Горчаков, Михаил Дмитриевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Князь Пётр Дми́триевич Горчако́в ( 1789 — 1868 ) — генерал от инфантерии из рода Горчаковых , участник покорения Кавказа и Крымской войны , генерал-губернатор Западной Сибири (1836-51). Старший брат генерала М. Д. Горчакова .
Родился в семье поэта-шутника Дмитрия Петровича Горчакова и его жены Натальи Фёдоровны, урождённой Боборыкиной (24 июня 1789).
В службу вступил юнкером (1807) и в том же году произведён в прапорщики лейб-гвардейской артиллерии. Подпоручик (21 мая 1807). За отличия переведён в поручики (25 ноября 1810). Адъютант при генерал-майоре Довре (1812). За отличие в сражении пожалован в штабс-капитаны (11 февраля 1813). За отличия в сражениях — капитан (30 сентября 1813). За отличия в сражениях назначен полковником (20 июля 1814).
Участник: кампании 1808—1809 гг. в Финляндии , 1810—1811 гг. в Турции , Отечественной войны и кампании 1813—1815 гг.
Командир 17-го егерского полка (1818). Произведён в генерал-майоры и назначен управляющим Имеретией (1820). Принял участие в ряде экспедиций против горцев . В Абхазии начались беспорядки (конец 1821) и Ермолов поручил Горчакову с отрядом в 600 человек пехоты и 2 орудиями привести абхазцев в повиновение новому владельцу её, назначенному императором Александром I , князю . Горчаков двинулся к Сухум-Кале и близ селения Кодор , нанёс сильное поражение Аслан-бею , который бежал в Турцию (13 ноября 1821).
В начале 1824 умер Дмитрий Шервашидзе, и в Абхазии снова начались волнения. Горчакову вновь предписано водворить в ней порядок и освободить небольшой отряд, осажденный абхазцами в с. Соуксу . Сосредоточив отряд в 1400 человек при 3 орудиях, выступил 1 июля, 8-го достиг р. Кодор и 10-го, при содействии бригов « Орфей » и « Меркурий », атаковал завалы, устроенные по берегу близ устья и преградившие путь к Соук-су. Убедившись по взятии их, что противник преградил завалами всю дорогу по морскому берегу, Горчаков не решился двигаться дальше и, посадив на суда 800 чел. пехоты, перевёз их морем в урочище Эйлагу, в семи верстах от Соук-су, высадил здесь и, дождавшись прибытия из Сухум-Кале морем ещё 250 человек, атаковал противника и заставил его снять осаду Соук-су, а Аслан-бея снова бежать к закубанским горцам (24 июля 1821).
Ермолов остался очень доволен действиями Горчакова и после смерти генерала Лисаневича († 1825) представил его к назначению командующим 22-й пехотной дивизией и исполняющим дела Кавказского областного начальника. Государь утвердил это назначение, «бывши уверен, сколько по известным его достоинствам, а наипаче по отличному вашему (Ермолова) об нем свидетельству» . С отъездом Ермолова с Кавказа, покинул его и Горчаков (1826), назначенный генерал-квартирмейстером 2-й армии.
В кампанию 1828—1829 гг. против Турции он командовал 18-й пехотной дивизией и за участие в штурме Силистрии награждён орденом св. Владимира 2-й степени, получил орден св. Георгия 4-й степени за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах (19 декабря 1829).
За отличия в сражениях пожалован в генерал-лейтенанты (1829), Командовал дивизией, которая последовательно именовалась 19-й, 15-й и 12-й пехотной .
В 1836 году был назначен генерал-губернатором Западной Сибири и командиром отдельного Сибирского корпуса . Перенёс управление из Тобольска в Омск (1839) и всячески способствовал развитию этого города, за что получил прозвание «омский паша» . На посту генерал-губернатора он пробыл 14 лет. Запомнился тем, что препятствовал распространению в Сибири киселёвских реформ и переселению туда крестьян из европейской части России .
C началом Крымской войны назначен в распоряжение главнокомандующего Крымской армией князя Меншикова . Здесь он принял участие в сражении на р. Альме и, командуя войсками правого фланга, с мужеством, лично водил в атаку батальоны Владимирского пехотного полка .
Затем ему был вверен Чоргунский отряд, на который в день Инкерманского боя было возложено произвести диверсию , атаковав французские войска на Сапун-горе . Не имея, однако, определённых приказаний главнокомандующего и располагая лишь одной бригадой пехоты, ибо другую следовало оставить против Кадыкиойского отряда для прикрытия своего левого фланга, он не решился на столь смелое предприятие, как атака Сапун-горы, усиленной рядом укреплений и вооружённой орудиями большого калибра, и тем дал французскому генералу Боске возможность поддержать англичан.
«Вероятно, начальник, более предприимчивый и проникнутый высоким чувством патриотизма, — говорит в своих „Записках“ генерал А. П. Хрущёв , — решился бы пожертвовать собой и частью отряда для успеха главной атаки» , но «нерешительность и нераспорядительность этого генерала давно были известны» . После Инкерманского дела, по настоянию Горчакова, Чоргунский отряд был отведён на правый берег , что обнаружило в нём и недостаток стратегического дарования. По мнению Евгения Тарле , Горчаков был «абсолютно не способен к сколько-нибудь самостоятельной роли» .
Назначенный командующим 6-м пехотным корпусом, Горчаков оставался в рядах Крымской армии до июня 1855 года, когда по донесению брата своего , главнокомандующего, о преклонном его возрасте, лишающем возможности ездить верхом, назначен членом Государственного совета .
Умер 6 ( 18 ) марта 1868 года и был похоронен в московском Донском монастыре .
Российские:
Иностранные:
Жена — Наталья (Прасковья?) Дмитриевна Черевина (?—31.08.1849), дочь , флигель-адъютанта Павла I , и сестра декабриста Павла Черевина . За заслуги мужа пожалована в кавалерственные дамы ордена Св. Екатерины меньшого креста (03.04.1838). Брак не был удачным и супруги жили отдельно. Кроме того, после смерти жены Горчаков вёл судебный процесс о наследстве с собственными дочерьми. Похоронена в Москве на кладбище Донского монастыря. В браке имела детей:
В Омске у Горчакова была фаворитка , Александра Родионовна Шрамм, жена директора Сибирского кадетского корпуса Ф. А. Шрамма . Влияние её было весьма велико и она вмешивалась во все дела управления Западной Сибири. По словам П. К. Мартьянова, «это была особа с положением в обществе, которую посещало все местное начальство и знали обыватели не только Омска, но и других городов Западной Сибири. У нее были официальные приёмы и домашние обеды, на которых почти каждый день обедало по десяти и более человек, заискивавших с ней для будущего или прибегавших под её защиту в настоящем» . Узнав об этой непозволительной связи, император Николай I назначил полную ревизию, результатом которой была отставка Горчакова.