С. А. Чернецкий родился
12
(24) октября
1881 года
в
Одессе
в музыкальной еврейской семье
. Его отец Исай Александрович Штембер был скрипачом и преподавателем игры на скрипке, мать Дора Исаевна Чернецкая — преподавателем игры на фортепиано
. Двоюродный брат — композитор и военный
капельмейстер
Лев Исаакович Чернецкий
. Все три сестры — Эсфирь, Надежда и Вера — стали пианистками. Первые уроки музыки получил под руководством матери. В 1892—1893 годах обучался игре на тромбоне при оркестре
24-го Драгунского Лубенского полка
в Кишинёве (капельмейстером полка был его дядя
Исаак Чернецкий
). В 1893—1897 годах учился в музыкальных классах при Одесском отделении Императорского русского музыкального общества (Одесском музыкальном училище) по классу
тромбона
Г. М. Лоэцо и
фортепьяно
, совмещал учёбу с аккомпаниаторскими заработками.
В 1900 году из-за тяжёлого материального положения семьи после смерти отца и не окончив училища, был отправлен в
Кишинёв
к старшему брату матери — капельмейстеру
24-го Лубенского драгунского (впоследствии гусарского) полка
и
альтисту
кишинёвского отделения Русского музыкального общества
Исааку Исаевичу Чернецкому
, автору вальса «Голубая даль» и «Старинного марша»
. В Кишинёве окончил музыкальные классы местного отделения Императорского русского музыкального общества и решил посвятить себя военной музыке. Сначала пробовал свои силы в качестве помощника своего дяди — капельмейстера 24-го Драгунского Лубенского полка, а в
1903 году
сам стал там же капельмейстером 14-й артиллерийской бригады. В том же году во время
еврейского погрома
участвовал в организации самообороны, был тяжело ранен и потерял левый глаз
.
«С. А. Чернецкий — отлично подготовленный музыкант. Зная большой дирижерский опыт Чернецкого, а также признавая сделанные им успехи за время пребывания в консерватории, я смело могу рекомендовать С. А. Чернецкого как даровитого и вполне умелого руководителя оркестрами».
Служба в Красной Армии, организация и руководство оркестрами
В
1918 году
Чернецкий добровольно вступает в
РККА
и назначается начальником секции военных оркестров Петроградского окружного военного комиссариата, а затем инспектором военных оркестров Петроградского военного округа (здесь и далее — должность инспектора военных оркестров соответствует современной должности начальника военно-оркестровой службы). Одновременно он руководил сводным оркестром Петроградского гарнизона.
В
1924 году
Чернецкий назначается Инспектором военных оркестров Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), в
1926 году
формирует сводный («тысячетрубный») оркестр Московского гарнизона, которым руководил с
1932 года
. В
1928 году
сформировал и возглавил Симфонический оркестр Центрального дома Красной Армии (ЦДКА). В
1935 году
сформировал Оркестр НКО (Народного Комиссариата обороны), ставший впоследствии Первым отдельным показательным оркестром Министерства обороны СССР, и руководил им до
1949 года
. Помимо этого Чернецкий оказывал большую помощь в организации оркестров штабов военных округов и военных академий, а также сводных оркестров крупных гарнизонов. Под его руководством оркестр Московского гарнизона начал участвовать не только в военных, но и в общественно-политических и культурно-массовых мероприятиях (таких, например, как праздничные концерты в
Большом театре СССР
).
Находясь на руководящем посту, Чернецкий много сил (в том числе и личных творческих) и времени уделял формированию служебно-строевого репертуара для советских военных оркестров.
Именно он заложил методические основы исполнения строевого репертуара.
Последние годы жизни
В
1946 году
у Чернецкого случился
паралич
, и он был вынужден отойти от активной служебной деятельности. Но даже несмотря на тяжёлую болезнь, он нашёл в себе силы, чтобы принять участие в качестве заместителя председателя комиссии-жюри Всеармейского соревнования военных оркестров штабов военных округов и военных академий.
