Interested Article - Цонтарой
- 2020-12-31
- 1
Цонтарой ( чечен. ЦӀонтарой ) — многочисленный тайп в Восточной Чечне . Входит в тукхум Нохчмахкахой . Цонтароевцы по происхождению есть также среди чеченцев- ауховцев . В настоящее время представители тайпа расселены по всей Чечне.
Руководитель научно-образовательного центра нахских исследований Ибрагим Хабаев зафиксировал представителей тайпа, со своими тайповыми кварталами, в 67 населенных пунктах Чечни [ источник не указан 1807 дней ] .
Состав
Цонтароевский тайп делится на три ветви (гары): В Щоьнтара: в Иэжа-Эвла (баьрча-эвлахой: ӀонтӀи-некъе, Хьади-некъе, Аькхди-некъе, Бури-некъе), КӀорни-некъе, Оки-некъе (наиб имама Алибек-Хаджи, Сулиман принадлежит к этой фамилии), Байди-некъе, Эциг-некъе, БуьцӀи-некъе, в Ӏаьлбиг-Эвла - Битар-некъе, Ӏемирхан-некъе, Идарза-некъе, ГӀардайн-некъе .
Тезакаллой ( чечен. Тезакхаллой ) — родовым селом некъе является Тазен-Кала. Некъе имеет родовую гору чечен. Тезакхаллойн лам «Тезакхаллойцев гора» .
Название тезакхаллой образовано от имени прародителя «Теза» и «кхаьлла» «поселение» .
История
Возникновение
Согласно цонтароевскому преданию, село было основано переселенцами из общества Нашха современного Галанчожского района .
Называют разные даты основания села: от 400 до 1000 лет назад .
Согласно цонтароевскому преданию, которое было записано русским чиновником в 1867 году , село было основано выходцем из области Нашха Галанчожского района Сунтаром (варианты произношения: Синтар, Соьнтар) во второй половине XII века : «Цонтари — выходцы из аула Нашахэ. Первый из них, имя которого было Сунтар, основал Цонтароевский аул лет 700 тому назад. Цонтари расположен при притоке р. Аксая , на горе, по соседству с которой, на юге, находится гора Кеттеш-Корт. Гора эта, по преданию, ичкеринцев, служила сборным пунктом людей от всех обществ, для установления адата — обычая, вызванного стремлением первых здешних обитателей к социальной жизни.» . Старейшины села, арабист Садо-Мулла Шемильханов (ум. в 1967), знаток истории села Ӏабду-Рашид Идалов (ум. в 1973), передавали, что Центорой был основан 850 лет назад, а цонтароевский старейшина и известный в Чечне арабист Кабил Мусхаджиев (ум. в 1983) утверждал, что село основано около 1000 лет назад .
Житель Центороя историк-краевед Шайхмагомед Вадудов считал, что село было основано 500 лет назад: «Но Центороя, который стоял почти 500 лет, сегодня, к сожалению, нет. Он уничтожен в ходе Второй чеченской войны . От аула не осталось ни одного дома…» (Шайхмагомед Вадудов «Центорой — надежда моя. „Верните нам веру в будущее“, — просят бывшие жители этого села» .
Оку-Юрт принадлежал цонтароевскому роду Оки-некъе . В Оку-Юрте жили выходцы из Цонтароя, которые себя называли оки или оки-неки, т.е. потомки Оку .
Об основании Оку-Юрта есть предание, которое говорит: Оку жил в Цонтарое. Женился на дагестанке. Она родила ему 12 сыновей. Когда сыновья выросли, Цонтарое им стало тесно жить. Тогда Оку взял собою своих шесть старших сыновей и ушел вниз по р. Гумс .
Название тайпа и села
По поводу названия села чечен. «ЦӀоьнтара» существует несколько версий его происхождения.
По утверждению старейшин Центороя, название села происходит от имени чечен. Суьнтара (Синтар, Соьнтар), которое со временем трансформировалось в ЦӀоьнтара .
