Черногорцы
- 1 year ago
- 0
- 0
Исхакия ( уйг. ئىسھاقىييا, исһақиййа) или черногорцы ( уйг. قاراتاغلىقلار, қаратағлиқлар) — суфийское братство, существовавшие на территории Восточного Туркестана и имевшее значительное политическое и религиозное влияние в Кашгарии с конца XVI и до середины XVIII века, а также играло одну из ведущих ролей в национально-освободительном движении уйгуров с середины XVII века и до конца первой половины XIX века.
Основателем клана ходжей является Махдуми Азам Ахмад Касани — член суфийского ордена Накшбадия из Самарканда , потомки которого обосновались в Кашгаре и начиная с конца XVI века были сильно вовлечены в политические дела Могульского Ханства . Начиная с правления Мухаммад-хана начинает вырастать влияние Исхак Ходжи , мюридом которого являлся могульский хан и через его поддержку открыл огромное количество суфийских святынь по всему Таримскому бассейну .
Исхак Ходжа прибыл в Кашгарию примерно в 1580-м году с миссией обратить в ислам "неверных" кочевников и монголов-буддистов регионов Комула и Джунгарии . Несмотря на недоверительное отношение со стороны хана Яркендского ханства Абл ал-Карим хана , Исхак Ходже удалось добиться поддержки нескольких султанов и эмиров Кашгара, Хотана , Аксу и Турфана , в доказательство чего может служить документ в котором указывается то что местные эмиры, кадии и чиновники выдали Исхак Ходже право назначить своего родственника по пост главы мечети близ Кучи где он сам владел земельной собственностью.
Учение Исхак Ходжи заключалось в поклонении мусульманским святым через паломничества к святым местам ( мазарам ) такими как мазар Сатук Богра хана в Артуше или мазар Алтунлук в Яркенде где находиться кладбище могульских ханов и их духовных наставников начиная с Султан Саид хана .
Исхак Ходжа умер в октябре 1599 года, в Кашгарии ему наследовал его третий сын который стоял на пороге периода возвышения суфийского ордена и начала интервенции черногорцев в политические дела ханства. Шади Ходжа поддерживал вступление на трон Абд ал-Латиф хана , вынудив нескольких верных ему высоких чинов Яркенда на противостояние оппонентам будущего хана. Действия Шади усугубили напряженную ситуацию в Могульском ханстве. Соперничество за власть и попытки узурпации заставляли суфиев осторожно маневрировать дабы сохранить влияние среди высших религиозных авторитетов. Если Шади Ходже удалось на какое-то время сохранить свой политико-религиозный статус, а также господство черногорцев над частью элиты, но постепенно Исхакия начала утрачивать народную поддержку .
прибыл в Кашгарию в 1620-м году, и его появление положило начало соперничества его сторонников с черногорцами, что в итоге вынудило первого уйти в Комул где он и стал позже вести проповеди дабы набирать себе последователей в свой орден параллельно с этим заручившись поддержкой со стороны кашгарского правителя Йулбарс-хана , сына тогдашнего правителя Могулистана Абдаллах-хана , который в свою очередь поддерживал черногорцев. Юсуф Ходжа умер в 1653 году и в его смерти подозревали участие членов ордена Исхакия. Юсуф Ходже наследовал его сын Аппак Ходжа .
Влияние белогорцев вырастает со свержением Абдаллах-хана в 1668 году и со вступлением на трон Йулбарс-хана, мюрида Аппак Ходжи. В 1670 Йулбарс-хана убивают и ханом становиться Исмаил-хан, который изгоняет Аппак Ходжу и его последователей. В изгнании Аппак Ходжа доходит до Тибета где ему удаётся добиться поддержки со стороны Далай Ламы V и джунгарского правителя Галдана.
В 1679 году джунгары захватывают Кумул и Турфан, а в 1694 году Аппак Ходжа вместе с последователями белогорцев и джунгарами Галдана захватывают Яркенд и Кашгар. Исмаил-хана изгоняют в Кульджу — сердце Джунгарии, а Аппак Ходжа в обмен за оплату ежегодной дани джунграм в размере 100 000 танга , становиться правителем Кашгарии .
В отличие от ханства и халифата , государство Аппак Ходжи может быть названо "исханатом" что является по своей сути политико-религиозным режимом управляемым суфийским святым (исхан) согласно институтам, практикам и идеологии центрально-азиатских суфиев Накшбандия. Следуя этим институтам, Аппак Ходжа управлял своим исханатом из своей центральной ложи в Яркенде, пока его сын находился в святом комплексе (тавафгах) в Кашгаре.
Аппак Ходжа умер в марте 1694 года и был похоронен в семейном кладбище в Кашгаре. Согласно устным сказаниям Яхья Ходжа наследовал своему отцу, но другой его сын рожденный от второй жены Аппак Ходжи которая происходила из ханской семьи туглуктимуридов , также претендовал на трон. Позже случилось убийство Яхья Ходжи вызванный возвращением на политическую схему яркендских ханов. В начале туглуктимуриды пользовались поддержкой киргизских племён и черногорцев, однако бывшие правители не смогли вернуть страну в свои руки. Власть перешла в руки правления черногорскому шейху пока молодые наследники Аппак Ходжи — Махди и его брат Хасан были сосланы в изгнание в Индию, что можно будет рассматривать как конец исханата .
В 1713 году Даньял Ходжа был депортирован в Джунгарии вместе с белогорским Ахмад Ходжой так как после смерти Галдана в 1697 году они оба представляли угрозу правлению джунгар в Кашгарии. Однако в 1720-м году Даньял Ходжа был восстановлен в качестве правителя Кашгарии в обмен на плату трибута джунгарам. Даньял Ходже позже наследовал его старший сын Якуб Ходжа, чьи четверо братьев управляли городами Алтишахара, один из них Юсуф Ходжа был практически посредником в политических отношениях городов Таримского бассейна и джунгарских правителей. Пока черногорцы пытались восстановить исханат к его прежним кондициям, белогорские ходжы во главе Хасан Ходжи набирали себе последователей в Центральной Азии. В 1725 году Хасан Ходжа получив материальную и политическую помощь со стороны Бухарского ханства возглавил джихад против джунгаров заручившись также поддержкой черногоского ходжи Юсуфа, однако позже Хасан Ходжа умер, и вероятно он был отравлен черногорцами.
Перед тем как в Кашгарию пришла Империя Цин, городами Могулистана всё ещё управляли ходжи из ордена "Исхакия", несмотря на то что территория страны была поделена на провинции где правили отдельные шейхи и их наследники. Такое положение сохранялось до 1755 года. В купе с территориальной раздробенностью, черногорцы также потеряли и легетимностью власти вместе с поддержкой населения что открыло окно для возращения белогорцев. В Или восстали сыновья Ходжи Ахмада — и Джахан Ходжа, которые со временем захватят Кашгар и Яркенд , тем самым положив конец правлению черногорцев. Позже и самих белогорских ходжей свергнут маньчжурские захватчики. Некоторые члены ордена Афакия сбегут в другие мусульманские страны, в частности Кокандское ханство , откуда они и будут продолжать вести борьбу за независимость с Империей Цин став главной политической силой уйгуров Кашгарии .