Interested Article - Ростовщичество
- 2020-09-29
- 1
Ростовщи́чество — предоставление денег в долг с условием их возврата с процентами (предоставление денег в рост ). В современных условиях ростовщичеством называют дачу финансовых средств в долг под необоснованно высокий процент (по сравнению с обычной сложившейся практикой) или под залог вещей .
История
Ростовщичество было известно с древнейших времен, даже до появления денег. Первые ссуды давали и возвращали натурой — например, зерном или скотом. Не исключено, что идея «роста» ссуды появилась из практики — животное, взятое на время как тягловая сила или для молока, возвращали с естественным увеличением веса или с приплодом .
Ростовщичество было распространено в Древней Греции . Аристотель в трактате Политика (335—322 до н. э.) описывал явление взимания процентов как противное природе и основное назначение денег отводил для меновой торговли . Экономике Аристотель противопоставлял хрематистику , к которой он причислял ростовщичество. Взгляд Аристотеля отражал мнение класса рабовладельцев , поскольку ростовщичество было одним из факторов, содействующих разложению античного общества .
Ростовщический кредит был характерен для ранних форм , когда он обслуживал непроизводительные расходы феодальной знати , мелких ремесленников и крестьян .
Различие между законным ссудным процентом и чрезмерным («лихвой») появилось в европейской экономической мысли в начале XIV века. Ростовщичество было широко распространено в Европе до появления промышленного кредита и банков .
В Древней Руси и позднее в Российской империи ростовщичество считалось аморальным, законодательно преследовалось превышение ростовщиком определённой процентной ставки . Основанием этому служили представления, что земледелие или промышленное производство увеличиваются «справедливо» за счёт труда, а деньги растут «обманом», так как ростовщик труда не прилагает. Тем не менее, православные монастыри давали ссуды под залог земли и ювелирных изделий. За кредит взимали проценты, включая сложные. Ростовщичеством занимались архиерейские дома и приходские церкви. В рост отдавался также хлеб .
Научные оценки
В научной литературе понятие «ростовщичество» трактуется весьма неоднозначно. При этом часто используются неопределённые критерии (например, процент «непомерный», «завышенный», «чрезмерно высокий», «незаконный»). Некоторые авторы любое кредитование под проценты считают ростовщичеством .
По мнению ряда авторов, ростовщичество приводит к увеличению денежной массы , не обеспеченной товарами, поэтому кредитование под процент приводит к инфляции — ссудный процент по кредиту входит в стоимость товара и повышает его цену . Законы об ограничении размера взимаемых процентов являются типичным примером ограничения договорной свободы в целях защиты интересов экономически слабых субъектов .
Сторонник свободного рынка американский экономист Мюррей Ротбард критиковал законы об ограничении кредитования. По его мнению, такие ограничения, как и любые иные формы государственных ограничений на свободные сделки ведут исключительно к негативным результатам. В частности, ограничение на размер процента порождает дефицит кредитных ресурсов, а запрет тех или иных сделок — чёрный рынок и удорожание запрещённого .
Другие авторы показывают отсутствие прямой связи между уровнями ссудного процента и инфляции. Анализируя эпоху Древнего Рима , доктор экономических наук Сергей Владимирович Лукин отмечает, что, несмотря на значительный размер ростовщического процента (30—50 % годовых), инфляция отсутствовала или была незначительной, что делало реальный ростовщический процент лишь немногим меньше номинального . Доктор экономических наук Владимир Константинович Бурлачков считает, что максимум, на который могут поднять процентную ставку, зависит от рентабельности , то есть не процентная ставка формирует цену, а рентабельность формирует процентную ставку.
Несправедливость ростовщичества усматривают в том, что заёмщик не всегда точно знает о размере результата, который он получит при использовании кредитных средств, а кредитор изначально имеет гарантию возврата кредита и процентов через залог .
По мнению кандидата экономических наук Ольги Печоник, превышение уровнем процентной ставки уровня средней рентабельности в реальном секторе ведёт к дисбалансам в экономике и социальной несправедливости .
Законодательное регулирование в разных странах
Законодательство Российской Федерации не определяет термин «Ростовщичество» и не использует его, но в п. 5 проценты, в два и более раза превышающие величину обычно взимаемых в подобных случаях, названы «ростовщическими процентами»; указывается, что в таких случаях процент «может быть уменьшен судом до размера процентов, обычно взимаемых при сравнимых обстоятельствах».
