмыцкого улуса . Они сообщали, что к донским городкам Паншину и Качалину прикочевал некий калмыцкий «Чаган-мирза», который отправил на переговоры к Аюке свою супругу, приходившуюся калмыцкому хану родной сестрой. В то же время он отправил своих послов в Москву с просьбой принять его на службу и указать место для кочевий. Поскольку приход джунгаров совпал с началом русско-турецкой войны , то из Москвы к нему пришел указ отправиться срочно войной на Крым , и за это их владельцу были обещаны «государевы милость и жалованье» .

Позже как удовлетворение таковой просьбы Цаган-батуру, его детям и всем его улусным людям было пожаловано «в вечное русское подданство», указав князю В. В. Голицыну отвести им для кочевок степи на луговой стороне Волги, по реке Ахтубе . Уже на другой после этого год эти самые калмыки со своим владельцем «отправляли службу», находясь вместе с донскими казаками в экспедиции для искоренения ушедших к рекам Медведице и Куме воров и раскольников .

Рисованные с натуры В. Тиммом , в окрестностях Новочеркаска , в 1849 году

В 1696 году, «Бааханъ, пришедшій съ своимъ улусомъ изъ земли Зюнгорскихъ Калмыковъ, въ улусы Аюки-Хана, вознегодовавъ на его притѣсненія, испросилъ у Петра I, который находился тогда въ Таганрогской крѣпости , позволеніе перенесть кочевье свое на Донъ къ Черкасску , и отправлять службу наравнѣ съ прочими Донскими казаками» . Неустройство и междоусобица возникшая в 1701 году, в улусах Аюки-хана , ещё сильнее подталкивала людей к уходу на Дон. В 1703 году Пётр I позволил им свободно переходить за Волгу и кочевать на Дону. Таким образом, улус Баахана трижды перекочёвывал с Волги на Дон. Каждый раз тайши хана Аюки либо силой забирали его улус , либо подговаривали к уходу. Наконец в 1733 году, младший сын тайши Баахана, Будучап (Бату Джамба), привел улус окончательно на Дон , где эти зюнгарские калмыки окончательно и остались. При этом двое из потомков тайши Баахана, а именно Джальцам и Габун-Шарет, присоединились к Дербетовой орде . По данным калмыцкой эмиграции личность самого Баахана ( калм. Баахн «маленький» «небольшой») они отождествляют с Богшургой ( калм. Богшурһа «воробей»), основателем Богшрахинского аймака ( калм. Богшурһахна әәмг ) . Традиция давать другое имя знати было и у монголов, и у китайцев — «Государи — не называются в народе собственным именем из почитания к ним» — пишет Эренджен Хара Даван .

XVIII век

В 1702 году с согласия правительства на Дон перешла большая группа калмыков, которым, как писал в 1747 году дербетский тайша Солом-Дорджи, повелением Петра I было предоставлено «право самим выбирать кочевья, как по Волге, так и по Дону, согласно их собственному желанию» .

При возвращении улусов Менко-Темира, Четеря и Черкес-батыра на Волгу в 1704 г., казачьим властям удалось удержать у себя группу дербетов, имеющих 555 «человек, способных к службе». В 1723 году на территорию войска Донского откочевали дербетовские улусы Четеря и Лабан-Дондука, а также зюнгары Даши-Батора. При этом 300 кибиток калмыков «поступили в казачье звание».

Постепенно в составе Войска Донского сложилась категория так называемых коренных, или базовых, калмыков, в число которых входили калмыки, окончательно осевшие на Дону. За каждого из них бывшим владельцам было выплачено по 30 руб.

В 1723 году Пётр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на эти земли не принимать .

XIX век

В 1803 г. в состав войска Донского переселили беляевских (доломановских) и чугуевских калмыков кочевавших на Новой Днепровской линии, предположительно, общая численность беляевских и чугуевских калмыков в тот период достигала 3 тысяч человек.

В 1823 году в результате тяжёлого экономического кризиса из Малодербетовского улуса начались массовые побеги (3 тыс. кибиток). 975 кибиток из Ульдючинов, Чоносов и части Кубетов (Кевюдов) откочевали на Ставрополье и в Черноморию (область Кубанского войска). 700 кибиток были возвращены. Что касается оставшихся 275 кибиток, то профессор Пальмов полагал, что им удалось пробраться на Дон .

Документов об их переводе в состав казачества найти не удалось, но в более поздних документах появились упоминания о новых сотнях в составе Калмыцкого кочевья: Кевюдовской и Геленгекинской, жители которых относили себя к дербетам.

