Interested Article - Изобразительное искусство Армении
- 2020-05-28
- 1
Армянское изобразительное искусство — изобразительное искусство армянского народа — различных видах живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства
Доисторическое искусство
В различных районах современной территории Армении были обнаружены наскальные изображения, датирующиеся VI тыс. до н. э.. В ходе археологических раскопок, проводимых в различных районах Армении была обнаружена энеолитическая чернолощёная керамика с резным геометрическим узором. Археологические данные показали, что традиция художественной обработки металла на территории Армении восходит к III тыс. до н. э.. Были обнаружены хорошо сохранившиеся художественные изделия из металла, такие как медные и бронзовые, золотые и серебряные украшения, сосуды и другие предметы, имевшие культовое и бытовое назначение. II тыс. до н. э. датируется найденная в Армении красноглиняная керамика с выполненной чёрной краской геометрической росписью. С зарождением и распространением по территории Армении куро-аракской археологической культуры в IV — начале III тысячелетия до н. э. связаны обнаруженные у истоков подземных источников и ручьев огромные каменные скульптуры, напоминающие по форме рыб, так называемые вишапы , которые считаются, по мнению исследователей, символическим изображением древних мифологических существ.
Античность
Эпоха Урарту
В IX—VI вв. до н. э. на территории Армянского нагорья развивалась высокая цивилизация государства Урарту. Полиэтническое население Урарту — хурри-урартские, протоармянские племена, оставили богатое культурное наследие, продолжением которого является культура армянского народа .
Древняя Армения. VI век до н. э. — V век н. э.
В VI в. до н. э. завершается формирование армянской народности . Среди художественных произведений VI—III вв. до н. э. высоким уровнем обработки выделяются высокохудожественные изделия из металла. В древней столице Армении Армавире были обнаружены золотые ювелирные изделия эпохи Ервандидов . С IV века до н. э. на территории Армении начинает развиваться эллинистическая культура . В III веке до н. э. в Армении появляются новые города, где развиваются ремесла и искусство. Установление более тесных связей с эллинистическими государствами Средиземноморья способствовало дальнейшему развитию древнеармянской культуры в новом, эллинистическом направлении. Со II в. до н. э. после восстановления армянской государственности и создания царства Великая Армения в армянской культуре начинается расцвет эллинизма. Развитие эллинистической культуры поощрялось вначале царем Арташесом I , а затем и Тиграном Великим . Сохранились чеканные чаши из ритоны и серебра, мозаики, терракотовые изделия, фрагменты скульптурного искусства. Известно, что во время кратковременного похода Марка Антония на Армению римляне увезли из Арташата золотую статую богини Анаит . Ещё в II—I вв. до н. э. древние армяне владели техникой стеклоделия . На рубеже I в. до н. э.— I в. н. э. она достигает нового уровня.
Во время археологических раскопок в крепости Гарни около языческого храма I в. н. э. были обнаружены руины терм I—III в. н. э., пол которых был украшен хорошо сохранившейся мозаикой с изображениями языческих богов и других мифологических существ с греческой надписью „ Мы потрудились, но нам не заплатили “. Ко II в. н. э. относятся две серебряные чаши, одна из которых, с именем армянского царя Бакура II, украшена изображениями сцен на театральные сюжеты . На территории Армении обнаружено несколько скульптурных мужских портретов, датирующихся III в..
В 301 году после принятия в Армении христианства в качестве государственной религии, в армянском искусстве своеобразное творческое воплощение получило новое идейное содержание, воспринятое из центров христианского Востока.
-
Фрагмент мозаики из терм в Гарни
-
Фрагмент бронзовой статуи древнеармянской богини Анаит на почтовой марке Армении
-
Рельефные орнаменты храма Гарни
Средние века
Фресковая живопись
Наиболее ранние известные образцы армянской фресковой живописи восходят к середине V века , это фрагменты фресок из церкви Погос-Петрос в Ереване и Касахской базилики. Следующие ранние примеры относятся в основном к VII веку ( Лмбатаванк , Аручаванк и т. д.) и свидетельствуют об устойчивой традиции росписей в интерьерах . От армянской средневековой монументальной живописи X—XI веков сохранились лишь фресковые фрагменты. Сохранившийся до наших дней фрагмент фресок Татевском монастыря в Сюнике, восходит примерно к 930 году . В монастыре Гндеванк ( 914 год ), расположенного в Вайоцдзорской области , сохранились фрагменты фресок с изображениями ореола Христа в апсиде, фигуры сидящей Богородицы, а также неизвестного святого (художник Егише) . Арабский автор ал-Мукаддаси сообщает о стенных росписях монастыря, который он видел предположительно в Арташате :
В трех фарсахах от Дабиля монастырь из белых тесаных камней наподобие конической шапки на восьми колоннах; в нём находятся изображения Девы Марии внутри между полотнами дверей; в какие двери ты ни войдешь и видишь изображение Девы Марии.