Уголовный кодекс Канады ограничивает максимальную процентную ставку по займам до 60 % в год .
Японское законодательство также ограничивает процентные ставки. В соответствии с гражданским законодательством, максимальная процентная ставка составляет от 15 % до 20 % годовых в зависимости от суммы (большие суммы имеют меньшую максимальную ставку). Взимание более чем 20 % годовых подлежит уголовному наказанию (максимум ранее составлял 29,2 %, пока он не был снижен в 2010 году) .
В США законы о ростовщичестве ― законы штатов, в которых указывается максимально возможная легальная процентная ставка, по которой могут быть выданы кредиты . В США основная юридическая сила для регулирования ростовщичества принадлежит в первую очередь штатам. Каждый штат США имеет свой собственный закон, который определяет, какой максимальный процент может быть установлен до того, как он будет признан ростовщическим и противозаконным .
Ростовщичество и религия
Богословскую литературу, осуждающую процент на капитал, можно подразделить на две категории. В первой содержатся рассуждения об отвращении ко взиманию процента, а также ссылки на авторитеты. Во второй — отсылки к естественному праву и аргументированные обоснования неправомочности ростовщичества .
Австрийский экономист Ойген фон Бём-Баверк выделяет четыре аргумента, которые приводят христианские богословы против процента на ссудный капитал:
- Высказывание епископа Коваррубиаса: «деньги сами по себе не приносят и не производят никаких плодов, поэтому непозволительно и несправедливо брать что-либо сверх отданной внаём вещи за пользование ею, так как это получилось бы не столько с денег, которые ведь плодов не приносят, сколько с чужого труда» .
- Неправомочность ростовщичества по мнению Фомы Аквинского : Когда человек уступает некую вещь, то одновременно уступает право ею распоряжаться. Соответственно за одну вещь впоследствии требуют две цены: возвращение равной вещи и цену за употребление, которую называют процентом.
- Близко по сути находится аргумент христианских богословов против ссуды денег под процент: «Если кто-либо пользуется плодами от ссужаемых денег, всё равно, будут ли это монеты, или что-либо иное, то он пользуется плодами от вещи, которая принадлежит не ему, и поэтому это совершенно то же, как если бы он украл „эти плоды“» .
- Фома Аквинский также выдвигает весьма своеобразный аргумент о том, что так как величина процента зависит от некоего периода времени, то ростовщик продаёт время. А так как время принадлежит всем, то соответственно он совершает грех .
В христианстве
Христианство относительно ростовщичества во многом опирается на идеи из Ветхого Завета . Ростовщичество и долговое рабство предлагается лишь ограничить и регламентировать. Например, отданная за долги земля должна вернуться владельцу в юбилейный (пятидесятый) год ( Лев. ). Долговое рабство в Библии не запрещается, а лишь ограничивается шестью годами с более мягким отношением к отрабатывающему долг, чем к обычному рабу .
В Новом Завете нет прямого запрета на взимание процентов. Хотя Бём-Баверк подобный запрет усматривал в Евангелии от Луки : «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад» ( Лук. ); «И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?» ( Лук. ), но в данных фразах речь идёт не об отказе от получения процентов, а об отказе от требования назад всего одолженного имущества.
Иоанн Златоуст , почитающийся в качестве вселенского учителя, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви, не просто выступает против ростовщичества, но и считает, что «ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать рост здесь на земле» . Святитель отмечает, что «ростовщик обогащается за счет чужих бедствий, несчастие другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердным, под видом человеколюбия роет яму глубже».
Также против ростовщичества выступает и другой Отец Церкви — Василий Великий . «Не „объемлют от терния грозды, или от репия смоквы“, и от роста — человеколюбия; „всяко бо злое древо плоды злы творит“», — говорит он . Святой сравнивает ростовщиков с «бесами», «производящими падучую болезнь», которые «по лунным кругообращениям нападают на бедных». При этом Василий Великий отмечает, что «худая уплата» ждёт как ростовщика, так и того, кто берёт у него в долг. Только если должника ждёт «ущерб в деньгах», то ростовщик «вредит самой душе».
Христианская церковь в Средние века пыталась запрещать ростовщичество. Папа Климент V на Вьеннском соборе в 1311 году угрожал отлучением от церкви правителям, которые законодательно разрешали ссудный процент либо в течение 3 месяцев не отменили бы уже имеющиеся постановления . Но полностью отказаться от ссудного процента не удавалось.
