Interested Article - Павлинья комната
- 2020-01-25
- 1
« Гармония в голубом и золотом: Павлинья комната» ( англ. Harmony in Blue and Gold: The Peacock Room ; более известная как Павлинья комната ) — шедевр искусства оформления интерьера и декоративной росписи Джеймса Уистлера , находящийся в Галерее искусств Фрира в Вашингтоне, округ Колумбия. Уистлер декорировал комнату в единой, насыщенной палитре, с использованием сине-зеленых панелей с остеклением и сусального золота . Роспись, выполненная в 1876—1877 годах, является не только одним из наиболее ярких примеров идеологии эстетизма , свойственной автору, но и одним из лучших образцов японизма в западноевропейском и американском искусстве, предвещающем эстетику искусства модерна . Высота комнаты составляет 421,6 см ., ширина — 613,4 см ., длина — 1026,2 см .
История
«Павлинья комната» была спроектирована как столовая в таунхаусе , расположенном по адресу 49 Prince's Gate в районе Кенсингтон в Лондоне , принадлежавшему британскому судоходному магнату Фредерику Лейленду . Лейланд нанял британского архитектора для ремонта и реконструкции своего дома . Шоу доверил реконструкцию столовой , другому британскому архитектору, имевшему опыт работы в англо-японском стиле .
Джекилл разработал концепцию столовой в виде Porsellanzimmer (фарфоровая комната). Он выстроил сложную решётчатую структуру из резных шпинделевых полок из грецкого ореха, на которых была размещена коллекция китайского синего и белого фарфора Лейланда, в основном эпохи Канси династии Цин . Стены он покрыл кожаными обоями XVI века, привезенными в Англию как часть приданого Екатерины Арагонской . На них были изображены еë геральдические символы: открытый гранат и ряд красных и тюдоровских роз, как символ союза с Генрихом VIII . Обои несколько веков висели на стенах дома в стиле Тюдоров в Норфолке , прежде чем Лейланд купил их за 1000 фунтов .
На южной стороне комнаты, в центре, прямо под большой пустой кожаной панелью, располагался ореховый валлийский комод, а с обеих сторон — обрамлённые полки. С восточной стороны три окна, в полный рост, с видом на частный парк , были закрыты ставнями из орехового дерева . На севере — камин, над которым висела картина Уистлера « Принцесса из страны фарфора » , служившая центральным компонентом комнаты. Потолок был отделан подвесными панелями в стиле Тюдоров и украшен восемью газовыми светильниками в форме шара. На полу лежал ковёр с красной каймой .
Джекилл почти завершил свою работу, когда болезнь вынудила его отказаться от участия в проекте. Уистлер, который тогда занимался оформлением прихожей дома Лейланда, вызвался закончить работу Джекила в столовой. Обеспокоенный тем, что красные розы на обоях вступали в противоречие с цветовой гаммой его «Принцессы», Уистлер предложил ретушировать кожу желтой краской, на что Лейланд ответил согласием. Он также разрешил украсить карниз «волновым узором», таким же, как на хрустальной двери, сделанной Джекиллом, а затем отправился в свой дом в Ливерпуле . Во время отсутствия Лейленда Уистлер пошёл на более смелые изменения:
Ну, вы знаете, я просто расписывал. Я начал работу «без проекта или эскиза», он рождался, пока я писал. И ближе к концу я достиг такой точки совершенства — «в каждом прикосновении — свобода» — что, когда я подошел к углу, с которого начал, мне пришлось снова переделывать его, так как разница между началом и концом была очень заметна. И гармония в сине-золотом начала складываться, и вы знаете, от этой радости я забыл обо всем.
Джеймс Уистлер
По возвращении Лейланд был шокирован «улучшениями». Художник и меценат поссорились из-за комнаты и надлежащей компенсации за работу. Уистлер был очень зол на Лейланда, и, в какой-то момент получив доступ к столовой, нарисовал двух боевых павлинов, символизирующих художника и его покровителя. Эту картину он назвал «Искусство и деньги, или история комнаты» ( Art and Money: or, The Story of the Room ) .
Считается, что Уистлер сказал Лейленду: «Ах, я сделал тебя знаменитым. Моя работа будет жить, когда вас забудут. Тем не менее, по случайности, в последующие десятилетия вас будут помнить как владельца Павлиньей комнаты» .