Создание калмыцкого войска в составе Войска Донского

Так в особом калмыцком округе было создано калмыцкое войско в составе Донского казачьего войска. Административно было учреждено 13 сотен, расположенных в Сальских степях с общинными пастбищами, а именно: Харьковская (Цевднякинская), Беляевская, Балдырская (Потаповская), Эркетинская, Чоносовская (Бага-Чонос), Бембдякинская (Ики-Чонос), Геленгякинская, Кевюдовская, Бурульская (Бага-Бурул), Рынценовская (Зюнгарская), Бултуковская (Богшракинская), Багутовская, Намровская (Ики-Бурул).

В 1884 году донские калмыки и казаки были административно объединены путём учреждения Сальского округа с окружным административным центром в станице Великокняжеской . В состав вновь образованного округа вошли 12 станиц: Батлаевская , Бурульская , Власовская , Денисовская , Граббевская , Кутейниковская , Ново-Алексеевская , Потаповская , Платовская , Иловайская , Эркетинская , Чонусовская и хутора: Балдырский, Атаманский, Каменский, Потаповский и Эльмутянский.

Калмыки-бузавы имеют в своём составе более 100 ясунов (родов). Этнический состав округа был смешанным и многонациональным: калмыки , казаки, русские , украинцы , немцы . Калмыки, проживающие в Области Войска Донского и входящие в состав казачества, находились в ведении Военного Министерства .

Подробная карта земли Войска Донского, 1833 год

С 1 января 1892 года после вступления в силу Положения об общественном управлении станиц донские калмыки в правовом отношении были уравнены с казачеством Дона и стали строить гражданско-бытовые отношения по образцу Донского казачества, при этом упразднялось прежнее сотенное управление.

XX век

11 ноября 1917 года декретом ВЦИК СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» большевики провели « расказачивание » — массовый Красный террор и репрессии против казачества . Большинство учёных отмечают классовый , а не этнический подход большевиков к казачеству, выступая против оценки расказачивания как особой антиказачьей политики, проводимой по этническому признаку .

В гражданскую войну , донские калмыки оказались по разные стороны баррикад. Белогвардейские калмыцкие кавалерийские полки ходили в походы с армиями Деникина , Корнилова и Врангеля и после их поражения эмигрировали за границу, осев в различных странах Европы и США. Наиболее известные: командир Зюнгарского полка Г. Э. Тепкин ; С. Б. Балыков ; Ш. Н. Балинов; Б. Н. Уланов ; С. Д. Ремилёв, А. С. Сарсинов, А. Алексеев и др. Красные калмыцкие кавалерийские полки прошлись по фронтам гражданской войны от Дона до Польши. Среди которых можно отметить Х. Б. Канукова , В. А. Хомутникова , К. Э. Илюмжинова, Е. А. Басанова, Н. Шапшукову и самого известного красного донского калмыка генерал-полковника Оку Ивановича Городовикова (1879—1960), который командовал различными дивизиями в 1-й Конной Армии С. Будённого .

Флаг донского казачества

Следует заметить, что в период Гражданской войны на Дону была провозглашена казацкая антибольшевистская республика — Всевеликое войско Донское , которая отметила неотъемлемую роль калмыков в Донском казачестве. Так 4 мая 1918 года на заседании « Круга спасения Дона » под председательством атамана П. Н. Краснова были рассмотрены Основные законы Всевеликого войска Донского. В законах оговаривалась и символика Дона [ неавторитетный источник ] :

ст. 48. Три народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан Донской области — донские казаки, калмыки и русские крестьяне. Национальными цветами их были: у донских казаков — синий, васильковый, у калмыков — жёлтый и у русских — алый. Донской флаг состоит из трёх продольных полос равной ширины: синей, жёлтой и алой.

Переселение бузавов в Калмыкию

После окончания Гражданской войны в связи с образованием Калмыцкой автономной области в составе РСФСР началась работа по переселению калмыков из Донской области на территории Калмыцкого автономного округа.

Предполагалось переселить 13 тысяч человек в Большедербетовский улус . По состоянию на 1 января 1925 года , переселилось 8451 человек из 13 станиц Донской области .

В 1928 году было принято решение ВЦИК СССР об образовании Калмыцкого района в составе Сальского округа Северо-Кавказского края . . 29 апреля 1929 года президиум Северо-Кавказского крайкома принял решение «О создании самостоятельного Калмыцкого района в составе Сальского округа». Район был образован на части территории бывшего Ремонтненского уезда , переданного в Сальский округ 25 мая 1925 года из Калмыцкой АО . По сведениям на 1 апреля 1932 года в Калмыцком районе имелось 11 сельсоветов и 23 колхоза с населением 12 тысяч человек, в том числе 5 тысяч калмыков .

9 марта 1944 года в связи с насильственной депортацией калмыцкого народа Калмыцкий район был упразднён и его территория отошла в Зимовниковский и Сальский районы Ростовской области.

Тем самым в годы Советской власти астраханские, ставропольские, донские, терские и другие калмыки, именуемые по месту своего проживания, стали просто калмыками, объединёнными в единую национальность.