Уроженец Центороя, журналист и знаток истории села Абу-Езид Кушалиев, который в советский период долгое время работал редактором веденской районной газеты, в своей статье для чеченского детского журнала писал: «Ученые рассказывают, что первопоселенца села звали Синтар и его именем назвали село». Чеченский оригинал: чечен. «Дуьххьара юрт юьллуш охьахиинчу стеган цӀе Синтар хилла, цундела цуьнан цӀарах ю таръеш Синтара — юрт аьлла цунах бохуш а дуьйцу Ӏилманчаша" .
Аргументы в пользу этой версии:
- один из сыновей чечен. КӀорни — родоначальника цонтароевской фамилии чечен. КӀорнинекъе , носил имя чечен. Суьнтар (Соьнтар) ; некоторые представители КӀорнинекъе произносят это имя как чечен. ЦӀоьнта(р) ;
- традиция называть вновь основанные населённые пункты именами первооснователей (Гуни, Айт-кхалла, Эна-Кхалла, Ширда-Мохк .
В 1970—1980-е годы поэт Ахмад Сулейманов и филолог Каты Чокаев выдвинули версию, по которой название связано с именем древнечеченского языческого божества чечен. ЦӀу . К. Чокаев в своей работе, написанной на чеченском языке, пишет: чечен. «ЦӀуонтарой. ЦӀуонтара олучу юьртан цӀарах схьадаьлла и дош. Ишта юрт шиъ ю. Ножин — юьртан районехь ю и шиъ. Цу цӀеран орам ЦӀу боху хьалха заманахь вайнехан хилла волчу делан цӀе ю. Ткъа — та — р(а) — суффиксаш — дештӀаьхьенаш ю: -та (тӀе), — ра (цига — р, кхуза — ра и. дӀ.кх). Нохчийчоьнан дуккха а ярташкахь бехаш бу цӀонтарой. ЖӀайн а ю ЦӀунта олуш юрт" .
«ЦӀу» значит « идол », «языческое божество» . То есть, чечен. «Ц1унта» можно было бы истолковать как « К идолу» .
Если в Центорое находилось языческое капище , где стоял идол ( истукан ), которому поклонялись как божеству ЦӀу, то должны были сохраниться следы нахождения этого капища в селе . Однако никаких материальных следов того, что в Центорое находилось языческого капище, до сих пор не обнаружено . Ни в преданиях центароевцев, ни в преданиях соседних сёл, в том числе и записанных капитаном Ив. М. Поповым, местным участковым приставом, ни в топонимике села Центарой нет свидетельств, которые указывали бы на то, что в селе находилось святилище ЦӀу .
А. Сулейманов помимо своей основной версии (о связи названия села с божеством ЦӀу) также допускал связь с названием дагестанского села Цунта , однако с исторической точки зрения это допущение беспочвенно .
В последнее время были выдвинуты и другие версии. Одна из них изложена в указанной статье Абу-Езида Кушалиева 2005 года. Согласно этой версии название села происходит от слов чечен. цӀена («чистый») и чечен. таро («состояние»). На чеченском языке: чечен. «Дуьххьара юрт юьллуш охьахиинчу стеган цӀе Синтар хилла, цундела цуьнан цӀарах ю таръеш Синтара — юрт аьлла цунах бохуш а дуьйцу Ӏилманчаша. Вукхара кху тайпана а дуьйцу: хьалха кхузахь ярташ ехкинчу нохчмахкахоша цӀена а, таро йолуш нохчий бу уьш, цундела юьртан цӀе ЦӀентарой (ЦӀонтарой) аьлла тиллина" .
Совсем недавно [ когда? ] руководитель научно-образовательного центра нахских исследований Ибрагим Хабаев выдвинул версию о связи названия села с именем загадочного средневекового кавказского народа цанаров. По сообщению средневековых авторов, которых цитирует историк Хасан Бакаев , земля цанаров простиралась от окрестностей Тбилиси до «Аланских ворот» ( Дарьяльского ущелья ): «…между приграничной областью Тбилиси и уже упомянутой крепостью „Аланские ворота“ лежит царство Санария (Цанар), царь которого называется корискус (греческое хорэпископос), что является обычным титулом здешних царей… Они христиане . В этой стране они господствуют над многими народами. Санары утверждают, что они те, кого мы называли среди народов в стране Маариб (в Йемене )» .
