Депортация чеченцев и ингушей
- 1 year ago
- 0
- 0
Этнонимы чеченцев — совокупность известных современному кавказоведению этнонимов чеченского народа , включающих самоназвания ( эндоэтнонимы ) и используемые другими этносами названия ( экзоэтнонимы ), употреблявшиеся/употребляемые на протяжении существования на Северном Кавказе чеченцев, а также основных нахских племён и этногрупп, ставших компонентами в этногенезе чеченского народа.
Этнонимы чеченцев неразрывно связаны с наименованиями некоторых нахских этно-территориальных групп. Ряд таких наименований в историческом контексте имеют отношение к этнонимам чеченцев, как к некоторым составляющим ( субэтносам ) современного чеченского народа.
В литературном чеченском языке самоназвание чеченцев во множественном числе — нохчий ( чечен. нохчий [ nwoxt͡ʃʰi: ]) — «чеченцы», в единственном числе — но́хчо ( чечен. нохчо [ nwoxt͡ʃʰʊ̯o: ]) или, иногда, — но́хчи ( чечен. нохчи ) — «чеченец», «чеченка» . так же в диалектах чеченского языка и у большого числа этнографов и исследователей встречается форма этнонима - нахчий , с гласной "а" в первом слоге, или нахче .
Гипотеза 1. Предками чеченцев являлись многочисленные нахские племена, многие из которых имели свою собственную этно-племенную идентичность . Вплоть до нового времени у них не было чёткого национального самосознания — нахские этно-территориальные группы не считали себя единым народом и не имели общего эндоэтнонима. В документах соседних народов названия нахских племён прослеживаются со средневековья , а формирование самих племён относится, по-видимому, к ещё более древнему периоду — античности . Предки именно чеченской этноязыковой общности , вероятно, начали формирование в XII—XIII веках в центральной части Северного Кавказа (предполагают исторические области Нохчий-Мохк или Нашха ). Возможно, из нахской среды сформировалось будущее ядро объединения чеченцев — этногруппа нахче/нахчой . Не исключено, что это древнее племя доминировало над соседними восточно-нахскими этногруппами и, на каком-то этапе, нахче/нахчойцы распространили на окружающих своё племенное название . Однако, имя нохчий , как этноним собственно всех чеченцев, распространилось гораздо позднее, вероятно, только с XVIII—XIX веков (зафиксированные свидетельства широкого использования — только с начала XIX века) .
Гипотеза 2. Предками чеченцев являлись многочисленные нахские племена, которые обладали общей идентичностью и имели общее самоназвание, восходящие к слову нах ( чечен. нах ) — в нахских языках «люди», «народ». Сторонников гипотезы общего эндоэтнонима для всех нахских этно-территориальных групп достаточно много, в основном, среди чеченских учёных. Также имеются утверждения, распространяющие единый эндоэтноним и на современные нахские этногруппы и субэтносы чеченцев, например, в работе советского исследователя чеченского языка А. Г. Мациева отмечается, «что все чеченцы, в том числе аккинцы , кистинцы и чеберлоевцы , называют себя нохчоу/нахчо » . Так же в защиту этой гипотезы служит большое число работ исследователей и этнографов, в которых все чеченские общества идентифицировали себя единым народом, например: Вейденбаум , Риттих , Ткачёв , Дубровин , Пасынков в «Этнографическом очерке» , Березин и др.
«Карта Птолемея» II век.
Самоназвание чеченцев известно со II в. н. э. по карте Птолемея, который позднее был упомянут Моисеем Хоренским при перечислении нардов Кавказа .
«Армянская география» VII век.
В своей работе VII в. Хоренский М. Перечисляет ряд народностей, среди которых и нахчематьянк, где "нахче" - самоназвание чеченцев, которое сохранилось и по сей день в таком же виде, "мат" - страна, земля, а "янк" - окончание указывающее на народ в армянском языке .
«Документ о стране Нахчу» XIII век.
Самоназвание чеченцев упоминается в документе о разрушении памятников культуры в стране Нахчу, датированном XIII веком .
Грузинский источник XIV век.
