Васильев, Василий Павлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Па́влович Васильев ( 29 декабря 1910 [ 11 января 1911 ] , Самара — 10 ноября 1990 , Москва ) — советский театральный художник , Заслуженный художник РСФСР (1963), Народный художник РСФСР (1975). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1973).
Родился в семье Павла Петровича Васильева — морского офицера в отставке, статского советника , инспектора Императорского судоходства Волжского и Симбирского бассейнов и начальника судоходного надзора на участке от Сызрани до Симбирска при Министерстве путей сообщения ; мать Нина Александровна Брызжева — дочь тульского генерала , героя Плевны , изобретателя нового вида ружья для Царской армии . Предки происходили из рода Чичаговых .
Семья Васильевых была артистически одарённой: Павел Петрович был регентом хора в Самарской женской гимназии. Нина Александровна — актрисой-любительницей, выступавшей на благотворительных концертах, публичных вечерах, в госпиталях, о чем свидетельствуют программки, сохранённые семьёй. Сестра Павла Петровича Ольга Петровна была музыкантом, концертмейстером в опере. Её муж, тенор , пел в Одессе и Киеве , два сезона служил в антрепризе Сергея Дягилева в Париже и Лондоне . В эмиграции они жили в Харбине , где Варфоломеев был директором русской оперы. Потом Ольга Петровна вернулась в Россию, жила в Саратове , где и умерла. В доме Васильевых устраивались музыкальные и театральные вечера. Все дети связали свою жизнь с искусством: брат художника Пётр стал известным театральным режиссёром, сестра Ирина — пианисткой. Позже Ирина Павловна станет супругой выдающегося хормейстера , профессора Московской консерватории . Другая сестра Павла Петровича Екатерина Петровна вышла замуж за художника Михаила Нестерова . Таким образом Александр Павлович стал племянником Нестерова, который оказал на него в юности большое влияние.
Октябрьская революция нарушила привычный уклад жизни Васильевых. Они бежали из Самары в Уфу , затем в Екатеринбург , где жили в доме купца Ипатьева , затем в Сибирь : из Омска Васильевы поехали в Новониколаевск , но, замёрзнув по пути, вынуждены были остаться в Красноярске , находившемся в руках белых .
Весной 1919 года Васильевы двинулись назад в Европу вместе с белыми, но дальше Омска не добрались. Затем оказались в Тобольске . По окончании Гражданской войны остались в 1920 году в Красноярске. Там впервые арестовали Павла Петровича. Нина Александровна добилась его освобождения. В Красноярске в статисты городского театра поступил Пётр, брат Александра Павловича. Однако семья при первой возможности перебралась в 1922 году в Москву , в коммунальную квартиру в Орликовом переулке , дом 2, кв. 12, на восьмом этаже, с видом на Сухареву башню , впоследствии разрушенную.
В Москве учился в 41 школе БОАО [ неизвестный термин ] , где окончил 7 классов и поступил в Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года , где обучался у и С. Н. Николаева. Сразу после окончания МАХУ в 1930 году началась его активная творческая деятельность: будучи сыном « врага народа », Александр Павлович не смог получить работу в Москве и был вынужден устроиться в Читу , где в 1931 году оформил свой первый спектакль. Он находился под большим влиянием русского конструктивизма , идей Всеволода Мейерхольда и Александра Таирова .
В 1932 году вернулся в Самару , где на сцене Самарского краевого драматического театра оформил спектакли «Князь Мстислав Удалой» Иосифа Прута , « Свадьба Кречинского » Александра Сухово-Кобылина и « Правда — хорошо, а счастье лучше » Александра Островского . Однако прожив в Самаре один год, Васильев уехал.
Впоследствии работал в драматических театрах Архангельска , Владивостока , Кирова , Куйбышева и Ростова-на-Дону , где произошла знаковая для него встреча с режиссёром, художественным руководителем Театра имени Моссовета Юрием Завадским . В дальнейшем это знакомство переросло в плодотворное сотрудничество.
В годы Великой Отечественной войны Васильев прошёл путь от бойца трудового фронта в Карелии до главного художника фронтовых театров Всероссийского театрального общества . С театральными и концертными группами он совершил множество поездок по фронтам.
В 1945 году Васильев начал работать в столичных театрах, в 1947 вступил в Союз художников СССР . С 1947 года он был главным художником Московского театра им. М. Н. Ермоловой , где оформил спектакли «Пушкин» Н. Глебы, «Европейская хроника» Алексея Арбузова и многие другие, с 1954 он по приглашению Завадского стал главным художником Театра им. Моссовета . В костюмах Васильева выходили на сцену Фаина Раневская , Любовь Петровна Орлова , Вера Марецкая , Ростислав Плятт . Все они были частыми гостями в доме Васильева. Дружбе способствовала супруга художника Татьяна Ильинична Васильева (в девичестве Гулевич), актриса первого выпуска Школы-студии при Художественном театре и педагог той же студии по сценической речи .