Быт и уклад жизни

Длительное время степняки вели кочевой образ жизни . Основным жилищем была кибитка , юрта монгольского типа. Стационарными постройками сначала были землянки и полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, со второй половины XIX века стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и кирпичные. Всего же калмыков в Калмыцком (Сальском) округе было по годам: в 1822 г. — 6.772 души; в 1882 г. — 28.695 душ; в 1917 году — 30.200 человек. В 1859 году в Калмыцком округе числилось до 100 тыс. лошадей, 50 тыс. крупного рогатого скота и до 200 тыс. овец. В начале XX века в среднем посев озимых и яровых в год достигал 75 тыс. четвертей, сбор — 350 тыс. Виноград разводился только любителями; станичники занимались огородничеством (до 700 дес.). Земледелие появилось в 30-е годы XIX века. Сначала хлебопашество играло подсобную роль, сопутствуя главному занятию — скотоводству . Широкое распространение получило сенокошение, заготовка кормов на зиму удерживала многие калмыцкие семьи от кочевой жизни.

Вторая половина XIX века явилась временем перехода на оседлость и к земледельческой деятельности. Благодаря упорному труду, народное благосостояние калмыков на Дону достигло хороших результатов. Достаточно сказать, что 50 % калмыцкого населения, хозяева, имевшие до 30-40 голов скота, 4-6 лошадей, 2-3 пары быков и засевавшие до 20-40 десятин хлеба — считались средними, а кто имел меньше этой нормы — бедняками, но таковых было мало. Были и крупные хозяева, которые имели по 1000 голов лошадей, от 2 до 5 тысяч овец, много сотен голов рогатого скота, сеявшие до 200—400 десятин хлеба, имения которых казались целыми хуторами с десятками и сотнями рабочих. Кроме скотоводства, калмыки занимались отхожими промыслами, нанимаясь в табунщики и на рыбные промыслы на донских низовьях.

Основным ремеслом было валяние бурок, занимались плетением войлоков, выделкой тулупов, производство домашней утвари, национальная иконопись, вышивание, изготовлением принадлежностей для верховой езды и национальных музыкальных инструментов.

Русское население переняло от калмыков оригинальные национальные блюда — шулюн (шулюм), дотур, калмыцкий чай джомба — с молоком, маслом и с солью. Основным хмельным напитком была арака , водка из молока.

В начале XX века стал набирать оборот финансовый капитал. В станицах были образованы кредитные товарищества. К примеру Потаповское кредитное общество насчитывало 248 членов, с капиталом 18.000 рублей.

Духовная жизнь Донских калмыков-казаков

Духовная жизнь Донских калмыков-казаков регламентировалась Учреждением Гражданского Управления казаков и Временным Положением о службе Бакши — (Ламы) Донских калмыков . Царское правительство России с целью прервать связи Калмыков с Тибетом установило прерогативу Петербурга в утверждении Верховного ламы ( Шаджин-лама ). Стоит отметить, что до 1902 года донские калмыки были лишены права иметь своего духовно-религиозного главу. Лишь благодаря кампании, поднятой есаулом Нараном Эренценовичем Улановым (видный деятель донских калмыков) и его статей помещённых в петербургских газетах, а равно и изданная брошюра «Калмыцкое духовенство и современное положение Калмыцкого народа на Дону», сыграли большую роль в смысле разрешения вопроса иметь своего «Ламу». Религиозная иерархия у Калмыков состояла из 4 ступеней: низшую ступень занимали рядовые монахи — «манжи», над ними стояли наставники — «бакши», ещё выше находились жрецы — «гелюнги», высшую ступень занимал первосвященник — « Лама ». Пост «Ламы» давал не только известные религиозные права, но и большое светское влияние.

Лама Менько (Мёнкэ) Борманжинов , портрет работы Александра Бурщинова

Борьба с обрусением в царской России

Лама Мёнкэ Борманжинов сыграл значительную роль в жизни донских калмыков, ведя упорную борьбу с русификацией. Благодаря ему, в школах, где учились калмыки, было введено преподавание калмыцкой грамоты, письменности и буддийского вероучения. В станицах Сальского округа появляются народные школы, а в ст. Великокняжеской: высшее начальное училище (городское), четырёхклассное женское училище. Вследствие мероприятий Ламы Борманжинова число калмыков, оканчивавших единственную, городскую школу в Сальском округе, увеличивалось с каждым годом. Благодаря материальной поддержке со стороны станичных обществ, в 1912 году в ст. Великокняжеской было открыто среднее учебное заведение, где обучалось до сотни калмыцких детей.

В 1906 году из среды донских калмыков появились первые студенты высших учебных заведений. В Новочеркасске можно было видеть детей калмыков в форме гимназистов, реалистов, а калмыцкую молодёжь — студентами и юнкерами Новочеркасского казачьего училища, по окончании которого они выходили в Донские полки.