— ал-Мукаддаси
В трактате автора VI—VII веков Вртанеса Кертога „Об иконоборчестве“ перечисляются сюжеты, изображаемые в храмах, в частности приводятся сведения о существовании в Армении с периода раннего христианства фресок с изображениями святого Григория Просветителя, св. Рипсимэ, св. Гаянэ и других.
Частично сохранились фрески в кафедральном соборе , построенном в 1001 году в средневековой столице Армении городе Ани , а также в церкви Сурб Хач (Святого Креста) ( 915 — 921 гг.) на острове Ахтамар , на стенах которой изображены история Адама и Евы, фигуры апостолов и святых, евангельские сцены, и т. д. . Сохранились росписи XII в. в Ахтале , фрагменты росписей XIII в. в церкви Бахтагеки в Ани, а также в церкви Тиграна Оненца и в Дадиванке . Среди фресок XIV в. особую ценность представляют росписи в Ахпатском монастыре.
В армянских церковных росписях сохранилась один из наиболее ранних и полных циклов композиции „Страшного Суда“ . Анализ ранних армянских росписей в Аруче, Талине, Лмбате, Коше и т. д., доказывает о наличии уже в VII в. системы декорации, которая достигла наибольшего развития в X веке .
Скульптура
Армянская раннесредневековая скульптура представлена каменными стелами, орнаментальными и сюжетными рельефами IV—V вв. Наиболее ранние — рельефы плит аркосолия усыпальницы армянских Аршакидов в Ахце , относящееся к 364 году . Сохранилась капитель мемориальной колонны в Касахе (около IV в.) и 2 рельефа конца IV столетия на фасаде собора Эчмиадзинского собора . Примечательны скульптурные изображения Богородицы, Григора Просветителя и др. В целом раннесредневековая армянская скульптура представлена тремя основным школами — Айраратской, Таширской и Сюникской. Церкви V века отличаются скромной декоративностью. В VI—VII веках начинается новый расцвет скульптурного искусства (круглая скульптура и рельефы), отличающаяся богатством декоративных деталей, выделяются стилистические направления . Шедевром архитектуры и изобразительного искусства этой эпохи становиться храм Звартноц , построенный в 640 — 650 -гг.. Появляются сюжетные фигурные рельефы (в церквях Птгни, Мрена), горельефные изображения ктиторов (Сисиан).
Развитию средневековой армянской культуры способствует восстановление в 885 году национальной государственности образованием Анийского царства . В вассальном подчинении от последнего находились армянские царства и княжества Васпуракана , Сюника , Ташир-Дзорагета , Хачена . Начиная с X века развивается традиция изображения на стенах церквей и монастырей ктиторов, в этой связи примечательны скульптурные портреты князей и царей с моделью храма в руках в Ахтамаре, Ахпате, Санаине и других. В церкви Гагикашен (начало XI в.) в Ани на фасаде стояла двухметровая статуя царя Армении Гагика I с моделью церкви . К середине X века относятся рельефные изображения 12 апостолов в аркатуре барабана собора св. Апостолов в Карсе . В целом новый этап развития художественной культуры Армении связан с Анийской школой архитектурного и скульптурного искусства. Неотъемлемой частью этой школы являлось высокое орнаментальное искусство. Позднее в 1201 году при строительстве Аричаванка отмечается влияние Анийской школы скульптуры. Для скульптурного искусства X века особую ценность представляют также рельефы храма Ахтамар с изображением библейских сюжетов, фигур людей, птиц, зверей и т. д. Рельефная пластика XIII столетия представлена ктиторскими композициями (в Агарцине , Дадиванке ), геральдикой (усыпальница князей Прошянов в Гегарде, 1283), скульптурами библейского а также мифологического содержания (Алджоцванк и Ованнаванк) . Высокого художественного уровня достигает скульптурное оформление входов церквей. В XII—XIII вв. своего наивысшего развития достигает искусство хачкаров (каменных стел с резным изображением креста в орнаментальном обрамлении), возникший ещё в IX веке . Шедеврами хачкарного творчества считаются хачкар 1291 года мастера Погоса в Гошаванке и хачкар Момика 1303 года. Более ранние памятники по композиции монументальны и строги, более поздние исполнены изысканно тонкой, «кружевной» резьбой.
