Interested Article - Чхондогё

Чхондогё ( кор. 천도교 ? , 天道敎 ? ), или чхондоизм, — национальное религиозное движение Кореи , возникшее в XX веке в качестве преемника движения тонхак XIX века . С корейского языка чхон-до переводится как «небесный путь», где чхон — небо, а до — путь.

Вобрало в себя элементы буддизма , конфуцианства , христианства и даосизма , впоследствии возникло множество различных сект и религиозных течений на основе чхондогё. Число приверженцев в начале XXI века — 1,13 миллиона человек в Южной Корее и 2,8 миллиона человек в Северной Корее .

История

Чхондогё возникло из движения тонхак («Восточное учение») времён государства Чосон .

Основные принципы тонхака были сформулированы в 1860-х годах . Оно изначально противопоставлялось католицизму, который был известен в Корее как «Западное учение» (Сохак). В основе тонхака лежало конфуцианская этика и стремление построить рай на земле. Сам основатель говорил, что тонхак — это синтез трёх религий: конфуцианства, даосизма и буддизма. Распространение учения привело к крестьянским волнениям, из-за которых Чхве Чеу был казнён в 1864 году. Эгалитарно-утопические идеи Тонхак способствова­ли его превращению в знамя национально-освободительной и анти­феодальной борьбы корейского крестьянства в 1893—1895 г .

В 1905 году корейские националисты создали главные положения чхондоизма, базируясь на основах тонхака. Новая религия быстро нашла сторонников в корейском обществе. Король Коджон оказывал посильную поддержку новому течению.

Японское колониальное правительство всячески препятствовало развитию тонхака, видя в нём угрозу поднятия национального самосознания корейцев . Членов движения тонхак арестовывали и наказывали.

1 декабря 1905 года третий патриарх ( сонса́ ) Восточного учения (1861—1922) решил модернизировать учение тонхак, сделав его легитимной в глазах японских властей. В результате название было сменено на «чхондоизм» . В Сеуле было создано Центральное управление Чхондогё, в разных районах страны к концу года действовали 72 прихода. В 1907 г. в Сеуле были открыты курсы для ознакомления молодёжи с доктриной Чхон­догё. С этого момента в идеологии движения активнее стала звучать пропаганда национального сплочения и необходимости просвещать народные массы .

Основные концепции

Основа догматики Чхондогё была изложена Чхве Джеу в его сочинении «Тонгён тэджон» («Великое учение Восточного канона») и «Ёндам юса» («Забытые деяния Драконова пруда») .

Доктрина Чхондогё включает следующие основные положения:

  1. представление о божественности человека ( сичхонджу — «Бог в Человеке»); По воззрениям последователей чхондогё, Бог присутствует в душе каждого человека, однако человек не равен Богу. Основной принцип чхондогё — единство Бога и Человека.
  2. идея единобожия; Бога в чхондогё называют Хануллим или Хананим (한울님 или 하나님). Это специфически корейское понимание природы божественного создания, основанное на мистическом опыте Чхве Джеу. Бог воплотился в корейском первопредке Тангуне .
  3. учение о познанности и непознанности, о деянии через недеяние;
  4. догмат об обязанности каждого человека служить другому человеку как Богу;
  5. постулат о священном ожидании;
  6. учение о рае на земле ( Чисан чхонгук ), о том, что человека ждёт рай, идеальный мир здесь, а не в потустороннем мире. В этом отношении идеи чхондогё близки социализму.

Обряды

В обрядовой жизни последователи Чхондогё выполняют 5 установлений («огван»): обращаются с молитвой к Богу (каждый верующий в 9 часов вечера и вся семья в полночь); ставят сосуд с чистой водой в качестве жертвоприношения Богу; организуют религиозное братство; во время каждой трапезы и в конце каждой недели выделяют рис в качестве дара церкви; совершают молитву в церкви. Культовая практика состоит из собраний, проводимых в своеобразных церквах, отдалённо напоминающих протестантские храмы.

В политике

В КНДР действует Партия молодых друзей небесного пути , представленная в парламенте и в президиуме парламента страны .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 23 июня 2012. Архивировано из 12 октября 2014 года.
  2. . Дата обращения: 9 августа 2006. 8 марта 2005 года.
  3. . Дата обращения: 5 декабря 2016. 12 февраля 2012 года.
  4. Чхве Чеу́ (также Чхве Че У , Чхве Джеу или Чхве Чжеу , 1824—1864) — основоположник учения тонхак. Использовал псевдоним Суун. Незаконнорождённый сын небогатого дворянина из провинции Кёнсан . Изучал конфуцианство, путешествовал, медитировал. В 1860 году после тяжёлой болезни Чхве Джеу объявил, что ему было видение Небесного правителя, который передал ему основы нового учения, цель которого — спасение человечества. Из католицизма Чхве Джеу взял идею единого персонифицированного Бога. В 1864 году Чхве Джеу был арестован по обвинению в распространении христианства в Корее. Казнён в городе Тэгу .
  5. Yao, Xinzhong. . — Cambridge University Press, 2000. — P. 121–122. — ISBN 0521644305 .
  6. Young, Carl F. pp.6–7
  7. Young, Carl F. pp.113–121
  8. Boer, Roland. . — Boston : , 2019. — P. 218–220. — ISBN 978-90-04-38132-2 .
  9. Boer, Roland. . — Boston : , 2019. — P. 216. — ISBN 978-90-04-38132-2 .

Ссылки

  • от 5 июля 2020 на Wayback Machine
  • Сергей Севрюгин. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2022. — № 2 . — doi : .
Источник —

Same as Чхондогё