Большевик (картина)
- 1 year ago
- 0
- 0
Симо́н Арша́кович Тер-Петрося́н , известный под партийным псевдонимом Камо́ ( 15 [27] мая 1882 , Гори — 14 июля 1922 , Тифлис ) — российский профессиональный революционер , один из организаторов подпольных типографий, транспорта оружия и литературы, денежных экспроприаций . Неоднократно сбегал и организовывал побеги из мест лишения свободы. Попав в Берлин и спасая свою жизнь, искусно симулировал сумасшествие и нечувствительность к боли, чем озадачил лучших врачей Европы того времени и вызвал огромную поддержку со стороны многих социалистических газет, прозвавших его «героем революции», а также лично Карла Либкнехта . Четыре раза приговаривался к смертной казни , заменённой согласно амнистии по случаю трёхсотлетия дома Романовых двадцатилетним заключением. Освобождён Февральской революцией . В 1918—1920 годах — организатор большевистского подполья на Кавказе и юге России.
Родился в городе Гори Тифлисской губернии в армянской семье состоятельного подрядчика первым из пятерых детей (его матери на момент родов было почти 16 лет). С семи лет учился в армянской школе, а в одиннадцать лет перешёл в городское училище. В 1898 году был исключён за плохое поведение (на уроках закона Божьего), после чего уехал в Тифлис к тётке с целью готовиться на вольноопределяющегося . Тогда же порвал с отцом . Вскоре по причине разорения отца и болезни матери вернулся в Гори, а после её смерти увёз сестёр в Тифлис.
С детства близкий знакомый, а затем соратник своего земляка Сталина . Тот, будучи у него репетитором русского языка , привлёк его к революционной работе . Под влиянием Сталина и он познакомился с марксизмом . В 1901 году вступил в РСДРП , два года исполнял технические поручения и получил партийную кличку «Камо» . Руководил молодёжной группой при Тифлисском комитете партии . В 1903 году вошёл в союзный кавказский комитет РСДРП. Организатор подпольных типографий, денежных « экспроприаций », доставки из-за границы пропагандистской литературы и оружия, в чём ему помогал Борис Стомоняков . Активно участвовал в отправке делегатов на II съезд РСДРП .
В ноябре 1903 года был впервые арестован, спустя 9 месяцев бежал из тюрьмы. В 1904 году примкнул к большевикам . В 1905 году приехал в Тифлис, где в декабре того же года во время восстания был ранен, избит и арестован. Активный участник революции 1905 года. Просидев в тюрьме два с половиной месяца и поменявшись фамилией с неким грузином, сумел скрыться. Участвовал в организации побега 32 заключённых из Метехского замка . В 1906 году по заданию боевой группы при ЦК РСДРП побывал в Петербурге, Финляндии, Швеции, Германии; работал с председателем комиссии ЦК по закупке оружия М. М. Литвиновым . Участвовал в доставке в Россию закупленного большевиками за границей оружия, однако корабль с ним из Болгарии затонул по пути. В 1907 году под именем князя Дадиани ездил в Финляндию , был у Ленина и вернулся с оружием и взрывчатыми веществами в Тифлис. Участвовал в нашумевшем в своё время ограблении филиала Государственного банка в Тифлисе (13 июня 1907 года), организованном Сталиным. Однако «тифлисский экс» не принес положительных результатов. Из воспоминаний Надежды Крупской: «Деньги от тифлисской экспроприации были переданы большевикам на революционные цели. Но их нельзя было использовать. Они были в пятисотках, которые надо было разменять. В России этого нельзя было сделать, ибо в банках всегда были списки номеров, взятых при экспроприации пятисоток. И вот группой товарищей была организована попытка разменять пятисотки за границей одновременно в ряде городов. В Париже при этой попытке попался Литвинов — будущий нарком иностранных дел, в Женеве подвергся аресту и имел неприятности Семашко — будущий нарком здравоохранения. Впрочем, часть добычи удалось реализовать… Чтобы не было в Европе компрометирующих партию новых попыток размена экспроприированных пятисоток, в 1909 г., по настоянию меньшевиков, оставшиеся неразмененные билеты решено было сжечь».
В августе 1907 года Камо уехал в Берлин .