Важное место в изобразительном искусстве времени занимают скульптурные декорации Нораванка (XIV в.), Нор-Гетика (XII—XIII в), церкви Тиграна Оненца в Ани. Для скульптуры XIV века важное место занимает школа Вайоц-Дзора .
-
Скульптура у вход церкви Агджоц
-
Собор Звартноц , середина VII века
-
Богоматерь с Младенцем. Рельеф гавита монастыря Нораванк . Конец XIII века
-
Гегард , ворота в церкви Катогике, 1215 год
-
Барельеф на тимпане из Ованаванка , XIII века
-
Ктиторский рельеф в Ахпате , 976—991 гг.
-
Скульптуры на церкви Гандзасар , 1216—1261 гг.
-
Ованаванк , фрагмент, 1216 год
Миниатюра
В истории изобразительного искусства средневековой Армении ведущее место занимала книжная миниатюра, самые ранние образцы которого датируются VI—VII вв. . Особенностью армянской миниатюры является разнообразие стилей различных местных школ — Киликии, Гладзора, Татева, Васпуракана и т. д.. В целом армянская миниатюра отличается цветовой насыщенностью, яркостью композиционных построений, орнаментальным убранством. С раннего Средневековья (IX—X вв.) в армянской миниатюре выделяются два характерных направления: первому, обсусловеленному заказами феодальной знати, характерны парадность, обилие золота, живописность, орнаментальность. Более яркие примеры — « Евангелие царицы Млке » ( 862 г.), «Эчмиадзинское евангелие» ( 989 г.), «Евангелие Мугни» (XI в.). Второе направление, связанное с демократическими слоями, характеризуется лаконизмом, близостью к народносму искусству, графичностью, выразительностью лиц персонажей и движений, что нашло своё отражение в Евангелиях 986 г., 1018 г. и 1038 г.. Особым многообразием стилей и приёмов отличается миниатюра XIII—XIV веков, когда развивается ряд самобытных локальных школ армянской миниатюры. Ключевое место в истории армянской миниатюры занимает киликийская школа, развивавшаяся с XII века, но достигшая наибольшего расцвета во второй половине XIII столетия. Особое место в её истории занимает творчество Тороса Рослина . Работы Рослина отличаются глубокой психологической выразительностью персонажей, многообразием сюжетов и мастерством композиции групповых сцен, точным рисунком, особым подходом к изображению орнаментов. В это же время высокого уровня достигла миниатюра и в Восточной Армении . Среди значительных произведений следует отметить Евангелие Таргманчац 1232 г. (художник Григор), которое отличается эмоциональностью образов и живописностью. В Западной Армении бурно процветает школа миниатюрной живописи в Васпуракане . Её характерные особенности — преобладание линейно-графического изображения (художники XIV в. Дзерун, Рстакес) и декоративность. Мастера художественного искусства XIV столетия — Момик , Торос Таронаци и Авак, которые работали в Гладзоре . В Татевском монастыре в XIV—XV вв. работали Григор Татеваци и Григор. В Средневековье были созданы особые руководства по изобразительному искусству — «Паткерусуйцы». Самый древний сохранившийся рукопись «Паткерусуйца» относится к XV—XVI вв. . Последним крупным армянским миниатюристом считается Акоп Джугаеци , живший на рубеже XVI—XVII вв.. Его творчество предшествовало светскому развитию армянского художественного искусства.
