Interested Article - Риме

Буддизм
Практика
Дхамма

Риме ( тиб. རིས་མེད་ , Вайли ris med , «не имеющее уклона», «несектантское») — обновленческое движение в тибетском буддизме , выступающее против сектантства и стремления обеспечить превосходство отдельных направлений буддизма, вместо этого стремящееся к возрождению всех учительских традиций ( ньингма , сакья , кагью ), а также к формированию беспристрастного отношения ко всем учениям, в том числе небуддистской религии бон . Сложилось в XIX веке в Восточном Тибете и нашло выражение в проповеднической деятельности, а также в письменных трудах ряда выдающихся учителей: Джамьянга Кхьенце Вангпо , Джамгона Конгтрула , Чогьюра Дэчен Лингпу , Мипама Гьяцо . Одна из особенностей обучения этими мастерами состояла в возрождении интереса к индийским источникам тибетского буддизма в качестве единой основы.

Подход Риме

Большинство буддологов характеризует Риме как «эклектичное движение» , хотя существует иная точка зрения, в соответствии с которой движение Риме не эклектично, а универсально и многосторонне . Рингу Тулку , один из наиболее известных представителей Риме, делает особый акцент на том, что основатели движения не считали его новым учением . Это просто подход, предоставляющий свободу выбора, которая существовала на протяжении всей истории тибетского буддизма. Теоретические и практические элементы различных школы и линий передачи использовались кармапами , далай-ламами , главами линии передачи сакья , видными представителями школ ньингма и кагью , а также Чже Цонкапой .

Основатели Риме

Основателями движения Риме были Джамьянг Кхьенце Вангпо и Джамгон Конгтрул, которые принадлежали к различным школам (эпитеты Джамьянг и Джамгон указывают на то, что они считаются эманациями Манджушри ). Джамгон Конгтрул представлял традиции ньингма и кагью , а Джамьянг Кхьенце — сакья . В их время школы тибетского буддизма были крайне изолированы, поэтому Джамгон Конгтрул и Джамьянг Кхьенце стремились к активизации диалога между различными линиями .

Движение Риме стало известно в тибетской истории в момент, когда религиозный климат стал в высшей степени нетерпимым . Цель движения состояла в том, чтобы «привести на нейтральную полосу, где разнообразные взгляды и методы различных традиций ценились бы за их индивидуальный взгляд, а не отвергались, маргинализировались или запрещались» . Многие учения различных школ оказались на грани исчезновения, и движение постаралось их сохранить . При этом движение Риме не смешивало их, а признавала индивидуальную неприкосновенность каждого учения .

Движение возникло в условиях нарастающего доминирования линии передачи гелуг . В XVII столетии взгляды и политика гелуг возобладали в Тибете, а другие линии передачи утратили свои позиции . В начале своего существования движение Риме почти не включало учителей линии гелуг и временами подвергало критике взгляды гелуг. Профессор Дрейфус полагает, что эта критика была направлена не на углубление раскола, а на поддержку миноритарных школ, которые были маргинализированы властвовавшей школой гелуг. Тем не менее, для комментариев ранних авторов Риме характерна критика доктрины гелугпа .

Движение Риме в наши дни

В XX столетии движение добилось больших успехов, которые выразились в том, что распространение учений и передачи между различными школами и линиями передачи стали общепринятой нормой среди многих монахов, лам, йогов, а также практикующих мирян. Это произошло благодаря усилиям многих держателей линий передач и духовных лидеров, таких как: Далай-лама XIII , Далай-лама XIV , Кармапы XV и XVI, Сакья Тридзин и Дуджом Ринпоче . Все эти деятели придерживались того же «эклектичного» подхода, что и Далай-лама V , «который стёр грани между традициями»:

На Западе, где бок о бок существует множество различных буддистских традиций, необходимо быть постоянно начеку из-за опасности сектантства. Такое настороженное отношение часто возникает из-за недостатка понимания или неправильной оценки всего, что находится за рамками собственной традиции. Поэтому учителя всех школ могли бы принести неоценимую помощь путём изучения и использования практического опыта, накопленного в учениях других традиций .

В России действует Центр Риме, основанный Беру Кхьенце Ринпоче и Чоки Нима Ринпоче .

Примечания

  1. Андросов В. П. Учение Нагарджуны о срединности / Отв. ред. академик РАН Г. М. Бонгард-Левин . — М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН , 2006 . — С. 726. — 846 с. — 1300 экз. — ISBN 5–02–018488–8.
  2. Lopez, Donald S. (1998). Prisoners of Shangri-La: Tibetan Buddhism and the West . Chicago: University of Chicago Press, p. 190
  3. Damien Keown: Oxford Dictionary of Buddhism , p. 83
  4. Dreyfus, Georges B.J. & Sara L. McClintock (eds). The Svatantrika-Prasangika Distinction: What Difference Does a Difference Make? Wisdom Publications, 2003, p. 320
  5. Samuel, Geoffrey. (1993). Civilized shamans: Buddhism in Tibetan societies . Washington DC: Smithsonian Institution Press, pp. 538, 546
  6. Seyfort Ruegg quoted in Samuel, Goeffrey (1993). Civilized Shamans. Buddhism in Tibetan Societies , p. 538
  7. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 9 февраля 2017 года.
  8. Samuel, Geoffrey. (1993). Civilized shamans: Buddhism in Tibetan societies . Washington DC: Smithsonian Institution Press, p. 538
  9. 16 июля 2011 года.
  10. Callahan, Elizabeth (2007). The Treasury of Knowledge: Frameworks of Buddhist Philosophy . Introduction, p. 10
  11. Dreyfus (2003) p.320
  12. An Open Letter by The Network for Western Buddhist Teachers, Tricycle , Fall 1993

Ссылки

Источник —

Same as Риме