Interested Article - Хал (суфизм)
- 2020-01-08
- 2
Хал ( араб. حال , мн. ч. ахвал ) — в суфизме: чувства радости и тоски, покоя и стеснения, которые входят в сердца духовных «путников» (саликов). У мутазилитов хал — это состояние предмета в определенный момент времени.
Хал исходит от Аллаха и не зависит от усилий или практики самосовершенствования мистика. Хал может наступить в любой момент, а суфий не может отдалить от себя состояние хала, также как он не может сам ввести себя в это состояние . Хал отличается от макама (стоянки) тем, что мистик достигает последнего собственными силами .
Хал порождается Божественным светом, который в результате эманации (истечения) нисходит в душу мистика. Озарение происходит в определенный момент, который является единицей измерения духовного мира. Абу Хамид аль-Газали и Ибн Араби наделяли хал гносеологическим (познавательным) статусом. Ибн Араби также закрепил каждое состояние и стоянку за определенным кутбом (полюсом), который олицетворяет собой данную ступень. Согласно аль-Ансари, мистики, закрепившие своё состояние, достигли « святости » .
Классификация
По мнению ряда исследователей, первым разработчиком классификации хала был Шакик аль-Балхи (ум. в 880 г.), который называл их стоянками, и полагал, что каждая стоянка достигается только озарением свыше. Классификацию хала разрабатывали Зун-Нун аль-Мисри и аль-Харис аль-Мухасиби .
Ас-Саррадж выделил 10 хал :
- самоконтроль (муракаба);
- близость (курб);
- любовь ( махаббат );
- страх (хауф);
- надежда (раджа);
- страсть (шаук);
- задушевность (унс);
- успокоение (итманина);
- созерцание (мушахада) .
Эти халы образовывали противоположные пары: трезвость — опьянение, трепет — задушевность, сжатие — расширение, отсутствие — свидетельство, уничтожение в Боге — пребывание в нём. Многие из них представляют собой последовательную смену состояния на пути к Аллаху .
Большинство суфиев считали, что хал — это перманентное переживание. Однако позже появилось мнение, что состояние сохраняется до появления следующего и после укрепления может перейти в стоянку .
Выступив против нисхождения статуса состояния до стоянки, аль-Худжвири предложил схему: макам — хал — вакт — тамкин. По мнению аль-Худжвири тамкин (упрочение) противостоит талвину (первоначальной изменчивости хала). После достижения мистиком высшего состояния тамкин приходит на смену изменчивости .
Примечания
- .
- ↑ .
Литература
- Ализаде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — С. 837. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- / Gardet L. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman , Th. Bianquis , C. E. Bosworth , E. van Donzel , W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill , 1960—2005. (платн.)
- Mojtahed Shabestari M., Negahban F. // Editors-in-Chief: Wilferd Madelung and, Farhad Daftary Encyclopaedia Islamica. — Brill Online.
Ссылки
- Колодин, Александр . Культура веры. Путеводитель сомневающихся. Дата обращения: 13 июля 2015.
- 2020-01-08
- 2