По наводке провокатора Якова Житомирского немецкая полиция провела 9 ноября 1907 года обыск на берлинской квартире Камо, где было найдено большое количество оружия, а также чемодан с двойным дном, заполненным взрывчаткой, и литература революционного содержания. Сам Камо был арестован . По результатам обследования Камо, проведенного немецкими врачами после его ареста, в Моабитской тюрьме, его признали душевнобольным . Камо притворился неизлечимым сумасшедшим, который не чувствует боли при избиениях. Приглашённый эксперт заметил: «Терпеть, не показывать боль можно, но, как бы там ни было, а зрачки при ней непроизвольно расширяются. Во всех случаях». Однако, когда тюремщики провели по руке арестанта раскалённым шомполом, а тот не дрогнул, хотя расширенные зрачки его выдали, светило, потрясённый мужеством этого человека, выдало заключение о невменяемости .
В конце 1909 года как неизлечимый больной был выдан России, доставлен в Тифлис и помещен в тюрьму, а затем в больницу .
В августе 1911 года бежал из Тифлисской психиатрической больницы, где находился под охраной . Как свидетельствовал арестованный служитель больницы, оказавший Камо помощь в организации побега: «Он при докторах и надзирателях вёл себя иначе, чем без них: при них он говорил бог знает что, а без них рассуждал как здоровый» .
Уехал через Батум за границу. Был в Париже у Ленина, который снабдил его деньгами. Из Парижа поехал в Константинополь , а оттуда в Болгарию . При попытке вернуться на Кавказ арестовывался турецкими властями, но сумел добиться освобождения, назвавшись турецким агентом. Вернувшись в Россию, предпринял в 1912 году попытку устроить экспроприацию денежной почты на Коджорском шоссе. Ограбление не удалось, Камо был ранен, арестован и опять помещён в Метехский замок . Приговорён к смертной казни по каждому из четырёх инкриминируемых дел. Прокурор суда Голицынский, симпатизировавший Камо, затянул посылку приговора на утверждение, дотянув до объявления амнистии по случаю трёхсотлетия дома Романовых . Приговор Камо был заменён двадцатилетней каторгой. С 1915 года отбывал заключение в . «Он собирался бежать, как граф Монте-Кристо — притворившись мертвецом, — пишет С. Монтефиоре , — но вовремя узнал, что тюремщики головы умерших в тюрьме разбивали кувалдами — на всякий случай» .
Освободился из тюрьмы во время Февральской революции , уехал в Москву, затем в Петроград. Работал в Бакинском совете и ЧК, затем в Москве готовил группу для борьбы в тылу у Деникина .
Осенью 1919 года доставил в Баку по морю оружие и деньги для подпольной партийной организации и партизан Северного Кавказа . В январе 1920 года был арестован в Тбилиси меньшевистским правительством и выслан. В апреле 1920 года принимал активное участие в подготовке вооружённого восстания за власть Советов в Баку.
В мае 1920 года приехал в Москву, учился в Академии Генштаба . В 1921 году работал в системе Внешторга , в 1922 году — в Наркомфине Грузии. Работал в таможенных органах. Как отмечают: «Существует версия, что он сам хотел работать в силовых структурах революционного государства, но перенесенные страдания сделали его психически неуравновешенным, а потому Сталин решил не рисковать» .
В. И. Ленин характеризовал его как «человека совершенно исключительной преданности, отваги и энергии» .
13 июля в 11 часов вечера Камо ехал на велосипеде по Верийскому спуску (ныне — улица Михаила Джавахишвили ) Тифлиса, где попал под встречный грузовой автомобиль. С тяжёлой черепно-мозговой травмой, в бессознательном состоянии он был доставлен самим водителем грузовика в ближайшую , где скончался через несколько часов 14 июля 1922 года. «Удар был настолько силён, — писала тифлисская газета, — что товарища Камо отбросило в сторону, и, ударившись головой о тротуарную плиту, он потерял сознание… В больнице, не приходя в себя, он скончался» .
Камо был погребён в Пушкинском сквере Тифлиса . Однако в связи с приходом в 1991 году к власти в Грузии Звиада Гамсахурдиа возникла угроза сохранности захоронения известного большевика и родственники перенесли прах Камо на , к могиле его родной сестры Джаваир .