За 20 лет содружества с режиссёром Завадским Васильев создал декорации ко множеству спектаклей этого театра, включая инсценировки пьес «Кража» Джека Лондона , «Дали неоглядные» Николая Вирты , « Леший » Антона Чехова , « Василий Теркин » Александра Твардовского , « Милый лжец » Джерома Килти, « Дядюшкин сон » Фёдора Достоевского , « Последняя жертва » Александра Островского .
Немалый резонанс вызвала постановка 1968 года «Петербургские сновидения» по мотивам произведения « Преступление и наказание » Достоевского, роль Родиона Раскольникова в которой исполнил Геннадий Леонидович Бортников . Распятие, инсценированное в финальной сцене постановки, а также богатая визуальная образность придали постановке скандальную известность.
Спектакли в сценографии Васильева ставились и в ряде других театров столицы: Большом и Малом театрах СССР, МХАТе имени Горького , театрах имени А. С. Пушкина , имени Ленинского комсомола , в Театре Сатиры и в Театре на Малой Бронной . Особо пристальное внимание критиков обратили на себя спектакли « Лес » и « Последняя жертва », оформленных в 1973 году на разных сценах к 150-летию со дня рождения Островского.
В 1962—1966 годах Васильев возглавлял секцию художников театра и кино МОСХ , в 1966 году стал секретарём правления Союза художников СССР . В 1980 году стал президентом Советского центра Международной ассоциации сценографов и театральных технологов.
В 1976 году ушёл со службы в театре и сосредоточился на живописи.
Цикл его работ «Отшельники» являет яркие и выразительные социальные типы; серия портретов современников отражает дух времени и характеры окружающих художника людей. Пейзажи открывают мир творческих поездок автора по Амстердаму , Японии , Афганистану , а также обычных московских двориков и бульваров с их обитателями. Натюрморты Васильева, на которых изображены букеты полевых цветов, предметы из мастерской художника, подчёркивают интерес живописца к обычному миру вещей, в которых он ищет и находит нечто необычное, как бы раскрывая природу вещей.
В полной мере живопись отражала духовные и художественные поиски автора, его отношение к действительности. В мастерской художник мог свободно и экспрессивно передавать своё элегическое или, напротив, острокритическое настроение. Театральность видения была присуща всему его творчеству. Поэтому «самую сложную мысль он стремится представить нам по законам большого зрелища», — отмечает искусствовед Александр Ильич Морозов .
В тематических композициях Васильев давал волю фантазии, юмору, иронии, но в то же время настойчиво вёл поиски идеала. В целом оставаясь в русле традиций классического искусства, охотно вступая диалог со старыми мастерами, отсылая зрителя то к Древнему миру, то к эпохе Возрождения, он порой использовал элементы стилистики модерна, ар-деко и сюрреализма. Отголоски русского конструктивизма слышны в урбанистических пейзажах, созданных после путешествий за рубеж, прежде всего в Голландию, Канаду, Японию.
Васильев активно вводил в свои произведения предметы старины из собственной коллекции, нередко помещал среди них модель — таковы натюрморты «Актер» и «Актриса», «Самовары», «Старость», композиция «Лето», ряд автопортретов.
Особое место в его станковом творчестве занимают композиции с выдуманными им самим персонажами — «балбетками». Эти предметы различной формы, выточенные из дерева и раскрашенные художником, напоминают кегли или кухонную утварь. В их названии объединены два понятия: «балбес» и «бабетка» — шляпка, модная в 1960-е. В целом возникает собирательный образ «советского человека» с ограниченным кругозором, но стремящегося не отстать от моды. «Балбетки» играют в картинах Васильева самые разные роли: то служат частью натюрморта, то выступают в качестве гротескных обитателей «человеческого» мира. С их помощью художник наедине с собой разыгрывает пьесы в собственном театре. В серии ироничных фантазийных работ, показывающей вымышленную страну Балбеттинию, автор являет пародию на реальный мир с его сложными отношениями и жизненными ситуациями.
Похоронен на Троекуровском кладбище .
В 1959 году на Всемирной выставке в Брюсселе Васильев был удостоен Гран-при за панно «Русская и советская опера». Он также имел много других наград, отечественных и зарубежных.
Произведения Васильева хранятся в музеях Большого театра , Московского Художественного театра им. А. П. Чехова , Государственном музее А. С. Пушкина , в других российских музеях, включая провинциальные, а также в частных коллекциях.
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|