Interested Article - Баталов, Николай Петрович

Никола́й Петро́вич Бата́лов ( 24 ноября (6 декабря) 1899 , Москва 10 ноября 1937 , там же ) — русский и советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1933) . Муж Ольги Николаевны Андровской и дядя Алексея Баталова .

Биография

Николай Баталов родился в Москве в семье Петра Владимировича и Александры Ивановны Баталовых . Его родители были крестьянами Ярославской губернии , перебравшимися в столицу . Через три года родился его младший брат Владимир . Мать была домохозяйкой, отец в 1910-м году стал совладельцем ресторана, после революции работал директором столовой. Николай с детства готовился стать священником, мало общался со сверстниками и прислуживал в церкви. Вместе с братом разыгрывал маленькие спектакли .

В 1910 1915 годах учился в Торговой школе имени Александра III, участвовал в школьных концертах. В 1915 году его отдали в Школу драматического искусства , в 1916 году — во Вторую студию МХТ , где он выступал до 1924 года. Первой ролью стал Петя-переплётчик в спектакле « Зелёное кольцо » по пьесе Зинаиды Гиппиус . В 1919—1923 годах во время гастрольных поездок и выездных спектаклей играл роли Гиггиса и Стрэттона в «Потопе» по пьесе Хеннинга Бергера и Гильома в « Адвокате Патлене ».

В ноябре 1921 года женился на коллеге, актрисе Второй студии МХТ Ольге Андровской , которую заметил ещё в 1919 в Театре Корша и пригласил в труппу своего театра . В 1923 году заболел туберкулёзом , ставшим для Баталова роковым. Из-за болезни он в течение полугода не выступал на сцене.

Портрет-шарж на Баталова, художник Семён Зальцер

Зато уже в 1924 году он снялся в своём дебютном кинофильме « Аэлита » режиссёра Якова Протазанова , сыграв красноармейца Гусева . Его роль выделяли и киноработники, и критики того времени:

Картину спасает красноармеец Гусев в отличном исполнении Баталова .

Баталов и Орлова дают единственные в ленте сочные русские типы .

Ролью же, принёсшей Баталову мировую известность, стал Павел Власов в фильме Всеволода Пудовкина « Мать » (1926) по мотивам романа Максима Горького . Сам Пудовкин так отзывался об актёре:

Работа Н. П. Баталова была для меня грандиозным подарком. Кинематограф тогда был немым. Слово для нас было оружием недоступным. Всё дело было только во внешней жизни лица, глаз, жеста. И я должен сказать, что Николай Петрович на моих глазах создавал поразительные вещи. Он далеко перешагнул самые смелые мои мечтания. Я ещё тогда не мог сильной рукой формировать то, что я хотел. Но для Баталова достаточно было только творческого общения. Если я был искренним, если он видел, что я хотел, он вспыхивал, как искра, и сразу через него виден был чудесный свет, который покорял меня, а затем и зрителей, которые его очень любили .

Баталов активно участвовал в жизни театра. С 1925 года он входил в органы внутреннего управления и практически заведовал труппой. Вдохновлённый лозунгами РАПП , он стремился перестроить театр в новом, «идеологически правильном» ключе, настаивал на расширении круга авторов-партийцев, что позже воплотил вместе с Ильёй Судаковым в московском театре рабочей молодёжи ( ТРАМ ) .

В апреле 1927 года впервые вышел на сцену в одном из своих самых ярких образов: Фигаро в пьесе Бомарше « Безумный день, или женитьба Фигаро » в постановке Константина Станиславского , Елизаветы Телешевой и Бориса Вершилова .

В 1931 году снялся в первом советском звуковом фильме « Путёвка в жизнь », где сыграл свою знаменитую роль — начальника коммуны Николая Ивановича Сергеева . Картина с успехом прошла по советским и мировым экранам, завоевав приз за лучшую режиссуру на 1-м Венецианском кинофестивале .

С 1933 года Баталов преподавал актёрское мастерство в ГИКе и ЦЕТЕТИСе , однако болезнь давала о себе знать.

18 февраля 1935 года состоялось последнее выступление актёра на сцене в образе никогда не унывающего Фигаро. После этого он уже не мог выйти из дома. Когда Иосиф Сталин посетил МХАТ и поинтересовался, почему не играет Баталов, ему ответили, что актёр болен. «Надо лечить», — сказал Сталин, и осенью актёра отправили на курорт Закопане в Польше . Было дано распоряжение, чтобы его мог навестить любой, кто пожелает, и к нему выехала жена.

Позднее лечился в санаториях на Северном Кавказе и в Италии , но лучше ему не становилось. Он вернулся домой и уехал на дачу, где много работал над сценарием фильма о Пушкине , которого очень мечтал сыграть . 3 мая 1937 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени .

Николай Баталов скончался на 38-м году жизни 10 ноября 1937 года в Москве от туберкулёза . Тело было кремировано, урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище .

Семья

Творчество

Роли в театре

Московский Художественный театр

Вторая студия Московского Художественного театра

МХАТ

Фильмография

  1. 1924 Аэлита Гусев
  2. 1926 Мать Павел Власов
  3. 1927 — Жена — товарищ Антон
  4. 1927 Земля в плену земляк Марии
  5. 1927 Третья Мещанская Николай
  6. 1931 Путёвка в жизнь Сергеев
  7. 1932 Горизонт Лёва Горизонт
  8. 1934 — Пастух и царь
  9. 1935 Сокровище погибшего корабля Алексей Панов
  10. 1935 Три товарища Лацис

Признание и награды

Примечания

  1. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  2. Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X
  3. Халиф, В. А. Николай Петрович Баталов. Статьи, воспоминания, письма. — М.: Искусство, 1971. — 208 с.
  4. Глеб Скороходов . В поисках устраченного . ОРТ (2000)
  5. Андровская О. Н. / ред. и авт. коммент. В. А. Халиф. — М. : АСТ-ПРЕСС, 2006. — С. 19. — 395 с. — ISBN 5-462-00490-7 .
  6. Садко, «Анта… одЭЛИ… уТа». — «Новый зритель», 1924, № 39
  7. Херсонский, Х. «Аэлита». — «Известия, 1924, 2 октября»
  8. Пудовкин, Вс . Стенограмма выступления на вечере памяти Н. П. Баталова в ВТО, январь 1948 г. — Цит. по статье: Н. Громов, Баталовы. — «Театральная жизнь», 1959, № 20
  9. . Московский Художественный театр . Дата обращения: 26 марта 2019. 26 марта 2019 года.
  10. . Новодевичье кладбище . Дата обращения: 26 марта 2019. 4 апреля 2019 года.
  11. Театральная энциклопедия. Гл. ред. С. С. Мокульский. Т. 1 — М.: Советская энциклопедия, А — «Глобус», 1961, 1214 стб. с илл., 12 л. илл. (стб. 707)

Литература

  • Турицын В. Николай баталов // Актёры советского кино. — М. : Искусство, 1966. — Вып. 2. — С. 30—41.
  • Некрасов В. М. «Безумный день, или женитьба Фигаро» на сцене МХАТ . — М: ВТО , 1984 . — 392 с.
  • Галанин А. «Балашиха: История, факты, комментарии». — Балашиха: Издательство «Дельта», 2004.

Ссылки

Источник —

Same as Баталов, Николай Петрович