Кавказская война
Начальник левого фланга Кавказской линии генерал-майор Фрейтаг , в дополнение рапорта своего о смерти Шуаиб-Муллы , помещенного в предыдущем журнале, донес, от 13-го марта, что Шамиль , узнав об этом убийстве, тотчас послал в Цонтери, где оно совершилось, 200 конных андийцев, чтобы арестовать некоторых почтенейших жителей за то, что они допустили совершиться преступлению. Жители Цонтери встретили андийцев выстрелами. Получив об этом сведение, Шамиль приказал скорее собрать партию и отправился сам в Цонтери, но жители и его не впустили. Начались переговоры. Между тем толпы Шамиля беспрестранно увеличивались и на другой день вечером жители, испуганные огромностью собираемой против них силы, а может быть, поверив обещаниям Шамиля, наконец сдались. Войдя в деревню, Шамиль отдал приказание истребить всех. Жители дрались отчаянно, но не могли спастись, и все 100 семейств, составлявших деревню, от 80-ти летнего старика до грудного ребёнка, как выражается генерал-майор Фрейтаг, погибли.
Не довольствуясь этим, Шамиль направился с своим [скопищем] к хуторам Гурдали и там также истребил всех жителей за то, что они не задержали убийц Шуаиб-Муллы, бежавших, как видно по следам, мимо означенных хуторов. [232]
Все движимое имущество убитого наиба, состоявшее из 35-ти крымских ружей, 4-х т. баранов, 500 штук рогатого скота, 60-ти буйволов и около 30-ти т. руб. (серебром). Шамиль взял себе…
—
Известные представители тайпа
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
- Джамбулат Сулейманов — чеченский учёный- лингвист , филолог , этнограф , историк . Основатель и руководитель ичкерийской организации "Толам" ("Победа"), учредитель и бывший руководитель организации "Барт-Маршо" ("Единство и Свобода").
- Тинавин-Виса (Туьнин Вуьса) — легендарный вождь чеченского народа, организатор и первый председатель Мехк-Кхела в Ичкерии; жил сто лет спустя после основания села Цонтарой.
- (ЦӀонтаройн Дада) — основатель аула Дадин-Юрт, воспетого в песнях и стихах. Это село было уничтожено 14 сентября 1819 года русскими войсками под командованием генерала А. П. Ермолова, состоявшими из шести рот и семи сотен казаков.
- (Албика) — дочь основателя аула Дадин-Юрт Дады Центороевского.
- Шоип-Мулла Цонтароевский (Мохьмад-Хьаьжин Шо1ип) — легендарный чеченский полководец времен первой русско- кавказской войны, «маршал лесной войны», наиб Имама Шамиля. Наибольшим образом проявил свой талант в Ичкеринском сражении, где он командовал войсками имамата. В честь победы на месте сражения в 1994 году возвигнут памятник. Трагически погиб в марте 1844 года. Похоронен на цонтароевском кладбище.
- — активный участник русско-кавказской войны. Награждён имамом Шамилем тремя орденами за храбрость. Похоронен на кладбище села Центорой Ножай-Юртовского района. Изображения трёх орденов выбиты на его надмогильной стеле (по-чеченски «чурт»).
- Сайтиев, Адам Хамидович — борец вольного стиля, олимпийский чемпион.
- Сайтиев, Бувайсар Хамидович — борец вольного стиля, трёхкратный олимпийский чемпион.
- — один из руководителей антиколониального восстания в Чечне в 1877 году;
- — один из руководителей антиколониального восстания в Ичкерии в 1877 году.
- (Хьадин Арсанукъа-Хьаьжа) — исламский учёный, автор одной из четырёх версий происхождения чеченского народа;
- (Бахьин Ахьмад) — известный и как Гонука-Мулла — один из руководителей антисоветского восстания в Ичкерии в 1920—1921 годах, соратник и тесть известного борца за свободу Чечни и Северного Кавказа Али Митаева. Расстрелян карателями НКВД СССР.; Мать Гонука-Мулла была сестрой казненного 9.03.1878 года в Грозном Губахана Пишиева из Тазен-Кале.