Сестра — пианистка и музыкальный педагог
(в замужестве Чернецкая-Гешелина; ?—1922), ученица
А. Б. Гольденвейзера
, преподавала в Одесском музыкальном училище и консерватории (среди её учеников
Б. М. Рейнгбальд
); была замужем за видным оториноларингологом, профессором
(1882—1962).
Другая сестра — пианистка Вера Исаевна Чернецкая (1884—?, в замужестве Меерович).
Третья сестра Надежда, выпускница
Московской консерватории
, также была пианисткой и камерной певицей.
Первая жена (1904) — Голда-Лея Чернецкая (брак зарегистрирован в Кишинёве 11 июня 1904 года)
.
Вторая жена — эстрадная певица Софья Павловна Чернецкая (урождённая Левитина, в предыдущих браках Зак и Кнабе; 1895,
Лисичанск
— 1973, Москва), из семьи крупного шахтовладельца
, выступавшая под сценическим псевдонимом
Софья Мар-Кнабе
.
Дочь — Вера Семёновна Чернецкая (в замужестве Но), солистка хора Большого театра, вышла замуж за московского фотокорреспондента французского журнала «Пари матч» Жана Но (их внук Жан воспитывался в семье актёра
Марка Бернеса
)
.
Дядя — капельмейстер
Селенгинского 41-го пехотного полка
и композитор
Абрам Шахнович Рейдерман
, автор вальсов «Осенние мечты», «Белые розы», «На заре», «Зацелуй меня до смерти», «Сны жизни», «К счастью», «Открытие бала», «Без любви», маршa для духового оркестра «Варяг», попурри «Гай-да тройка»
.
знак
Осоавиахима
«Бойцу ОКДВА» (1934, «за налаживание военно-оркестрового дела на Дальнем Востоке»)
Педагогическая деятельность
Одним из направлений деятельности Чернецкого, которому он уделял постоянное внимание, была подготовка военных музыкантов. По инициативе Чернецкого были созданы школы военно-музыкантских воспитанников в разных городах страны. Менее чем за пять лет более трёх с половиной тысяч беспризорников обучились в таких школах, а затем были направлены в военные оркестры в качестве воспитанников. Многие из них стали руководителями военных оркестров. Петроградской школой Чернецкий руководил лично. В 1937 году по его инициативе были организованы три средние военно-музыкальные школы, одна из которых (
Московское военно-музыкальное училище
) действует и поныне. В Одесскую военно-музыкальную школу С. А. Чернецкий лично отбирал ребят из одесских детских домов.
Помимо этого, Чернецкий создаёт в
1923 году
военно-капельмейстерские классы при 8-й Петроградской пехотной школе комсостава, с
1925 года
преподаёт в капельмейстерском классе при Московской пехотной школе имени М. Ю. Ашенбреннера, с
1926 года
руководит капельмейстерским классом на вокально-музыкальных курсах имени И. Ф. Стравинского. В
1935 году
вместе с директором Московской консерватории
Г. Г. Нейгаузом
создаёт Военный факультет
МГК имени П. И. Чайковского
, где преподаёт дирижирование и служебно-строевой репертуар и в
1946 году
получает звание профессора.
Творчество
Без всякого преувеличения, Чернецкий является самым выдающимся русским военным композитором
XX века
. Им написано свыше 100 маршей (по некоторым данным около 200), патриотические песни и другие произведения. Спектр маршей Чернецкого весьма широк: помимо, собственно, военных здесь есть и общественно-политические («Слава Родине», «Ленинский призыв», «Марш московских пионеров»), и производственные («Индустриальный», «Родной Донбасс»), и национальные («Русский», «Славянский», несколько «Украинских», «Грузинский», «Азербайджанский» и др.)
