Interested Article - Леже, Фернан

Жозе́ф Ферна́н Анри́ Леже́ ( фр. Joseph Fernand Henri Léger ; 4 февраля 1881 года , Аржантан , департамент Орн , Третья Республика , — 17 августа 1955 года , Жиф-сюр-Иветт , департамент Эссон , Четвертая Республика ) — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства , член компартии .

Биография

Родился 4 февраля 1881 года в городе Аржантан , департамент Орн . Его отец, Анри Арман Леже, занимавшийся разведением домашнего скота, умер через несколько лет после рождения будущего художника. Мать, урождённая Мари Адель Дюнон, жила на своей ферме в Лизоре вплоть до самой смерти в 1922 году.

Хронология

  • 1890—1896 — Учится в аржантанском колледже и в церковной школе в Теншебре
  • 1897—1899 — Учится у архитектора в Канне
  • 1900—1902 — Едет в Париж ; работает чертежником у архитектора
  • 1902—1903 — Находится на военной службе во 2-м саперном полку в Версале
  • 1903 — Поступает в Высшую школу декоративного искусства. Получает отказ в приеме в Высшую школу изобразительных искусств; посещает вольнослушателем курсы Жерома и Феррье, а также Академию Жюлиана ; часто ходит в Лувр . В ранних работах Леже заметно влияние импрессионизма .
  • 1904—1907 — Ведет тяжёлую трудовую жизнь; совместно со своим земляком Андре Маром снимает мастерскую. Работает у архитектора и ретушером у фотографа. Болезнь вынуждает провести зиму 1907 года у его друга Вьеля на Корсике , в Бельтодере, куда впоследствии неоднократно возвращается. Потрясён посмертной выставкой Сезанна в салоне «Независимых» в 1907 году
  • 1908—1909 — Поселяется в « Улье », где знакомится с Архипенко , Лораном , Липшицем , позже с Сутиным , Шагалом , Делоне и их гостями: Максом Жакобом , Аполлинером , Реналем, Сандраром и другими. Некоторые из них становятся его друзьями. Принимает участие в Осеннем салоне. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо — Таможенником. С 1909 года Леже примыкает к новому направлению, кубизму . В дальнейшем сюжеты его произведений становятся всё более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходит от абстракционизма, по крайней мере в своих станковых произведениях. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Помимо живописи художник занимался также и керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино.
  • 1910 — Владелец художественной галереи Канвейлер , поддерживающий Пикассо и Брака , покупает несколько картин Леже, что позволяет Леже год спустя переехать на улицу Ансьенн Комеди. В Пюто знакомится с Жаком Вийоном и через него с группой «Золотое сечение»
  • 1911 — Вместе с Глезом , Делоне и другими участвует в выставке «Независимых»: в зале № 41, прозванном «залом кубистов», экспонирует картину «Обнаженные в лесу». Вместе с этой группой выставляется и в Брюсселе . Участвует в Осеннем салоне картиной «Свадьба». Совместно с Андре Маром разрабатывает проект интерьера столовой и рабочего кабинета
  • 1912 — Выставляет у «Независимых» картину «Курильщики» и в Осеннем салоне «Женщину в голубом». Участвует и в других общих выставках, в частности в выставке группы «Золотое сечение». Первая экспозиция в галерее Канвейлера
  • 1913 — В мае в Академии Васильевой читает лекцию «Истоки живописи и её изобразительная ценность», текст которой публикуют в Париже, Берлине и Бергене. Участвует в выставке «Независимых», в « Армори Шоу » и в первой выставке Осеннего салона в Берлине. В октябре подписывает договор с Канвейлером на продажу ему своих работ. Снимает студию в доме № 86 по улице Нотр-Дам-де-Шан, которую сохраняет за собой до конца жизни
  • 1914—1916 — В мае 1914 года выступает с новой лекцией «Новые открытия в современной живописи» в академии Васильевой. 2 августа мобилизован и направлен в саперные войска. Два года находится на фронте под Аргонами и Верденом . Рисует в траншеях и в местах расквартирования. В сентябре 1916 года под Верденом, где занимался транспортировкой раненых, был отравлен газом
  • 1917 — Находится на излечении в Виллепинте. Вновь начинает заниматься живописью. В конце года его увольняют с военной службы
  • 1918—1919 — Напряжённо работает, делает иллюстрации для произведений Сандрара. Женится на Жанне Лой. Начинает работать над картинами «Диски», «Город», «Механические элементы». Выставляет свои работы в парижской галерее Леонса Розенберга «Эффор модерн» и в Антверпене в галерее «Селексьон»
  • 1920 — При основании журнала «Эспри нуво» завязывает дружеские отношения с Ле Корбюзье . Пишет полотна «Механик» и «Большой обед». С этого года на протяжении многих лет выставляется у «Независимых»
  • 1921 — Вместе с Сандраром участвует в работе над фильмом Абеля Ганса « Колесо ». Иллюстрирует книгу Андре Мальро «Бумажные луны». Знакомится с Ван Дусбургом и Мондрианом
  • 1922 — Выполняет проекты декораций, костюмов и занавеса к постановке «Каток» на музыку Дариюса Мийо для Шведского балета Ральфа де Маре
  • 1923 — Выполняет проекты декораций и костюмов для балета «Сотворение мира» на музыку Мийо по либретто Сандрара в постановке Ральфа де Маре. Работает над декорациями к фильму «Бесчеловечная» Марселя Л’Эрбье с музыкой Мийо; участвует в подготовке проекта одного из залов выставки «Независимых»
  • 1924 — Ставит фильм « » (операторы Ман Рэй и Дадли Мэрфи, музыка Дж. Антейла). Совместно с Озанфаном , Мари Лорансен и Александрой Экстер открывает свободную художественную школу. Читает лекцию в Сорбонне. Вместе с Розенбергом путешествует по Италии, восхищается Равенной
  • 1925—1927 — С известным трудом удаётся выставить абстрактное панно на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в павильоне Ле Корбюзье и в павильоне Мэллет-Стивенса, демонстрирующем проекты здания одного из французских посольств. Выставки: галерея Андерсона, Нью-Йорк ; Бруклинский музей; галерея «Катр Шемен», Париж; персональная ретроспективная выставка у «Независимых». Проявляет все больший интерес к предметам
  • 1928 — Выставляет 100 работ и читает лекцию в галерее Флехтхейма в Берлине; выставка в галерее «Эффор модерн» в Париже
