Радин, Леонид Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Ма́риусович Ра́дин (настоящая фамилия Казанков ; 3 [15] декабря 1872 , Санкт-Петербург , Российская империя — 24 августа 1935 , Москва , СССР ) — русский советский актёр театра и кино , театральный режиссёр ; заслуженный артист Республики (1925).
Внебрачный сын актёра М. М. Петипа , внук прославленного балетмейстера М. И. Петипа . Мать — портниха Мария Казанкова.
Первой женой была известная в своё время актриса Наталья Лисенко . Они вместе работали в театре, а кроме того, Лисенко снималась в кино вместе с Иваном Мозжухиным (супругой которого позже стала) и по популярности могла сравниться с Верой Холодной . Вторая жена — известная драматическая актриса Е. М. Шатрова , рядом с которой он похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Окончил юридический факультет Петербургского университета ( 1900 ). Выступал в любительских спектаклях.
Как актёр-профессионал участвовал в гастролях с В. Ф. Комиссаржевской (1902—1903), где исполнил роли: Келлер — «Родина» и Кесслер — «Бой бабочек» Зудермана , Паратов — « Бесприданница » А. Н. Островского и др.).
В 1903 — 1908 — в труппе Театра Корша в Москве.
Работа в Театре Корша под руководством Н. Н. Синельникова заменила Радину театральную школу: Радин приобрёл здесь опыт, технику, чувство ансамбля, выработал особую изящную простоту исполнения
— Театральная энциклопедия
Среди ролей — Дульчин («Последняя жертва», 1904), Наблоцкий («Карьера Наблоцкого» Барятинского , 1904), Анатоль («Анатоль» А. Шницлера , 1904), Музон («Красная мантия» Э. Бриэ , 1905).
В 1908— 1911 — в Одессе в антрепризе у ). Среди ролей: Астров (« Дядя Ваня », 1908), Глумов (1908) и Крутицкий (1910) — « На всякого мудреца довольно простоты », Петруччио (1909); Бенедикт (« Много шума из ничего », 1910) и др.
В 1911— 1914 — в Киеве, театр Соловцова . Среди ролей: Каренин («Живой труп», 1911), Тартюф (1911), Дон Жуан («Дон Жуан» Мольера , 1912) и др.
В 1914— 1918 — в труппе Московского драматического театра Е. М. Суходольской ; роли: Джон Уортинг («Легкомысленная комедия для серьёзных людей» Уайльда , 1914), Петруччио (« Укрощение строптивой » Шекспира , 1914), Хиггинс (« Пигмалион » Шоу , 1914), кн. Вольский (1916), «Касатка» А. Н. Толстого , Драгоменецкий (1917) — «Горький цвет» А. Н. Толстого .
В 1918— 1932 — в Москве, бывший Театр Корша (Московский драматический театр «Комедия»), где стал не только актёром, а режиссёром и, после того как Ф. А. Корш продал свой театр, художественным руководителем.
В это время в Москву прибыла успешная провинциальная актриса Дарья Зеркалова . Принятая в театр Корша, она потребовала для себя главные роли. Однако Радин ответил ей как верный муж: «Вы будете играть только те роли, которые не захочет играть Елена Митрофановна». В результате Зеркалова подала в суд, но дело проиграла. Зеркалова, не прогадав, ушла в ЦТСА , а потом в Малый театр . А Шатрова и Радин продолжали играть все основные роли, и своим успехом театр был обязан этой супружеской паре. Но их настигает страшное горе: от туберкулезного менингита умерла единственная дочь Марина. К тому времени и в театре начались конфликты, они вынуждены были уйти оттуда. Сезон 1924/25 — Театр им. МГСПС , сезон 1927-28 — Краснодарский театр. Впрочем, через некоторое время (сезон 1928/29) они вернулись. Но в 1932 году бывший театр Корша был закрыт. Роли в этот период:
В 1932 году бывший театр Корша был закрыт.
В 1932—1935 — в труппе Малого театра . Роли:
В декабре 1934 года, как раз в день похорон Кирова , когда вся страна была в трауре и повсюду проходили траурные митинги и обязательные собрания, с ним случился инсульт; вскоре он скончался. Похоронен на Ваганьковском кладбище (17 уч.) .
Жена, Елена Митрофановна Шатрова занялась творческой и общественной работой, заведуя социальными вопросами при ВТО , оказывая материальную помощь многим театральным деятелям. Похоронена рядом с мужем.
Блестящие внешние данные, элегантные манеры, умение носить костюм обеспечили Р. успех в т. н. салонных комедиях. Созданные им образы были отмечены жизнерадостностью, обаянием, юмором. «…Естественность и непринужденность тона, пленительную манеру вести разговор, лукавую усмешку, стремительную смену выражений лица — все то, что ему было дано природой, он сумел перенести на сцену, не утратив ни доли жизненности и правдивости»
— Никулин Л. , Люди русского искусства, 1947, с. 211) .
в своих мемуарах написал:
Радин, герой-красавец… В его лице русский театр приобрел одного из блестящих актеров. Он переиграл в театре много западных комедий. Был очень красив и даже в не отличающих глубиной комедиях создавал образы более интересные, чем они замышлялись авторами.
— «Записки актера. Гении и подлецы»