Декоративно-прикладное искусство
Прикладное искусство средневековой Армении представлено богатой и многообразной керамикой: поливной керамикой с росписью и гравировкой, неполивной с углублённым и рельефным орнаментом, росписанными фаянсовыми сосудами. Основные центры керамического производства располагались в городах Ани и Двин , процветавших вплоть до XII—XIII вв. Сохранились вышивки XIV в. , металлические художественные изделия (чеканные серебряные позолоченные складни 1293 г., 1300 г. и 1687 г.), предметы церковного назначения. Сохранилось значительное количество серебряных и золотых окладов рукописных книг (например, оклад Евангелия киликийской работы 1255 г.). В Ани, при раскопках церкви Гагикашен , была обнаружена медная люстра-лампадофор, относящаяся к XI в.. Известны высоко-художественные образцы резьбы по дереву, наиболее ранние примеры которой относятся к X в.. Это капители притвора церкви Аствацацин Севанаванка и церкви Святой Рипсиме . Отдельное место в этом искусстве занимают деревянные двери храмов (дверь из Муша, 1134 г., двери из церкви Аракелоц на оз. Севан, 1176 и 1486 гг., из Татева, 1253 г., которые хранятся в Национальном историческом музее Армении ).
В Средневековье церкви и храмы украшались также мозаиками. Некоторые фрагменты раннехристианских мозаик обнаружены в соборах Эчмиадзина, Звартноца и Двина .
Наиболее ранние полностью сохранившиеся ковры — вишапагорги (ковры с драконами), датируются в основном XIV — XV вв..
-
Складень-реликварий, Вайоцдзорская область , 1300 год
-
Оклад Евангелия, XV в., Татевский монастырь
-
Карабахский ковёр «Гоар» с тканной
надписью на армянском языке , 1700 г.
XVII—XVIII века. Развитие станковой живописи
С XVII—XVIII веков средневековые художественные стили и подходы постепенно уступают место новым реалистическим методам художественного выражения. Вместе с миниатюрой и искусством фрески развиваются новые виды художественного искусства — станковая живопись, портретная живопись, тематические произведения и реалистический пейзаж. В интерьерах храмов появляется живопись маслом на холсте , реже на шелке или досках . В истории изобразительного искусства Армении XVII—XVIII веков важное место занимают художники из рода Овнатанянов . В их произведениях (в том числе выполненных для Эчмиадзинского собора) проявляются черты реализма. Первые росписи Эчмиадзинского собора (сохранились только три сюжетных фрагмента) принадлежат родоначальнику этой семьи Нагашу Овнатану . В 1680-е годы последний нарисовал ряд сюжетных картин для церкви Погос-Петрос в Ереване. Работы Овнатанянов в церквях Агулиса, Шорота, Апракуниса и Астапата выделяются в особую Нахичеванскую школу . Большой интерес представляют произведения Арутюна Овнатаняна и Овнатана Овнатаняна . Овнатаном Овнатаняным были выполнены замечательные портреты деятелей армянской церкви. В 1780-е годы Овнатан Овнатанян вместе с учениками восстанавливает фрески Эчмиадзинского собора. В XVII веке в Новой Джульфе (Исфахан) жил и работал портретист Минас (портреты Акопджана и Воскана Велиджанянов и т. д.). Из его монументальных работ известны фрески в нескольких армянских церквях Исфахана и т. д.. Там же работал художник, писатель, философ-богослов Ованес Мркуз, который в основном рисовал картины на библейские сюжеты. В XVIII веке несколько армянских художников работали в армянской колонии Иерусалима. 23 работ Ованеса Тирацу находятся в армянской церкви святого Иакова в Иерусалиме.
К концу XVII — началу XVIII века относится деятельность художников из семьи Манасе. Основателями этой династии художников являлись Рафаэль, Барсег и Минас Манасе, которые работали главным образом в Константинополе.
С дальнейшим развитием армянского книгопечатания в XVII—XVIII веках развивается книжная графика. Высокую художественную ценность представляют иллюстрации « Айсмавурка » ( 1706 год ) Григора Марзванеци, выполненные ксилографическим способом . Работы Марзванеци — книжние иллюстрации, исполнены в национальном стиле. Последний создавал также цветные ксилографии. С середины XVIII столетия в Армении развивается и искусство гравюры .