  • 1929 — Вместе с Озанфаном открывает Современную академию
  • 1930 — Выставки в Лондоне в галерее Лейкестера и в Париже в галерее Поля Розенберга. Знакомится с Колдером
  • 1931 — Проводит лето в Австрии у своих друзей Марфи. В сентябре-декабре совершает поездку в Нью-Йорк и Чикаго . Выставки в галереях Джона Беккера и Дюран-Рюэля
  • 1932 — Преподаёт в Академии «Большой хижины». Посещает Скандинавские страны . Выставка в Нью-Йорке, в галерее Валентена
  • 1933 — Большая выставка в Цюрихе , в Кунстхаусе, на которой Леже присутствует лично. Вместе с Ле Корбюзье едет в Грецию на международный конгресс современной архитектуры. На обратном пути на корабле читает лекцию «Архитектура и жизнь»
  • 1934 — Выставка в галерее Виньона. Лето проводит у Марфи в Антибе. В августе в Лондоне готовит декорации для фильма Г. Дж. Уэллса «Форма вещей будущего». В сентябре выставка в Стокгольме в Современной галерее. Лекция в Сорбонне «От акрополя до Эйфелевой башни»
  • 1935 — На всемирной выставке в Брюсселе оформляет зал физической культуры, построенный по проекту Шарлоты Перрьян. В октябре вновь едет в соединенные Штаты, где встречается с Ле Корбюзье. Большая выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Институте искусств в Чикаго
  • 1936 — в «Дискуссии о реализме» подчеркивает свою духовную независимость. Выставляется в Салоне мурального искусства
Ф. Леже. Большой подсолнух, 1952
Полихромная скульптура (крашеная бронза). Высота 354 см.
Музей изящных искусств , Монреаль , Канада
  • 1937 — Декорации для балета Сержа Лифаря на музыку Риети «Торжествующий Давид», поставленного в парижской Опере. Эскизы декораций для профсоюзного праздника на Зимнем велодроме и панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже, дирекция которой предварительно отклонила уже несколько проектов. В ноябре читает в Антверпене лекцию «Цвет в мире». Выставка в галерее «Артек» в Хельсинки , где знакомится с Аалто
  • 1938—1939 — Лето проводит с Ле Корбюзье в Везеле; с сентября по март находится в США, где выполняет стенные росписи для апартаментов Нельсона А. Рокфеллера младшего. Читает курс из восьми лекций в Йельском университете на тему: «Цвет в архитектуре». В Париже выполняет эскизы декораций к пьесе Ж. Р. Блока «Рождение города», поставленной на сцене, устроенной на Зимнем велодроме
  • 1940—1945 — Живёт в эмиграции, в США. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон , Мийо, Моруа). Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. Начинает работать над серией «Ныряльщики». Выставляется в галерее Поля Розенберга. Встречается у Пьера Матисса с другими художниками-беженцами, завязывает дружбу с отцом Р. П. Кутюрье. Делает серию рисунков для фильма Ханса Рихтера «Сны, которые можно купить за деньги». Выставки: Музей искусств Фоггра, Кембридж; галерея Валентэна и галерея Самуэля Коотца, Нью-Йорк; галерея Луи Каре, Париж. В декабре 1945 года Возвражается во Францию. Также в 1945 году он становится членом Французской коммунистической партии .
  • 1946—1947 — Отец Р. П. Кутюрье заказывает Леже мозаики и витражи для церкви в , которые художник заканчивает в 1949 году. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Выставка в галерее Луи Каре, Париж. Лето 1947 года проводит в Нормандии.
  • 1948 — Выполняет декорации к балету « Стальной скок » Сергея Прокофьева в постановке Сержа Лифаря в Театре Елисейских Полей . Вместе со своими учениками оформляет помещение для Международного конгресса женщин в Париже, в Порт-де-Версаль. В июне вместе с Дилем председательствует на учредительном заседании международной ассоциации кино по изобразительному искусству в Художественной школе Лувра, а также присутствует на первом фестивале этой ассоциации. Едет в Польшу для участия во всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира во Вроцлаве. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене.
  • 1949 — Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк», изданного Териадом. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы.
  • 1950 — Завершает картину «Строители». Выставка в галерее Тейт, Лондон. Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони ( Бельгия ). Оборудует в керамическую мастерскую. Присутствует на освещении церкви в Плато д’Асси.
  • 1951 — Выставляет в галерее Лериса первые полихромные скульптуры и на Триеннале в Милане большую композицию. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в . Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе .
  • 1952 — В феврале женится на Наде Ходасевич , двоюродной сестре поэта , с 1924 года бывшей слушательницей его Академии, а затем его ассистенткой. Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюр-Иветт. В апреле — выставка и лекция в Кунстхалле в Берне ; другие выставки: Музей Антриб; галереи Бери и Луи Каре, Париж; галерея Сиднея Жаниса, Нью-Йорк. Участвует в 26-й Биеннале в Венеции . Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе .
  • 1953 — Передвижная выставка в Японии, выставки в Галерее современного искусства, Нью-Йорк, в Институте искусств, Чикаго, и в Сан-Франциско; выставка цветных скульптур в галерее Луи Каре. Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода».
Большой парад. Мозаика, 1953—1958
Национальная галерея Виктории , Мельбурн , Австралия
  • 1954 — Мозаика и витражи для Каракасского университета, заказанные Раулем Виллануэва; витраж в Каракасе для Инносенте Паласиоса; витражи для церкви в ; подготовительные этюды для Мемориальной больницы в Сен-Ло , открытой в 1956 году. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли; выставка в галерее Каре.
  • 1955 — Первые эскизы к «Сталинградской битве». Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в . Получает Гран при на Биеннале искусства в Сан-Паулу . Ретроспективная выставка в Лионском музее. Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Иветт в Иль-де-Франс . Похоронен на местном кладбище. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта.