На этом разногласия между Уистлером и Лейландом не закончились. В 1879 году, после суда с искусствоведом Джоном Рёскиным , когда Уистлер был вынужден объявить о банкротстве, Лейланд, как его крупнейший кредитор, присутствовал при инвентаризации его имущества. Когда кредиторы прибыли в дом художника их приветствовала картина «Золотые струпья: извержение в Frilthy Lucre (Кредитор)» — большая карикатура на Лейланда, изображенного в виде антропоморфного демонического павлина, играющего на пианино, сидя на доме Уистлера .
Художник упомянул об этом инциденте в своей книге « Изящное искусство создавать себе врагов » . История стала более драматичной из-за любви Уистлера к жене Лейланда, Фрэнсис, которая рассталась с мужем в 1879 году .
Автор первоначального проекта столовой Томас Джекилл был настолько потрясён видом «своей» комнаты, что вернувшись домой, позднее был найден в своей студии на полу, покрытом сусальным золотом . Он так и не пришел в себя и умер безумным три года спустя .
В 1904 году наследники Лейланда, его дочь и её муж, художник Вал Принсеп , продали « Принцессу из страны фарфора » американскому промышленнику и коллекционеру Чарльзу Фриру. Вместе с картиной он анонимно приобрёл и всю «Павлинью комнату». Фрир перевез обстановку в свой особняк в Детройте . После его смерти в 1919 году она была перенесена в Галерею искусств Фрира в Смитсоновском институте в Вашингтоне, открывшуюся в 1923 году .
В культуре
- Инсталляция Презренный металл ( англ. Filthy Lucre ) , 2013—2015 год, Даррен Уотерстон — инсталляция демонстрирует обветшавшую Павлинью комнату .
Галерея
-
Эскизы для оформления комнаты, 1876
-
Павлинья комната, 1890, Лондон
-
Южная сторона комнаты
-
Китайский фарфор, на полках в комнате
Примечания
- . Дата обращения: 15 мая 2019. 23 мая 2019 года.
- . . Дата обращения: 29 апреля 2014. 30 апреля 2014 года.
- ↑ Merrill, Linda. . — Washington, D.C. : Freer Gallery of Art , 2000. 5 января 2015 года.
- ↑ Schulz, Max F. (англ.) . — Cambridge: Cambridge University Press , 1985. — P. 306. — ISBN 9780521301732 .
- ↑ . . Дата обращения: 30 апреля 2014. 2 мая 2014 года.
- ↑ Peters, Lisa N. . — 1996.
- Hogarty. . (30 мая 2012). Дата обращения: 30 апреля 2014. 29 апреля 2014 года.
- Whistler, James McNeill. // The Gentle Art of Making Enemies . — New York City: Stokes, 1890. — С. —175.
- Anderson, Ronald K; Koval, Anne. . — New York City: ISBN 9780786710324 . . — С. 209. —
- Pennell, Joseph . . — Philadelphia: J.B. Lippincott Co, 1921. — С. 109—111. ;
- Hobbs, Susan. . — 4th. — Washington, D.C.: Freer Gallery of Art , 1980. — С. 15. — ISBN 9780934686341 .
- . — Litres, 2018-12-20. — 64 с. — ISBN 9785457839762 .
- Guducci, Marc (2015-05-15). . New York Times . New York. из оригинала 15 декабря 2015 . Дата обращения: 10 февраля 2016 .
- (англ.) . Freer|Sackler. Дата обращения: 22 июня 2019. 22 июня 2019 года.
Библиография
- Curry, David Park. (англ.) . — New York City: W. W. Norton , 1984. — ISBN 9780393018479 .
- Merrill, Linda; Ridley, Sarah. (англ.) . — New York City: ISBN 9781562823276 . , 1993. —
- Peters, Lisa N. . — New York City: Smithmark, 1996. — ISBN 9781880908709 .
- Merrill, Linda. / Freer Gallery of Art . — Washington, D.C.: Yale University Press , 1998. — ISBN 9780300076110 .
Ссылки
- . : The Smithsonian's Museums of Asian Art. Дата обращения: 15 мая 2019. 6 октября 2017 года.
- . . 2 мая 2014 года.
- 2020-01-25
- 1