и даже на темы песен советских композиторов. В своих военных маршах Чернецкий продолжил лучшие традиции русской военной музыкальной культуры, они не противостоят, как можно было бы ожидать от той эпохи, в которой он жил, а наоборот, являются естественными преемниками лучших дореволюционных военных маршей. Среди наиболее известных и популярных маршей, под которые вот уже не одно десятилетие проходят парады на
Красной площади
, каждый россиянин узнает (хотя бы на слух) знаменитый «Парад», торжественный марш «Рокоссовский», «Салют Москвы», «Марш танкистов», «Марш гвардейцев-миномётчиков», «Слава Родине», «Вступление Красной Армии в Будапешт», «Вступление Советской Армии в Бухарест» и многие другие.
1945
Методика освоения служебно-строевогo репертуара военных оркестров Красной Армии
1945
Служебнo-строевой репертуар для оркестров Красной Армии
(дирекцион с приложением 21 партии в отдельных переплетах).
Примечания
До 1917 года — Соломон Исаевич Чернецкий (так в дореволюционных нотных публикациях и в личном деле Московской консерватории за 1915 год), в записи о бракосочетании за 1904 году — Соломон Шаевич Чернецкий, после 1917 года — Семён Александрович Чернецкий.
В записи о рождении в канцелярии городского
раввина
Одессы, доступной на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org, имя записано как
Соломон Чернецкий
.
В указанный период эта должность соответствовала должности начальника военно-оркестровой службы.
(неопр.)
. Дата обращения: 6 марта 2014.
4 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 6 февраля 2016.
6 февраля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 февраля 2016.
28 января 2020 года.
Цицанкин В. С.
Судьба музыканта. М.: Композитор, 2015.
Цицанкин В. С.
Неизвестные марши С. А. Чернецкого. М.: ВИНИТИ, 2010.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 февраля 2016.
6 февраля 2016 года.
Черток М. Д.
Центральный военный оркестр (1921—1949). М.: РТС-Комфорт, 2015.
(неопр.)
. Дата обращения: 6 марта 2014.
20 сентября 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 февраля 2016. Архивировано из
6 февраля 2016 года.
(неопр.)
Дата обращения: 5 февраля 2016.
6 февраля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 февраля 2016. Архивировано из
23 сентября 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 7 марта 2014.
7 марта 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 февраля 2016.
6 февраля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 7 марта 2014.
5 марта 2016 года.
В записи о рождении — Дора (Двойра) Исаевна Чернецкая.
См. свидетельство о браке в канцелярии Кишинёвского городского раввина от 11 июня 1904 года на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org (база данных по Румынии, требуется регистрация). Имя жениха: Соломон Чернецкий, имя отца — Шая (еврейский оригинал имени Исай).
(неопр.)
Дата обращения: 26 декабря 2019.
23 сентября 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 6 февраля 2016. Архивировано из
24 февраля 2017 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 6 февраля 2016.
16 июня 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
21 октября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
15 ноября 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
24 сентября 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Москва: Музгиз, 1935.
9 апреля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
11 октября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
15 мая 2022 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
11 октября 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Москва: Музгиз, 1936.
12 апреля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
11 апреля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
15 апреля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
17 апреля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
6 мая 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
14 октября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
21 октября 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Москва: Музгиз, 1937.
12 апреля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
12 июня 2020 года.
(рус.)
. Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Дата обращения: 30 марта 2016.
22 апреля 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Москва: Музгиз, 1938.
12 апреля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
26 сентября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
15 ноября 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
19 сентября 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Москва: Музгиз, 1941.
12 апреля 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Москва: Инспекция военных оркестров Красной Армии, 1940.
12 апреля 2016 года.
(рус.)
. Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Дата обращения: 31 марта 2016.
3 июня 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
11 января 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 7 октября 2012.
12 октября 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Москва: Отд. воен. оркестров Глав. упр. формирования и укомплектования войск Красной Армии, 1942.
9 апреля 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Москва: Отд. воен. оркестров Глав. упр. формирования и укомплектования войск Красной Армии, 1942.
