Степанов, Борис Михайлович (режиссёр)
- 1 year ago
- 0
- 0
Влади́мир Миха́йлович Петро́в ( 10 [22] июля 1896 , Санкт-Петербург — 7 января 1966 , Москва ) — советский кинорежиссёр , сценарист, актёр. Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946 — дважды , 1950). Народный артист СССР (1950) .
Владимир Петров родился в Санкт-Петербурге в семье книгоиздателя; с детства вместе с братом и сестрой участвовал в любительских театральных представлениях на даче в Поповке . В 1915—1916 годах учился на юридическом факультете Петроградского Императорского университета и, одновременно, на драматических курсах Императорского петербургского Театрального училища у Юрия Юрьева .
Во время Первой мировой войны окончил Одесскую школу прапорщиков и служил в армии. Участник Гражданской войны .
Творческую деятельность начинал как драматический актёр, с 1917 года играл в «Лесном Зимнем театре» в Петрограде . С 1918 года — актёр и режиссёр в труппе известного театрального режиссёра Гордона Крэга в Англии . Вернулся в Россию в 1920 году .
По словам писателя Бориса Васильева , в творческой среде ходили слухи, будто в те годы Петров на самом деле воевал в Белой армии : по одной версии, он участвовал в Первом Кубанском походе , попал в плен и был освобождён по личной просьбе Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко ; по другой — служил начальником контрразведки у Антона Деникина и добровольно перешёл на сторону большевиков . Его также называли разведчиком в тылу армии генерала Константина Мамонтова и английским шпионом, сдавшим агентуру и за это помилованным . Ещё одна версия гласит, что в 1918 году он служил в ставке барона Врангеля , но перешёл на сторону Красных и до 1922 года служил в ВЧК .
В 1924 году учился на кинокурсах Вячеслава Висковского , с 1925 года работал на киностудии « Севзапкино » помощником режиссёров Висковского, Семёна Тимошенко , Григория Козинцева и Леонида Трауберга .
В 1928 году дебютировал как режиссёр, совместно с Николаем Береснёвым поставив детский фильм «Золотой мёд» о перевоспитании беспризорников в детской трудовой коммуне. Фильм на несколько лет опередил другую известную ленту о беспризорниках — « Путёвка в жизнь » (1931), сделав Петрова одним из первых советских детских режиссёров .
Для детей и юношества были предназначены и следующие картины «Джой и Дружок» (1928), « Адрес Ленина » (1929), «Фриц Бауэр» (1930). В его ранних картинах чувствовалось влияние немецкого экспрессионизма , что приводило к излишней мрачности и сложности восприятия .
В число ведущих советских кинорежиссёров вошёл после экранизации пьесы Александра Островского « Гроза » (1934), в которой был занят актёрский ансамбль в составе Аллы Тарасовой , Варвары Массалитиновой , Михаила Тарханова , Михаила Царёва , Михаила Жарова . На 2-м Венецианском фестивале , где фильм в числе прочих советских картин завоевал кубок выставки, был особо отмечен актёрский ансамбль «Грозы» .
Известной работой режиссёра стала масштабная историческая постановка « Пётр Первый » (1937—1939) по совместному с Алексеем Толстым сценарию. Игра Николая Симонова и картина в целом отмечались среди наиболее значительных достижений раннего советского кино .
С 1943 года работал режиссёром « Мосфильма ». В 1944 году поставил картину « Кутузов », в которой главную роль исполнил Алексей Дикий . В 1945 году перенёс на экран пьесу Островского « Без вины виноватые », отмеченную премией кинофестиваля в Венеции , а в 1948—1949 годах поставил фильм « Сталинградская битва ».
Экранизации русской литературной классики оставались в центре творчества режиссёра и в 1950-е годы: « Ревизор » (1952), « Поединок » (1957), « Накануне » (1959). За умение подбирать актёров и работать с ними, в том числе, за творческую свободу, которую он им предоставлял, получил прозвище «актёрский режиссёр», которым гордился .
Николай Черкасов писал в мемуарах, что Петров «по методам работы близок к режиссёрским традициям Московского Художественного театра , мастеров которого он обычно привлекал к участию в своих картинах. Как режиссёр он отличался глубиной и широтой мышления, стремлением к большим масштабам, желанием решать крупные, значительные задачи и умением преодолевать всевозможные трудности во имя достижения высокого качества» .
Был автором сценариев большинства своих фильмов.
С начала 50-х жил в Москве в доме 31/29 по ул.Поварская, на одной лестничной площадке с режиссером Всеволодом Пудовкиным . [ источник не указан 765 дней ]
Владимир Петров скончался 7 января 1966 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 6).
Год | Фильм | |||
---|---|---|---|---|
Режиссёр | Сценарист | Примечание | ||
1928 | Золотой мёд |
|
совместно с Н. Я. Береснёвым , фильм не сохранился | |
Джой и дружок |
|
|
режиссура и сценарий совместно с М. Хухунашвили, фильм не сохранился | |
1929 | Ледяная судьба |
|
|
сценарий совместно с Б. Л. Бродянским , фильм не сохранился |
Адрес Ленина |
|
фильм не сохранился | ||
1930 |
|
|
фильм не сохранился | |
1931 | Плотина |
|
|
фильм не сохранился |
Товарный № 717 |
|
фильм не сохранился | ||
1932 | (короткометражный) |
|
|
сценарий совместно с М. Ю. Блейманом |
1933 | Гроза |
|
|
|
1937 — 1938 | Пётр Первый |
|
|
совместно с С. И. Бартеневым , сценарий совместно с А. Н. Толстым и Н. М. Лещенко |
1941 | Чапаев с нами (короткометражный) |
|
||
1942 | Неуловимый Ян |
|
совместно с И. М. Анненским | |
1943 | Кутузов |
|
||
1944 | Юбилей |
|
|
совместно с Г. А. Левкоевым |
1944 | Без вины виноватые |
|
|
|
1948 — 1949 | Сталинградская битва |
|
||
1951 | Спортивная честь |
|
||
1952 | Ревизор |
|
|
совместно с В. Швелидзе |
1956 | 300 лет тому… |
|
||
1957 | Поединок |
|
|
|
1959 | Накануне |
|
|
сценарий совместно с О. Василевым |
1960 |
|
совместно с Р. Вылчановым | ||
1963 — 1964 | Русский лес |
|
|
сценарий совместно с Л. М. Леоновым и Ю. Б. Лукиным |