Interested Article - Каса-Мила
- 2021-02-01
- 2
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 320bis
• • |
Каса-Мила́ ( кат. Casa Milà [ка́са мила́]) — жилой дом, построенный в 1906 — 1910 годах в Барселоне архитектором Антони Гауди для семьи Мила , одна из достопримечательностей каталонской столицы. Здание расположено на пересечении бульвара Пасео-де-Грасия с улицей Карре-де-Провенса ( кат. Carrer de Provença ). Каса Мила стал последней светской работой Гауди, прежде чем он полностью посвятил себя работе над храмом Саграда Фамилиа .
История здания
Проект этого здания Гауди стал новаторским для своего времени: продуманная система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению, имеется подземный гараж. Предусмотренные проектом лифты не были установлены в ходе строительства и появились намного позднее. Здание представляет собой железобетонную конструкцию с несущими колоннами без несущих и опорных стен. Уникальные кованые решётки балконов стали результатом импровизации , который сотрудничал с Гауди и в других проектах.
Три внутренних дворика — один круглый и два эллиптических — являются характерными элементами оформления, к которым архитектор постоянно обращался, чтобы наполнить помещения в своих зданиях достаточным количеством света и свежего воздуха. Почти в каждом помещении имеется окно, в которое поступает дневной свет, что для того времени было в новинку. Все хозяйские комнаты выходят на улицу либо во внутренний двор квартала, окна хозяйственных помещений и комнат прислуги выходят в три внутренних дворика.
Первоначально мнение барселонцев о новом доме было не слишком высоким, дом Мила сразу получил прозвище «Педрера» ( кат. La Pedrera — каменоломня) за свой запоминающийся неровный и тяжеловесный фасад .
В 1984 году Каса-Мила стал первым из сооружений XX века, включённым в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО . Здание находится в собственности местной Fundació Catalunya-La Pedrera, которая использует бывшую квартиру в бельэтаже площадью 1 000 м² под выставочные цели. Квартира на шестом этаже здания оформлена в стиле 20-х годов XX века и вместе с чердачным этажом и террасой на крыше демонстрируется посетителям во время экскурсий. На остальных этажах размещаются офисы , некоторые квартиры по-прежнему занимают каталонские семьи.
На крыше дома происходит часть действия одного из наиболее знаменитых фильмов великого итальянского кинорежиссёра Микеланджело Антониони « Профессия: репортер » (1975).
Особенности здания
Патио
Значительным нововведением Гауди стало объединение традиционных световых шахт в 2 широких внутренних двора- патио , имеющих необычную извилистую, «органическую» конфигурацию. Этажи организованы вокруг патио для оптимальной вентиляции и максимального доступа дневного света. Выходящие в патио фасады здания покрыты полихромной росписью, в основном с растительными мотивами. Цветочный декор и навеянные мифологическими мотивами фрески также украшают потолки и стены двух входных вестибюлей и главной лестницы.
Терраса крыши
Волнистая по очертаниям крыша следует ритму главного фасада , с чередованием различных элементов: выходов лестничных клеток, вентиляционных и дымовых труб. Открытые для свободной интерпретации и использованные символизма формы этих элементов не являются нарочитыми, несмотря на свою причудливость, а отвечают их утилитарной функции. Многие из них выложены мозаикой тренкадис из фрагментов битой керамики , гальки , мрамора и стекла .
Мансарда
Мансарда является одним из самых интересных конструктивных решений в архитектуре Гауди . Этот зал, когда-то предназначенный для стирки и развешивания белья, опирается на 270 арок в форме цепной линии, сложенных из плоского кирпича . В нём разместилась постоянная экспозиция , посвященная жизни и творчеству мастера: творения Гауди представлены здесь макетами и чертежами , эскизами и черновиками , фотографиями и документальными фильмами . Выставка позволяет ознакомиться с наиболее характерными чертами работы мастера.
Квартира-музей
Одна из квартир четвертого этажа позволяет совершить путешествие во времени и проникнуться атмосферой барселонской буржуазии XX века , мастерски воспроизведенной с помощью домашней утвари той эпохи. Здесь можно ознакомиться с первоначальной планировкой и подлинными орнаментальными деталями, выполненными по эскизам Гауди (такими как дверные и оконные ручки, двери и покрытие полов). Посещение квартиры сопровождается показом документального фильма о стремительном преображении и модернизации города в первой четверти XX века.
Кафе
Кафе представляет собой сочетание стиля модерн и самобытности типичных старинных таверн -«фондас». Сюда можно зайти прямо с улицы, чтобы выпить чашечку кофе, пообедать или посидеть за бокалом вина.
Выставочный зал
В бельэтаже здания, где находилась квартира домовладельцев — господ Мила, — теперь размещается выставочный зал площадью 1300 кв.м., в котором организуются временные экспозиции . В этом зале стоит обратить внимание на колонны с высеченными на них надписями и скульптурными декоративными мотивами.
Примечания
- — 2017.
- / Т. А. Галкина, С. П. Пожарская // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 67. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1 .
Литература
- Joan Bergós i Massó, Joan Bassegoda i Nonell, Maria A. Crippa . Gaudí. Der Mensch und das Werk. — Hatje Cantz Verlag, Ostfildern 2000. — ISBN 3-7757-0950-9
- Xavier Güell . Antoni Gaudí. — Verlag für Architektur Artemis, Zürich 1987. — ISBN 3-7608-8121-1
- Елена Висенс . Люди Гауди // Вокруг света , № 2 (2845), февраль 2011 г.
Ссылки
- 2021-02-01
- 2