-
Неизвестный художник. Богородица с младенцем (Севанская Богородица). XVII век
-
Неизвестный художник. Богородица с младенцем, XVIII век
-
Успение Богородицы. Овнатан Овнатанян
-
Неизвестный художник. Портрет Елиазара сына Шаамира. Гравюра , 1758 г.
XIX — начало XX веков
После освобождения Восточной Армении от персидского ига и присоединения к Российской империи усиливаются связи с западной и русской художественными культурами. Светское изобразительное искусство и, главным образом, живопись начинают развиваться в новом направлении. В 30 -е— 70 -е годы XIX столетия в истории изобразительного искусства Армении ведущее место начинает занимать портретная живопось . Среди художников-портретистов того времени следует отметить Акопа Овнатаняна младшего и Степаноса Нерсисяна — воспитанника академической школы. Нерсисян считается основоположником бытового жанра в армянском изобразительном искусстве . Он впервые в армянском искусстве сочетал жанровый сюжет с широким изображением пейзажа, написанного с натуры . В первой половине XIX века с появлением гравюр и литографии Агафона Овнатаняна и Ованеса Катаняна начинает развиваться армянская станковая графика .
Уже в XIX столетии многие армяне были членом императорской академии художеств.
С 1860—1870-гг. работал один из основателей романтического направления в армянской живописи, маринист Мкртич Чиванян .
Из-за неблагоприятных политических и экономических условий в самой Армении , армянские художники творческой деятельностью занимались преимущественно в Тифлисе (Тбилиси), Петербурге и Москве , а также в городах западной и восточной Европы, что способствовало обогащению их творчества новыми художественными приёмами и традициями этих стран. Свои тематические произведения они посвящали быту и жизни армянской нации, природе и истории Армении. Так в 1880 годы появляется целая плеяда художников, которые посвящали своё творчество национальной тематике . В конце XIX века (1880—1890 годы), реалистические бытовые картины создает А. Шамшинян. Он практически становится основным продолжателем таматического жанра в армянской живописи после С. Нерсисяна. Этот жанр, однако, достиг наивысшего уровня в творчестве одного из крупнейших армянских художников, который творил на рубеже XIX—XX вв., Вардкеса Суренянца , создавшего ряд картин на историко-бытовые и исторические темы. Вардкес Суренянц выступал также как театральный художник и иллюстратор. В. Суренянц был членом организации Передвижников .
Начиная с 1900 годов в его картинах находят место некоторые модернистические подходы. Он считается также крупнейшим графиком среди восточноармянских художников эпохи. Современники Суренянца М. Магтесян и В. Махохян — мастера морского пейзажа. Реалистические морские пейзажи Махохяна часто имеют романтические оттенки, в некоторых случаях косвенно примыкают к символизму . В портретном жанре работал Е. Назарян, в портретном и бытовом жанре А. Арцатпанян , в портретном и пейзажном жантре — Карапет Чирахян . В 1890 годы в армянской живописи как самостоятельный жанр складывается пейзаж . Родоначальником профессиональной пейзажной живописи становится Геворг Башинджагян . Работы Башинджагяна, созданные с большим мастерством и чувством патриотизма, изображали природу и исторические памятники Армении. В творчестве художника значительное место занимали также картины с пейзажами Франции, России, Грузии. Вместе с тем, Башинджагян был известен как идеолог сохранения классического художественного наследия. В пейзажном жанре работали также А. Шамшинян и Р. Шишманян. Егише Татевосян , Фанос Терлемезян и Степанос Агаджанян создают сюжетные картины в русле реалистического демократического направления концa XIX-го и первого десятилетия XX века. В начальный период творчество Е. Тадевосяна носило значительное влияние искусства Суренянца, особенно в национальной тематике. Однако с 1900-гг. художник больше склонился к импрессионистическим , пуантилистическим методам художественного выражения. В основном в портретном жанре работал Фанос Терлемезян , однако талант художника немало проявлялся также в бытовом и пейзажном жанрах. Примечательно творчество Акопа Акопяна, портреты, бытовые картины и пейзажи которого отличаются реалистическим мастерством и тематическим единством. В начале XX столетия в Москве свою творческую деятельность начинает Мартирос Сарьян . В начале творческого пути М. Сарьян работал в традициях символизма . В его ранних работах заметно, что художник занимался поисками новых средств художественного выражения. С начала XX века в Париже работали мастера офорта Эдгар Шаин и Тигран Полат. В 1916 году в Тифлисе усилиями армянских художников основывается «Союз армянский художников». В начале XX века работали художники Х. Тер-Минасян, Д. Окроянц, Г. Габриелян, А. Шапанян, О. Пушман, и др..