Известные личности

Ламы

Известные Ламы Донских калмыков (англ.) , (англ.) , Менько Борманжинов , Дамбо-Даши Ульянов , (англ.) , (англ.) , Лубсан-Шарап Тепкин .

Другие личности

Литература

  • // Энциклопедический лексикон : В 17 т. — СПб. : Тип. А. Плюшара , 1835. — Т. IV: Б—БАР. — С. 3—4.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1900. — Т. 2: Алексинский — Бестужев-Рюмин. — С. 383.
  • Богачёв В. Очерки географии Всевеликого Войска Донского. Новочеркасск. 1919.
  • Дронов В. А. Бузавы. (Очерк истории калмыцких станиц и хуторов Задонья). с. Дубовское. 2012.
  • Максимов К. Н. Калмыки в составе Донского казачества (XVII — середина XX вв.). Ростов-на-Дону, изд-во Южного научного центра РАН, 2016.
  • Пальмов Н. Н. Материалы по истории калмыцкого народа за период пребывания в пределах России. — Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2007.
  • Ремилева Е. Ойрат-Монголы. Обзор истории европейских калмыков/ Германия. 2010.
  • Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Издательство «Наука», Москва, 1967.
  • Уланов М. С., Андреева А. А. Буддизм и донские калмыки-казаки в социокультурном пространстве России // Новые исследования Тувы. 2021. № 2. С. 100—114. URL:
  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.

Примечания

  1. Другие названия языка — калмыкский, джунгарский, ойрат-калмыцкий, монгольско-калмыцкий, западно-монгольский.
  2. Пальмов Н. Н. Материалы по истории калмыцкого народа за период пребывания в пределах России. — Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2007. — 218 с.
  3. Пальмов Н. Н. Материалы по истории калмыцкого народа за период пребывания в пределах России. — Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2007. — 150 с.
  4. Русская историческая библиотека, т.34. Донские дела, книга 5. Петроград, 1917, столбец 7.
  5. Златкин И. Я. История Джунгарского ханства. 1635–1758. 2-е изд. - Москва: Наука, 1983. 141 с.
  6. Джунгары на юге России в конце XVII в. — В. Т. Тепкеев
  7. от 21 января 2022 на Wayback Machine Российский государственный архив древних актов. Фонд 119. опись 1. 1687 год Д. 1. Л. 3, 4.
  8. Цаган-батур // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918
  9. Баахан // Энциклопедический лексикон: В 17 т. — СПб.: Тип. А. Плюшара, 1835. — Т. IV: Б—БАР. — С. 3—4.
  10. Кульдинов С. С. Исторический очерк. Судьба донских калмыков, их веры и духовенства. — США, 1984. — 196 с.
  11. Эренджен Хара-Даван. Чингис-хан как полководец и его наследие. Элиста. 1991 г. с. 37.
  12. (недоступная ссылка — ) .
  13. Пальмов Н. Н. Материалы по истории калмыцкого народа за период пребывания в пределах России. — Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2007. — 355—356 с.
  14. Максимов К. Н. Калмыки в составе Донского казачества (XVII — середина XX вв.). Ростов-на-Дону, изд-во Южного научного центра РАН, 2016. 576 с. ISBN 978-5-4358-0132-3
  15. Большая Энциклопедия «Революция и Гражданская война в России: 1917−1923»: Энциклопедия в 4-х т. / Глав. ред. д.и.н. проф С. А. Кондратьев / Большая энциклопедия. — М.: «Терра», 2008. — ISBN 978-5-273-00560-0 .
  16. Чернопицкий П. Г . О судьбах казачества в советское время // Кубанское казачество: проблемы истории и возрождения. — Краснодар, 1992. — С. 83−85;
    Чернопицкий П. Г . Об одном историческом мифе // Кубанское казачество: три века исторического пути. — Краснодар, 1996. — С. 277−281;
    Осколков Е. Н. Судьбы крестьянства и казачества в России: раскрестьянивание, расказачивание // Проблемы истории казачества: сб. науч. тр. — Волгоград, 1995. — С. 150−163;
    Перехов Я. А . Власть и казачество: поиск согласия (1920−1926 гг.) — Ростов-на-Дону, 1997. — С. 11
  17. Ремилева Е. Ойрат-Монголы. Обзор истории европейских калмыков. Германия 2010.
  18. . hrono.info. Дата обращения: 26 июня 2009. 19 февраля 2010 года.
  19. Михаил Астапенко. . — ООО "Донский издательский дом", 1999-01-01. — 536 с. — ISBN 9785876882486 .
  20. . Дата обращения: 1 сентября 2015. Архивировано из 17 ноября 2013 года.
  21. . Дата обращения: 1 сентября 2015. Архивировано из 24 сентября 2015 года.

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Бузавы