В исламе
В исламе ростовщичество ( риба ) однозначно осуждается : «Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» . Ростовщичество запрещено в некоторых исламских странах ( Иран , Пакистан ). В современном исламском толковании кредитование и банки допускаются либо на беспроцентной основе либо с ограничением процентной ставки, «исключающей злоупотребления» .
В иудаизме
В иудаизме ссуда денег под процент евреям и инородцам, живущих среди евреев, запрещена: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» ( Исх. ); «Если брат твой обеднеет и придёт в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; [Я Господь,] чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» ( Лев. , ). Для чужеземцев-иноверцев таких ограничений нет: «…с иноземца взыскивай, а что будет твоё у брата твоего, прости» ( Втор. ); «ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» ( Втор. ). По закону Торы, иудей может дать в рост чужеземцу-иноверцу, и по тому же закону иноверец может дать в рост иудею .
Ростовщичество в искусстве
В произведениях искусства ростовщичество обычно осуждается, типичный образ ростовщика — немолодой алчный человек, весь смысл жизни которого заключён в стяжательстве.
В повести Н. В. Гоголя « Портрет » персонаж ростовщика являет собой, в некотором смысле, дьявольскую фигуру. В романе « Преступление и наказание » Ф. М. Достоевского образ старухи-процентщицы характеризуется ничтожностью и паразитичностью существования.
А. С. Пушкин при описании ада изобразил ростовщика, которого поджаривает бесёнок. Вергилий объясняет посетителю ада:
Мой сын, сей казни смысл велик:
Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик
И их безжалостно крутил на вашем свете.
— А. С. Пушкин, «И дале мы пошли — и страх обнял меня...», 1832 г.
Данте в своей « Божественной комедии » встретил ростовщиков на границе седьмого круга, с висящими на их шеях кошельками. Гербы на кошельках указывали на известных современников поэта, занимавшихся ростовщичеством .
В повести « Гобсек » французского писателя Оноре де Бальзака ростовщик предстаёт не только алчным стяжателем, но и тонким знатоком человеческой натуры. По словам одного из главных героев,
В нём живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное.
— Бальзак, «Гобсек»
Ростовщичество отражено в живописи разных эпох.
См. также
Примечания
- Ростовщичество. Словарь по экономике и финансам
- от 13 мая 2015 на Wayback Machine Oxford University Press
- Ростовщичество. Большой юридический словарь
- ↑ .
- , с. 376—644.
- .
- , с. 324—325.
- Харитонович Д. . Лекции online. Дата обращения: 9 июня 2010. Архивировано из 1 июля 2012 года.
- Нечаев В. М. , Яроцкий В. Г. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- . Дата обращения: 26 марта 2009. 4 декабря 2008 года.
- , с. 28.
- .
- , Таблица 62.
- , с. 530.
- , с. 23.
- , с. 31.
- . Дата обращения: 28 апреля 2015. 9 февраля 2015 года.
- , с. 124—136.
- , с. 35.
- , с. 54.
- .
- .
- : «Если процентная ставка превышает уровень, за которым рентабельное использование банковских кредитов в реальном секторе становится невозможным, денежный мультипликатор снижается.».
- .
- , с. 19—23.
- (англ.) . Criminal Interest Rate . Canada Dept Of Justice (1985). Дата обращения: 20 января 2022. 14 января 2022 года.
- . Japan Financial Services Association. Дата обращения: 16 января 2014. 27 февраля 2021 года.
- Larson, Aaron . ExpertLaw.com (17 августа 2016). Дата обращения: 6 апреля 2018. 7 марта 2021 года.
- . docutech . Docutech Corporation (май 2013). Дата обращения: 6 апреля 2018. 4 марта 2021 года.
- , с. 281—286.
- , с. 283.
- , с. 283—284.
- , с. 284.
- , с. 66—69.
- , с. 279.
- . Дата обращения: 22 августа 2016. 25 августа 2016 года.
- . Дата обращения: 22 августа 2016. 23 августа 2016 года.
- , с. 286.
- . islamnews.ru. Дата обращения: 30 сентября 2011. 3 февраля 2012 года.
- аль-Бакара
- , с. 84.
- «…законы об ограничении лихвы были обязательны только для коренных римлян, а не для союзных с ними народов (Тит Ливий, 35, 7)». // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913. .
- .
- , Ад, песнь семнадцатая, с. 34—78.
- .
Литература
- Wayne A.M. Visser, Alastair McIntosh. (англ.) // Accounting, Business & Financial History. — London: Routledge, 1998. — Июль ( vol. 8 , no. 2 ). — P. 175—189 . — doi : .