Портретная живопись
-
А. Овнатанян , «Портрет Натали Туманян», 1830—1840-гг.
-
Е. Назарян, «Портрет Мариам Шаламян», 1897
-
С. Агаджанян , «Портрет Матери», 1900
-
П. Терлемезян, «Лорийский пастух», 1905
-
Г. Габриелян, «Портрет старика», XIX век
Композиция
-
В. Суренянц , «Попранная святыня» 1895 год
-
П. Терлемезян , « Гавит Санаинского монастыря», 1904
-
Е. Татевосян , «Гений и толпа», 1909 год
-
А. Арцатпанян , «У больного ребенка», 1900
Пейзаж
-
Г. Башинджагян , «Пейзаж с соснами», 1907
-
В. Махохян, «Морской пейзаж», 1905
-
М. Магтесян , «Буря на море», 1898
-
А. Шамшинян, « Санаинский мост», 1899 год
-
В. Суренянц, « Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», 1897 год
Натюрморт
-
З. Закарян, «Натюрморт», 1900 гг.
-
П. Срапян, «Натюрморт с дичью», около 1894 г.
-
А. Акопян, «Натюрморт», 1901
-
Р. Шишманян, «Натюрморт», 1913
-
К. Чирахян, «Интерьер. Натюрморт»
В конце XIX, начале XX в. начинают работать первые профессиональные армянские скульпторы Е. Воскан, А. Тер-Марукян, А. Гюрджян (последние два работали преимущественно в Париже). В скульптурных произведениях Андреаса Тер-Марукяна изображены простые жители армянской деревни и представители передовой армянской интеллигенции. Творчеству Тер-Марукяна тематически близки произведения Микаэля Миакеляна. В 1910-гг. начальные этапы творческой деятельности переживали скульпторы Айк Батикян, Акоп Папазян, и др.. Графика развивается в творчестве Аршака Фетфаджяна и Вано Ходжабекяна. Работы Ходжабекяна изображают бытовые сцены тифлисской жизни, отличаются чувством юмора, выразительным гротескным штрихом. Фетфаджян вошёл в историю изобразительного искусства Армении своими акварельными работами, изображающими исторические памятники Ани.
Графика
-
Г. Арцруни, «Пейзаж с фигурой женщины и ребенка», 1847
-
С. Габриелян, «Руины церкви», конец XIX—начало XX века
-
Т. Лисицян, «Портрет мужчины», 1882
XX век
Начиная с 1920 гг. армянские художники всё чаще начинают обосновываться в Армении. В формировании новой художественной школы значительную роль сыграло творчество М. Сарьяна и С. Агаджаняна . Особенно ярко мастерство М. Сарьяна проявилось в жанре пейзажа, характеристических портретов, натюрмортах. Агаджанян творил в реалистическом портретном жанре. В армянской живописи ключевое место занимал пейзаж, в этом жанре работали Ф. Терлемезян , Е. Тадевосян , Г. Гюрджян, С. Аракелян. Тематические произведения создают А. Бажбеук-Меликов , Е. Тадевосян, А. Коджоян и другие. В скульптуре развивается монументальный жанр, наиболее яркими представителями которого становятся А. Сарксян , А. Урарту и другие. А. Коджоян начинает играть одну из ведущих ролей в книжной и станковой графике. Театральная живопись развивается в творчестве Г. Якулова , М. Сарьяна, М. Арутчяна и других. Для живописи 1940 — 1950 гг. более характерно развитие сюжетного жанра — новый быт, сцены труда, исторические сюжеты, а также натюрморт и пейзаж. Среди крупнейших деятелей живописи середины XX века следует отметить М. Асламазян , А. Бекаряна, Э. Исабекяна , Г. Ханджянa (последний также является одним из наиболее ярких представителей армянской графики XX века), О. Зардаряна , М. Аветисяна , С. Хатламаджяна , А. Григоряна и других. Из-за рубежа репатриировали видные живописцы А. Галенц и П. Контураджян, крупный скульптор-новатор Е. Кочар , который также работал в сфере монументального искусства и является автором статуи Давида Сасунского , ставшей символом Еревана . В различных жанрах скульптуры работают Г. Чубарян, Н. Никогосян , С. Багдасарян и другие, которые плодотворно творили преимущественно начиная со второй половины 1950 -х гг. Художник Г. Шилтян работал в России и Италии. Со второй половины XX века в жанре портрета, натюрморта и пейзажа начинает работать Л. Бажбеук-Меликян .