Исторический документ опубликован в 1897 году грузинским историком и филологом М. Г. Джанашвили . Представляет собой приписку в Евангелии , где среди прочих этнонимов упоминается народ нохче , в числе христианской паствы патриарха Евфимия/Эквтиме III ( католикос-патриарх Грузии в 1310—1325 гг.). Этническая номенклатура источника и политическая ситуация того периода, позволяют современным исследователям отнести народ нохче к нахским этнонимам :
Когда блаженный патриарх наш Ефимий, обозревая свою паству, видел храмы в Антцухе, Цахуре, церковь народа Хундзи, народа нохче, Тушетии … то этот блаженный Ефимий приказал мне, архиепископу Курмуха и пастырю всех горных земель, Кириллу Донаури распорядится перепиской евангелий и разослать для каждой церкви … В кроникон 530-й, месяца мая 14 числа в год сотворения мира 6914-й Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России, 1897 .
С начала XIX века российские исследователи начинают фиксировать эндоэтноним охватывающий всех чеченцев — нохчий/нахче . Также в различных источниках собирательным названием продолжают выступать экзоэтнонимы из русского языка — чеченцы , из кумыкского — мичиковцы и из грузинского — кисты . Так же эти названия распространялись на всех чеченцев (а, нередко, и всех нахов), от этнонимов локальных этно-территориальных групп — мичиковцев и кистов. Также исследователи продолжают отмечать старые и фиксировать новые этнонимы прочих локальных этногрупп сформировавших чеченский народ — ичкеринцы, качкалыковцы, пешхойцы, чеберлоевцы/чарбилоевцы, шатоевцы, шароевцы, шубуты/шубузы и другие .
Этноним «чеченцы» в русских документах XVI—XVII вв. еще не встречался. Для обозначения этой общности использовались названия « зумсой », « мерезанские люди », « минкизы », « ококи », « тшанские люди ».
Исследователи: | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Современное значение
термина: |
Броневский С. М. | |||||||||
1823 | ||||||||||
«нахские народы/
вайнахи» |
Кисты (груз. ) | — | — | — | — | |||||
«бацбийцы» | — | — | — | — | — | |||||
«ингуши» |
Галга
Галгаи (горск.) Ингуши Кисты Ламуръ (самоназв. ) |
— | — | — | — | — | — | — | — | |
«кистинцы» |
Кистинцы (Джерахи
и Зауровцы) (русск.) Кисты Галгаи (горск.) |
— | — | — | — | |||||
«орстхойцы» |
Арште
Карабулаки |
— | — | — | — | — | — | — | ||
«чеченцы» |
Бутурулъ
(лезг.)
Мычкизъ (лезг., тюрк., черкес.) Нача (инг.) Чеченцы Шешены |
— | — | — | — | — | — | — |
Большинство приведённых в таблицы экзоэтнонимов указаны согласно учёному- кавказоведу Н. Г. Волковой («Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», 1973 год) , другие наименования снабжены примечаниями с источниками по ним.
Старинные экзоэтнонимы | Варианты наименований от экзоэтнонима «чеченцы» | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Языки, диалекты |
Наименование
чеченцев |
Транслитерация
в оригинале |
Языки, диалекты |
Наименование
чеченцев |
Транслитерация
в оригинале |
|
Аварский | буртиал/буртиял , | Абазинский | чачан | |||
мчихичал (множ. ч.) | мSчихичал | Аварский | чачанал/чечанал (множ. ч.) | чачанал | ||
Андийский | бутрул /бутурул (един. ч.) | бутурул | Багулальский | чачанадилу хеква | ||
Грузинский | кисти | Ботлихский | чачанал | |||
Даргинский | мичихичлан | Годоберинский | чачан | |||
Кумыкский | мычыгъыш/мычыгъышлы | Грузинский | чечени | |||
Русский (позднесредневек.) | мичкизы/минкизы | Дидойский | чачанази | |||
Кабардинско-черкесский | шэшэн (един. ч.) | шэшэн / шəшəн | ||||
Каратинский | чачанди (множ. ч.) | čečandi | ||||
— | чачанади (множ. ч.) | čečanadi | ||||
Карачаево-балкарский | м. чеченли, ж. чечен тиширыу (един. ч.) | чеченли, чечен тиширыу | ||||
Ногайский | шешен | |||||
Осетинский | цацан | |||||
цӕцӕйнаг | ||||||
Тиндинский | чачанаду хеква | |||||
Чамалальский | чечанал |