- Нуреев Р. М. // Всемирная история экономической мысли : В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М. : Мысль , 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 66—69. — 606 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-244-00038-1 .
- Соболев М. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Лекция 18. Потребительский выбор во времени РАЗДЕЛ 4. Из истории ростовщичества // . — 2000. — ISBN 9785902402046 .
- Книга первая (А), глава III, 23 // . — Москва: Мысль, 1983. — Т. 4. — (Аристотель. Сочинения В 4 т.).
- Андрей Приходько, Надежда Драгункина. О ростовщичестве и проценте // История экономических учений. Ответы на экзаменационные вопросы. — Litres, 2015. — 290 с. — ISBN 9785457541689 .
- Кредит и кредитный рынок // Финансы и кредит / Под ред. проф. М. В. Романовского и проф. Г. Н. Белоглазовой. — М. : Высшее образование, 2006. — С. 324—325. — 575 с. — ISBN 5-9692-0039-5 .
- . Жилецкие землевладения в 1632 году // Летопись Историко-родословного общества в Москве.. — 1912. — (Вып. 3 и 4.).
- . — 1907. — (Кн. 19. Отд. V.).
- . — 1699—1701. — (К характеристике монастырского быта)).
- Иванов, Владимир Иванович. // Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в XVI—XVII веках: механизм становления крепостного права / Абышко Л. А.. — Санкт-Петербург: Издательство Олега Абышко, 2007. — 600 с. — ISBN 978-5-903525-09-6 .
- Лев Дмитриев. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV — первая половина XVI века. — Москва: Художественная литература, 1984. — 707 с. — (Памятники литературы Древней Руси). — 50 000 экз.
- Ростиславов Дмитрий Иванович. Указ. соч..
- Продолятченко П.А. . — Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам V I I Международной научно — практической конференции 3 1 января 2015 г.: в 10 ч. — Белгород: АГЕНТСТВО ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (АПНИ), 2015. — С. 124—136. — ISBN 978-5-9906141-8-.
- Канторович Я. А. Основные идеи гражданского права. — Directmedia, 2013. — С. 54. — 308 с. — ISBN 9785445800798 .
- Рамзан Джаншанло. // НАУЧНО—ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ «Вестник КазЭУ». — 2013. — Вып. 93 , № 3 . — ISSN .
- Ротбард М. Трёхстороннее вмешательство // Власть и рынок: Государство и экономика = Power and Market. Government and the Economy / Пер. с англ. Б. С. Пинскера под ред. Гр. Сапова. — Социум, 2010. — ISBN 978-5-91603-013-6 .
- Лукин Сергей Владимирович. // Проблемы современной экономики (Евразийский международный научно-аналитический журнал). — 2008. — Вып. 28 , № 4 .
- Владимир Бурлачков. // Банковский весник. — 2008.
- Анохов И.В. // Журнал «Известия Иркутской государственной экономической академии». — 2010. — № 6 . 15 сентября 2016 года.
- Ольга Ивановна Печоник. // Фінансовий простір Міжнародний науково-практичний журнал. — Київ: Університет банківської справи Національного банку України, 2012. — Вып. 5 , № 1 . — С. 19—23 . 24 мая 2015 года.
- и др. Социально-политические представления в Исламе. — М. : Институт востоковедения АН СССР , 1987. — С. 84. — 115 с.
- Бём-Баверк, Ойген фон . Капитал и процент, 1884—1889. Глава II. Античные философы и канонисты как противники ссудного процента // Избранные труды о ценности, проценте и капитале. — М. : Эксмо, 2009. — С. 279. — 912 с. — (Антология экономической мысли). — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-22421-0 .
- Бём-Баверк, Ойген фон . Капитал и процент, 1884—1889. Глава III. Защитники ссудного процента с XVI по XVIII век. Упадок учения канонистов // Избранные труды о ценности, проценте и капитале. — М. : Эксмо, 2009. — С. 286. — 912 с. — (Антология экономической мысли). — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-22421-0 .
- Пушкин, Александр Сергеевич. «И дале мы пошли — и страх обнял меня...» // . — Т. 2. — С. 348.
- Данте Алигьери. Ад, песнь семнадцатая, с. 34—78 // Божественная комедия / перевод Михаила Лозинского .
- Оноре де Бальзак. Гобсек, повесть / перевод Н.И. Немчиновой .
- 2020-09-29
- 1