- (Хунин Ислам) — сын Хуны из Дади-юрта, командир цонтароевского отряда, сражавшегося против российско-советских войск в 1920—1921 годах. Погиб в бою. Похоронен на цонтароевском кладбище. Его отец Хуна, один из детей, которых удалось спасти во время уничтожения селения Дадин-юрт русскими войсками генерал А.Ермолова 14 сентября 1819 года;
- Братья Шита и Хасан Истамуловы из селения Шали. Шита — военный министр в правительстве Северо-Кавказского эмирата(1919—1920), руководитель антисоветского восстания в селе Шали в 1929 году. Вероломно убит карателями ОГПУ СССР осенью 1931 года. Хасан продолжил его дело и организовал отряд, который до 1935 года вел вооруженную борьбу против Советской власти.
- Саид-Хасан Абумуслимов — 2-й Вице-президент Чеченской Республики Ичкерия(21 апреля 1996 — 12 февраля 1997); подписант Хасавюртовских соглашений(31 августа 1996 года).
- Зия Бажаев — бизнесмен, промышленник и общественный деятель из села Ачхой-Мартан.
- Алханов, Руслан Шахаевич (тезакхалло) — генерал-лейтенант полиции (07.02.2011). Кандидат юридических наук . Потомственный милиционер .
- Арсанукаева Малика Султановна - доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор юридических вузов г. Москвы.
- Гайтиев Руслан Рамзанович - майор медицинской службы, начальник медицинской службы атомной подводной лодки проекта 667бдрм, выпускник военно-медицинской академии и Омской государственной академии юриспруденции, врач -хирург, организатор здравоохранения.
- Хожалиев Магомед (1885-1937) богослов, мулла с. Гехи с 1919 г.
Примечания
- . Дата обращения: 15 января 2015. Архивировано из 16 июля 2015 года.
- , с. 300.
- ↑ , с. 301.
- ↑ , с. 307.
- , с. 308.
- ↑ . Дата обращения: 4 марта 2019. Архивировано из 6 марта 2019 года.
- Ив. Попов, ИЧКЕРИЯ, Октябрь 1869 г., Укр. Веден. «Сборник сведений о кавказских горцах», вып. IV, Тбилиси, 1870 г
- , с. 300—313.
- Объединенная газета, Москва, № 21(77)
- ↑ Институт “Мехк-Дай” в истории Чечни (Х\ I — 1-и треть XIX в.) Академия наук Чеченской Республики ; ФГУП Издательско-полиграфический комплекс « Грозненский рабочий », 2019. — С. 144-145. — 688 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-4314-0386-6 . . — Грозный:
- Журнал «СтелаӀад», № 11, 2005)
- Попов И. Ичкерия. в Сборнике сведений о кавказских горцах, выпуск IV Тифлис, 1870
- Чокаев К. З. Вайн мотт — вайн истори. Грозный, 1991, агӀо 70
- Русско — чеченский словарь,Москва, 1978, с.193
- Нохчийн -оьрсийн словарь, Москва, 1961,агӀо 487
- журнал «СтелаӀад», № 11, 2005
- Бакаев Хасан, «Забытая война забытого народа»
Литература
- Ахмадов Я., «История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века»
- Жабраилов Р. Н., «Курс лекций по истории Чечни»
- Сулейманов А. С. / Ред. Т. И. Бураева. — Грозный: ГУП "Книжное издательство", 2006. — 711 с. — 5000 экз. — ISBN 5-98896-002-2 .
- Чеснов Я., старший научный сотрудник Института этнологии РАН. «Быть чеченцем: личность и этнические идентификации народа»
- Попов А. М., Ичкерия в Сборнике сведений о кавказских горцах , вып. 4, Тифлис, 1870, с. 17-18
- Мамакаев М., Чеченский тайп (род) в период его разложения, Грозный, 1973, с. 88
- Институт “Мехк-Дай” в истории Чечни (Х\ I — 1-и треть XIX в.) Академия наук Чеченской Республики ; ФГУП Издательско-полиграфический комплекс « Грозненский рабочий », 2019. — 688 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-4314-0386-6 . . — Грозный:
- 2020-12-31
- 1