Interested Article - Ахмед Ясави

Ходжа Ахме́д Ясави́ ( уйг . خوجا ئەھمەد يەسەۋى), в народе также известен как Хазре́т Султа́н ( узб. Ҳазрат Султон , 1103 , Сайрам 1166 , Туркестан ) — среднеазиатский философ, исламский проповедник, суфийский поэт . Писал труды на караханидско-уйгурском языке — литературном языке, сложившемся при дворе Караханидов . Автор цикла стихов « Дивани хикмат ». Основав школу суфизма и воспитав большое количество последователей сыграл одну из ключевых ролей в распространении ислама среди тюрков Центральной Азии . После смерти, по приказу Амира Тимура , Ахмеду Ясави был воздвигнут мавзолей , который стал почитаемым местом паломничества для части мусульман региона.

Третий халиф тариката Ходжагон , основатель тариката Ясавия .

Биография

Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Некоторые позднейшие биографы приписывали тюркское происхождение, однако этому противоречит отсутствие тюркских имён в его родословной и приставка ходжа к его имени, что маркирует его принадлежность к клану ходжей — согласно традиции, потомков миссионеров Ислама с Переднего Востока . Родился в 1103 году в Сайраме на территории Казахстана . Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и он был увезён в город Яссы (современный Туркестан ). Там его учителем был Арыстан-Баб . Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани .

К тому времени, когда он вернулся в Ясы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака . Он решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда , заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше пророка Мухаммеда и, соответственно, он, как человек преданный учению ислама , не может больше видеть солнце.

Современная иллюстрация Ахмеда Ясави

Он считается национальным святым всех тюркских народов, населяющих Центральную Азию . Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов , была разрушена в ходе монгольских походов . 223 года спустя после его смерти над могилой воздвигнут мавзолей « Хазрет султан » по личному указанию эмира Тимура в качестве признания, а также в качестве политического шага, направленного на укрепление своей позиции среди степняков-кочевников. Строительство мавзолея началось в 1396 году сразу после победоносного похода Тимура против хана Золотой Орды Тохтамыша .

Учение, которое основал Ясави, получило по его имени название тариката Ясавия . Шейхи этой школы занимали почётные позиции при дворе эмиров в Бухаре в XIX веке .

Легенды Ходжи Ахмеда Ясави

Надпись в Сайраме ( узб. ) :
«Здесь, на Ханском мосту, Арыстан-Баб передал святому тюркского народа Хазрет Султану аманат пророка хурму »

Предания называют Арыстан-Баба учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно Ясави Арыстан-Баб, умирая, передал аманат , заключавшийся в косточке хурмы . По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка Мухаммада . Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму».

Согласно народным преданиям и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы .

Память

Почтовая марка СССР , 1989 год

Примечания

  1. . Дата обращения: 1 сентября 2021. 19 марта 2021 года.
  2. Y. N. Öztürk: The Eye of the Heart (Redhouse Press Istanbul 1988), p.49
  3. Devin Deweese «The Politics of Sacred Lineages in 19th-century Central Asia: Descent groups linked to Khwaja Ahmad Yasavi in Shrine Documents and Genealogical Charters» International Journal of Middle Eastern Studies Vol.31 (1999) pp507-530
  4. . Дата обращения: 31 мая 2011. 22 мая 2010 года.

Литература

  • // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 576. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
  • Гордлевский В. А. Ходжа Ахмед Ясеви // Избранные сочинения. — М. : Издательство восточной литературы , 1962. — Т. III. — С. 361—368. — 588 с. — 1450 экз.
  • Жандарбек З. З. Ходжа Ахмет Йасави и возрождение тюркской государственности // / Редактор-составитель С. Абдулло. — Алма-Ата, 2006. — С. 171—177. — 330 с.
  • Камаладдини С. Б. Туркестанский старец и его мистический путь // / Редактор-составитель С. Абдулло. — Алма-Ата, 2006. — С. 40—49. — 330 с. — 1000 экз.
  • Мехти С. // Вестник Челябинского государственного университета : журнал. — Челябинск, 2007. — № 23 . — С. 150—159 .
  • // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2006. — Т. V. — ISBN 9965-9908-5-9 . (CC BY-SA 3.0)

Ссылки

Источник —

Same as Ахмед Ясави