1-й брак — (с 1919 г.) Жанна-Огюстин Лои (ум.1950)

2-й брак — (с 21 февраля 1952 г.) Надя Ходасевич-Леже

Произведения

Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Биот ( 1956 1960 ), выполнены мозаики в Молодёжном центре в Корбей-Эсон ( 1965 1966 ), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже ( 1966 ) и Доме кино в Москве ( 1968 ).

Сочинения

  • Fonctions de la peinture, P., 1970.

Примечания

  1. Леже Фернан // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. (словацк.)
  3. (англ.) — 2021.
  4. от 4 марта 2016 на Wayback Machine (англ.) была продана в ноябре 2014 года на аукционе в Далласе , ( штат Техас , США ) за $300 000.

Литература

  • Сагалович М. В. По следам Фернана Леже. — М. : Советский художник, 1983. — 352 с. — ( Рассказы о художниках ).
  • «Фернан Леже», автор Гастон Диль, Отпечатано в Венгрии, 1985 год, типография «Кошут»
  • Жадова Л. А. Фернан Леже. — М. : Искусство , 1970. — 144 с.
  • Descargues P., Fernand Léger, P., 1955;
  • Hoinmage a Fernand Léger, P., 1971.
  • Werner Schmalenbach. Fernand Leger. — Paris: Editions Cercle d'Art, 1977. — 173 с. — (Les Grands Peintres).

Ссылки

Источник —

Same as Леже, Фернан