Жена — Софья Васильевна Медведева-Тер-Петросян, вышла замуж в 1920 году .
Награждён орденом Красного Знамени Грузинской ССР .
Сам Камо на одном из политических допросов в 1909 г. о происхождении своего нового имени говорил: "Ещё тогда, я учился в горийском городском училище, меня товарищи в насмешку называли «Каму» за то, что я неудачно отвечал один раз по-русски, на вопрос учителя вместо «чему», я сказал «каму» (из протокола № 28 допроса Камо в Тифлисе 19.10.1909 г.). По утверждению Семанова и Кардашова, эту кличку ему дал Иосиф Джугашвили (Сталин) . Прозвище понравилось Камо, оно, по его мнению, было интернациональным .
Посмертная слава «художника революции», как называл Камо Максим Горький , как локально, в советском Закавказье, так и на территории остального СССР была огромной. Ему посвящались книги и статьи, стихи и поэмы. Его партийно-боевым псевдонимом называли улицы и площади, школы и предприятия, совхозы и районы. Его именем называли мальчиков в Армении. С 1982 года и до распада СССР в городе Гори работал музей Камо — две комнатки в небольшом здании. Ранее неофициальный музей был устроен в квартире сестры Камо, Джаваир Хутулашвили, в доме 3/5 по улице Галактиона Табидзе в Тбилиси.
С 1959 по 1996 год имя Камо носил город Нор-Баязет в Армении, нынешний Гавар .
В советский период именем Камо назывались одна из улиц города Баку (Нижняя Приютская) (сегодня — ), Еревана (ныне — Ин Ереванцу ), Тбилиси (сегодня — улица Дмитрия Узнадзе ).
Секретарь Политбюро ВКП(б) в 1920-х годах Б. Г. Бажанов , бежавший в Париж в 1928 году, в своих воспоминаниях писал :
Лидеры в эмиграции (были) постоянно заняты поисками средств. … Анархисты и часть социалистов-революционеров нашли способ добывать нужные средства — просто путём вооружённых ограблений капиталистов и банков. Это на революционном деловом жаргоне называется «экс-ами» ( экспроприациями ). Но братские социал-демократические партии, давно играющие в респектабельность и принимающие часто участие в правительствах, решительно отвергают эту практику. Отвергают её и русские меньшевики. Нехотя делает декларации в этом смысле и Ленин . Но Сталин быстро соображает, что Ленин только вид делает, а будет рад всяким деньгам, даже идущим от бандитского налёта. Сталин принимает деятельное участие в том, чтобы соблазнить некоторых кавказских бандитов и перевести их в большевистскую веру. Наилучшим завоеванием в этой области является Камо Петросян, головорез и бандит отчаянной храбрости. Несколько вооружённых ограблений, сделанных бандой Петросяна, приятно наполняют ленинскую кассу (есть трудности только в размене денег). Натурально Ленин принимает эти деньги с удовольствием. Организует эти ограбления петросяновской банды товарищ Сталин. Сам он в них из осторожности не участвует.
Предложенная Камо программа чистки большевистской партии от действительных и потенциальных полицейских осведомителей была жёсткой. Суть предложения Камо состояла в идее переодеть в форму жандармерии нескольких боевиков и самого Камо и произвести ложные аресты ведущих большевистских активистов в России:
Придём к тебе, арестуем, пытать будем, на кол посадим. Начнёшь болтать: ясно будет, чего ты стоишь. Выловим так всех провокаторов, всех трусов .
Известен случай, когда Камо, выявляя «крота» в своих рядах, имитировал захват собственной группы белогвардейцами :
Бойцов отряда захватили, разоружили, связали и поставили в один ряд — якобы для расстрела. Перед ними — окровавленный «труп» командира. Тут же его «сердце» — кровавый комок на полу. Тем, кто раскается или объявит себя противником коммунистов, была обещана пощада. В отряде трусов не нашлось. Но один из бойцов заявил, что является агентом Пилсудского. Таким образом Камо удалось обнаружить предателя.
— армянский публицист Эдуард Аянян
Советская киностудия « Арменфильм » сняла трилогию о приключениях Камо, главную роль в которой исполнил актёр Гурген Тонунц :
Также