См. также
Примечания
- Stone E.C., Zimansky P. The Urartian Transformation in the Outer Town of Ayanis // Archaeology in the Borderlands. Investigations in Caucasia and beyound. — Los Angeles: University of California Press, 2003. — ISBN 1931745013 .
- Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. История Армянского нагорья с 1500 по 500 г. до н. э. Хурриты, лувийцы, протоармяне. — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1968. — 266 с. — 1000 экз. Стр. 242. « изучая древнейшую социально-экономическую пли культурную историю армянского народа, нельзя начинать её как бы с чистого листа и искать в VI—V вв. до н. э. первобыт-нообщинных отношений; нет сомнения в том, что древнейшую армянскую историю можно правильно понять только как продолжение ещё более древней истории хурритов и урартов, а также лувийцев »
- Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. История Армянского нагорья с 1500 по 500 г. до н. э. Хурриты, лувийцы, протоармяне / Еремян С. Т.. — Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1968. — С. 211. — 266 с. — 1000 экз.
- История Древнего мира / Под ред. И. М. Дьяконова , В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой . — 2-е изд. — М. , 1983. — Т. 2. Расцвет Древних обществ. — С. 399—414. :" В 36—34 гг. начал войну с Парфией, а затем и с Арменией римский полководец Антоний… В числе прочего была увезена золотая статуя богини Анаит и множество других сокровищ. Артавазд был проведен в триумфальном шествии римского полководца, а затем обезглавлен. Однако оставленные Антонием в Армении римские гарнизоны были позже перебиты войсками Арташеса II , сына Артавазда (30—20 гг. до н. э.). «
- Н. Тагмизян. от 6 февраля 2007 на Wayback Machine . Краткий обзор музыкально-исторического процесса
- ↑ // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. 3 . — С. 286—322 . 29 ноября 2009 года.
- ↑ Лазарев В. Н. VI. 10. Искусство Армении // . — М. : Искусство, 1986. 24 декабря 2010 года.
- Н. А. Караулов. // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. — Тифлис. — Вып. 38 . — С. 16 . 29 ноября 2011 года.
- ↑ В. В. Шлеев. / Под общей редакцией Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. — М. : Искусство, 1960. — Т. 2, кн. 1. 12 октября 2010 года. :» Кроме отдельно стоящих хачкаров встречаются целые группы, поставленные на общий постамент; нередко хачкары получали специальное архитектурное обрамление или, подобно рельефам, укреплялись в кладке стен зданий. Лучшие образцы, сохранившиеся в Бджни (илл. 59 а) и Гошаванке (исполнен в 1291 г. мастером Павгосом), поражают высоким мастерством обработки камня. "
- ↑ Армянская Советская Социалистическая Республика — статья из Большой советской энциклопедии .
- M. Chahin. . — 2-е изд. — Routledge, 2001. — С. 269.
- А. Мирзоян. : Альбом. — Ер. , 1987. 4 марта 2016 года.
- ↑ Е. Костина. Искусство Армении // Всеобщая история искусств / Под общей редакцией Ю. Д. Колпинского и Н. В. Яворской. — М. : Искусство, 1964. — Т. 5. Искусство 19 века.
- от 9 сентября 2013 на Wayback Machine (арм.)
- . Дата обращения: 6 февраля 2010. 3 февраля 2008 года.
Литература и ссылки
- И. Гинзбург. // Ист.-филол. журн. — 1958. — № 3 . — С. 106—135 .
- Дурново Л. А. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. — М. : Искусство, 1979. — 332 с.
- Казарян М.М. Изобразительное искусство Армянской ССР. — М. : Советский художник, 1978. — 222 с.
- 2020-05-28
- 1