9 апреля 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Москва: Отд. воен. оркестров. Глав. упр. формирования и укомплектования войск Красной Армии, 1942.
10 апреля 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Москва: Музгиз, 1942.
12 апреля 2016 года.
(рус.)
. Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Дата обращения: 1 апреля 2016.
24 апреля 2016 года.
(неопр.)
. war.gtrf.info. Дата обращения: 31 марта 2016. Архивировано из
8 апреля 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
]. — партитура. — Москва: Музгиз, 1942.
12 апреля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
5 октября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
22 февраля 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
15 ноября 2014 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Москва: Воен. изд., 1943.
12 апреля 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Москва: Музгиз, 1943.
12 апреля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
12 апреля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 2 февраля 2012.
5 ноября 2011 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Москва: Воен. изд-во, 1944.
12 апреля 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Москва: Воен. изд-во, 1944.
12 апреля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
20 апреля 2018 года.
(рус.)
. Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Дата обращения: 31 марта 2016.
24 апреля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
23 сентября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
22 сентября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 25 августа 2012.
5 апреля 2014 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Москва: Инспекция Воен. оркестров Красной Армии, 1946.
9 апреля 2016 года.
также был известен как «Строевой артиллерийский марш»
от 24 апреля 2016 на
Wayback Machine
PetrovFed.
(неопр.)
(7 апреля 2011). Дата обращения: 31 марта 2016.
(рус.)
. Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Дата обращения: 30 марта 2016.
22 апреля 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Штаб РККА б.г..
12 апреля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
28 февраля 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
1 марта 2020 года.
(рус.)
. Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Дата обращения: 31 марта 2016.
24 апреля 2016 года.
(рус.)
. Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Дата обращения: 31 марта 2016.
24 апреля 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Пг. I. Юргенсонъ б.г..
17 апреля 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Киев: Нотопеч. И. И. Чоколова, 1917.
17 апреля 2016 года.
(рус.)
. Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Дата обращения: 30 марта 2016.
21 апреля 2016 года.
Музыка: Чернецкий Семен Александрович; слова: Лебедев-Кумач Василий Иванович.
. — партитура. — Москва: Гос.муз. издательства, 1941.
10 апреля 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Москва: Государственное музыкальное издательство, 1941.
9 апреля 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Москва: Гос. муз. изд-во, 1941.
17 апреля 2016 года.
(рус.)
. Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Дата обращения: 30 марта 2016.
22 апреля 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович, Шершер Л.
. — партитура. — Москва: Музгиз, 1942.
17 апреля 2016 года.
Чернецкий Семен Александрович.
. — партитура. — Воен. изд-во, 1943.
17 апреля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 октября 2017.
14 октября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 7 октября 2012.
3 июня 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 ноября 2012.
4 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 ноября 2012. Архивировано из
24 февраля 2017 года.
под редакцией Чернецкого Семена Александровича.
(неопр.)
. Военное издательство Народного комиссариата обороны СССР. Москва 1945г. (подписано к печати 8.V.1945). Дата обращения: 4 декабря 2015.
4 марта 2016 года.
Источники
Цицанкин В. С.
. Судьба музыканта. — М.: Композитор, 2015. — 340 с.
Черток М. Д.
. Центральный военный оркестр (1921—1949). — М.: РТС-Комфорт, 2015. — 395 с.
Цицанкин В. С.
. Неизвестные марши С. А. Чернецкого. Сборник партитур для духового оркестра. Первый выпуск. — М.: ВИНИТИ, 2010; Второй выпуск. М.: ВИНИТИ, 2012.
Музыкальная энциклопедия. Гл. ред.
Ю. В. Келдыш
. — М.: Советская энциклопедия, 1973―1982.
Цицанкин В. С.
Главный капельмейстер Парада Победы. //
Военно-исторический журнал
. — 2021. — № 11. — С.108—119.