Interested Article - Гросс, Георг

Георг Эренфрид Гросс или Жорж Грос ( нем. Georg Ehrenfried Groß , нем. George Grosz , 26 июля 1893 , Берлин 6 июля 1959 , там же) — немецкий живописец, график и карикатурист .

Биография

Георг Гросс (справа) и Джон Хартфилд . Надпись на плакате: «Искусство умерло. Да здравствует новое машинное искусство Татлина». (1920)

В 1909—1911 годах учился изобразительному искусству в Академии художеств Дрездена (в мастерской ), в 1912—1916 годах продолжил образование в (в мастерской Эмиля Орлика ) . В 1912—1913 годах был в Париже , познакомился с новейшим искусством, открыл для себя графику Домье и Тулуз-Лотрека . В 1914 году записался в германскую армию добровольцем , был госпитализирован в 1915 году и демобилизован , освобождён от военной службы в 1917 году.

Рисунки Гросса появились в середине 1916 года в берлинском журнале «Новая молодёжь». Вскоре художник привлёк к себе внимание. О нём написали несколько известных критиков и публицистов, вышли издания его рисунков. Главным предметом изображения Гросс избрал жизнь Берлина с его аморальностью , водоворотом развлечений и пороков.

По склонностям и привычкам был денди , авантюристом . В 1916 году изменил имя и фамилию из романтической любви к Америке , которую знал по романам Фенимора Купера , Брета Харта и Карла Мая . Его друг и соавтор Хельмут Херцфельд взял себе псевдоним Джон Хартфилд , под которым позже и прославился как мастер сатирического фотомонтажа). В 1918 году Гросс стал одним из основателей берлинской группы дадаистов .

Участвовал в восстании спартаковцев (спартакистов) в 1919 году, был арестован, но избежал тюрьмы, воспользовавшись фальшивыми документами. В том же году вступил в Коммунистическую партию Германии , в 1922-м вышел из её рядов, до этого посетив Москву . В 1923 году стал председателем «Красной группы»,— объединения пролетарских художников, сформировавшихся вокруг сатирического журнала «Дубинка», созданного Коммунистической партией Германии. «Красная группа» инициировала и организовала первую выставку нового немецкого искусства в Советском Союзе .

Рисовал для сатирического журнала « Симплициссимус », иллюстрировал роман Альфонса Доде «Приключения Тартарена из Тараскона» (1921), выступал как сценограф. В 1921 году обвинён в оскорблении германской армии, на него наложили штраф, серия его сатирических рисунков «С нами Бог» была по приговору суда уничтожена.

В 1924—1925 и 1927 годах снова жил в Париже, тогда же его работы экспонируются на первой выставке немецкого искусства в Москве. В 1928 году ступил в . В 1932 году эмигрировал в США, в 1933—1955 годах преподавал в Нью-Йорке , в 1938-м получил американское гражданство . В нацистской Германии его творчество было причислено к « дегенеративному искусству ». Гросс опубликовал автобиографическую книгу «Маленькое „да“ и большое „нет“» (1946). В 1950-х годах открыл у себя на дому частную художественную школу, в 1954 году был избран в Американскую академию искусства и литературы .

В 1959 году вернулся в Германию, в Западный Берлин . Через несколько недель после своего возвращения Грос был найден мёртвым на пороге дома после бурной ночи.

Надгробия Георга Гросса и , Берлин

Творчество

Рисунки и карикатуры Гросса 1920-х годов, сближающие его творчество с экспрессионизмом , метко воссоздают обстановку в Германии накануне прихода Гитлера к власти , её нарастающий абсурд и безысходность. Гроссу принадлежит серия рисунков «Каин, или Гитлер в аду» (1944).

Значимое место в его графике занимает эротическая тема, которую он трактует в обычном для себя резко- гротескном духе.

Избранные работы

Сочинения

  • George Grosz, Ach knallige Welt, du Lunapark, Gesammelte Gedichte, München, Wien, 1986.
  • Гросс Георг. Мысли и творчество. М.:Прогресс, 1975. — 139 с.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. George Grosz // (англ.)
  4. Guggenheim Fellows database (англ.)
  5. Георг Грос. Основные биографические даты // Художники XX века. По страницам журнала «Творчество». М. Советский художник , 1974. С. 306.
  6. , с. 67.
  7. Schmied, Wieland. Neue Sachlichkeit and German Realism of the Twenties . London: Arts Council of Great Britain. 1978, p.29.
  8. , с. 69—70.

Литература

  • Lewis B.I. George Grosz: art and politics in the Weimar Republic. Madison: University of Wisconsin Press, 1971
  • Fischer L. George Grosz in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1976.
  • Klassiker der Karikatur. George Grosz. Eulenspiegel. Verlag, Berlin.1979
  • Sabarsky S. George Grosz: the Berlin years. New York: Rizzoli, 1985
  • Flavell M.K. George Grosz, a biography. New Haven: Yale UP, 1988
  • McCloskey B. George Grosz and the Communist Party: art and radicalism in crisis, 1918 to 1936. Princeton: Princeton UP, 1997.
  • Vargas Llosa M. Ein trauriger, rabiater Mann: über George Grosz. Frankfurt/ Main: Suhrkamp, 2000
  • George Grosz: Zeichnungen für Buch und Bühne. Berlin: Henschel, 2001
  • Anders G. George Grosz. Paris: Allia, 2005.
  • Рейнгардт Л. Георг Гросс (1893—1959) // Искусство. № 12. 1973. С. 43-47.
  • Куирт Ульбрих. Георг Грос // Художники XX века. По страницам журнала «Творчество». — М.: Советский художник, 1974. — С. 66—71.

Ссылки

Источник —

Same as Гросс, Георг