Interested Article - Скринлайф
- 2021-07-06
- 2
Screenlife , или скринлайф (от англ. screen life — жизнь на экране) — формат киноповествования (визуального сторителлинга), где все события фильма происходят полностью на экране компьютера , планшета или смартфона . Ключевым популяризатором формата в России и в мире является режиссёр и продюсер Тимур Бекмамбетов .
Особенности формата
В скринлайф-видео всё, что видит зритель, — это рабочий стол компьютера или смартфона и действия, которые с помощью этого устройства совершает главный герой: просмотр файлов, браузинг в Интернете , звонки по Zoom или Skype , сообщения в мессенджерах и т.п. Фильмы в формате скринлайф снимаются с помощью компьютера или смартфона, используя технологии записи экрана и камер GoPro (и других портативных камер), имитирующих камеры устройств.
Скринлайф неверно называть жанром кино, т.к. сами скринлайф-фильмы выходят в разных жанрах: хоррор , триллер , комедия и т.п. Более верно указывать скринлайф как новый формат сторителлинга (т.к. экран компьютера или смартфона как визуального средства применяется в журналистике, рекламе, обучающих роликах и т.д.) .
В манифесте Тимур Бекмамбетов выделяет три правила съемки фильма в формате «скринлайф»:
- Единство места действия
Действие происходит на экране компьютера, принадлежащего одному герою и никогда не выходит за пределы экрана. При этом размер экрана (т.е. границы кадра) остаются неизменными. Появление новых визуальных элементов имеет рациональное объяснение и соответствует форматам жизни в виртуальном пространстве: зритель должен постоянно осознавать, где именно происходит действие в данный момент. Операторская работа стилизована под работу камеры цифрового гаджета.
2. Единство времени
События разворачиваются в режиме реального времени. Фильм собран с помощью покадрового монтажа без каких-либо видимых переходов (как будто снят одним непрерывным дублем). Монтаж выходит на первый план оттесняя процесс написания сценария (нет необходимости записывать каждое движение курсора). «Фильм рождается в процессе монтажа»,- это высказывание никогда не было более актуальным.
3. Единство звука
Все звуки в фильме исходят от компьютера. Их происхождение всегда можно рационально объяснить; зритель всегда должен понимать, откуда берется музыкальная дорожка.
Формат «скринлайф» интересен тем, что режиссер получает уникальную возможность исследовать психику персонажа через его взаимодействие с виртуальной реальностью. Даже нерешительное замирание курсора при написании сообщения указывает на эмоциональное состояние героя. Эта революция в кинематографическом повествовании сравнима, например, с изобретением «потока сознания» в литературе, который позволил читателю заглянуть в поток мыслей и чувств героя, а не просто наблюдать за его действиями .
История
Кинематографисты впервые обратились к формату скринлайф в 2010-х годах, когда распространение компьютеров, мобильных устройств и Интернета стало оказывать всё большее влияние на повседневную жизнь. Скринлайф берёт свои истоки и продолжает традиции иммерсивного кино и псевдодокументалистики популярных форматов found footage ( Ведьма из Блэр ) и “мокьюментари” ( Паранормальное явление ) . Однако эксперименты с сочетанием классического формата киносъемки и демонстрации десктопов с интерфейсами начали активно появляться ещё в 2000-х годах. Уже в фильме Влюблённый Тома зритель видит только то, что показано на экране компьютера главного героя Тома Тома, причём сам главный герой в кадре не появляется (слышен лишь его голос). А, например, фильм ужасов The Collingswood Story активно использует кинематографический прием найденной пленки , где почти все, что происходит на экране, воспроизводится через веб-камеры главных героев.
Некоторые элементы применения скринлайфа можно найти в Ночном Дозоре и Дневном Дозоре Тимура Бекмамбетова .
Первым сериалом, снятым полностью в формате screenlife, был сериал The.Scene , снятый в 2004—2006 годах и рассказывающий о компьютерном пиратстве. Сериал включает два сезона, по 20 эпизодов каждый. Длина серии в первом сезоне 15-20 мин, во втором - 5 мин.
Первым короткометражным фильмом, снятым полностью в формате screenlife, был дебют канадских студентов в 2013 году под названием Noah , в котором все действия разворачиваются в компьютерных приложениях.
Ключевую роль в распространении нового формата сыграл российский режиссёр и продюсер Тимур Бекмамбетов, который спродюсировал первый полнометражный скринлайф-фильм Убрать из друзей (Unfriended) в 2014 году (режиссёр — Леван Габриадзе ). Он первым добился коммерческого успеха для скринлайф-фильма: при бюджете в $1 млн долл Убрать из друзей собрал в прокате $64 млн долл.
Самым успешным образчиком формата на сегодняшний день является спродюсированный Бекмамбетовым скринлайф-триллер Поиск . Главные роли в нём исполнили американские актёры Джон Чо и Дебра Мессинг , а режиссёром выступил Аниш Чаганти ( Взаперти с Сарой Полсон ). Фильм рассказывает историю отца (герой Чо), который расследует исчезновение дочери, взламывая её компьютер. Фильм получил приз зрительских симпатий на кинофестивале Сандэнс и собрал в мировом прокате свыше 75 млн долларов при бюджете около 700 тыс. У фильма также высокий рейтинг на сайте Rotten Tomatoes .
В 2018 Бекмамбетов впервые выступил режиссером screenlife-фильма Профиль (во всех предыдущих проектах он выступал как продюсер) — политического триллера о вербовке исламским террористом онлайн британской журналистки. Фильм получил приз зрительских симпатий в программе “Панорама” Берлинского кинофестиваля и фестиваля SXSW в США . Права на дистрибуцию приобрела американская студия Universal , в мае 2021 года фильм вышел в мировой прокат .
В 2019 году вышел первый сериал в формате скринлайф — сериал о зомби-апокалипсисе Dead of Night — для просмотра на смартфонах в приложении Snapchat . Продюсером выступил Тимур Бекмамбетов. Проект собрал свыше 14 млн просмотров в первый месяц релиза. В 2020 году вышел второй сезон .
В июне 2020 года Тимур Бекмамбетов подписал соглашение с Universal Pictures на производство пяти картин в формате скринлайфа .
В октябре 2020 года СМИ сообщили, что Бекмамбетов продюсирует новый блокбастер в формате скринлайф, в главных ролях которого снимаются американские актёры Ева Лонгория и Айс Кьюб .
В 2021 году Тимур Бекмамбетов и Игорь Цай представили на кинофестивале Сандэнс свою новую скринлайф-работу R#J — экспериментальную романтическую драму, которая адаптирует под современный мир историю любви Ромео и Джульетты в формате скринлайфа. R#J был также представлен на кинофестивале SXSW, где он выиграл Adobe Editing Award .
В марте 2021 года студия Базелевс Тимура Бекмамбетова попала в список самых инновационных компаний мира по версии американского издания Fast Company за применение технологий съемки в формате скринлайф .
В 2021 году на SXSW также показали вертикальный мини-сериал iBible: Swipe Righteous — современный пересказ библейских сюжетов на экране смартфона .
В марте 2021 года СМИ сообщали о съёмках скринлайф-комедии #fbf с участием Эшли Джадд .
В июне 2021 года СМИ сообщили о съёмках нового голливудского скринлайф-триллера Resurrected (реж. Егор Баранов ) с Дэйвом Дэвисом (“Диббук”) в главной роли. Действие фильма развернется в недалеком будущем, в котором Ватикан научился воскрешать людей .
Россия
Первым полнометражным скринлайф-фильмом на русском языке стала трэш-комедия Романа Каримова Днюха! , которая вышла в прокат в 2018 году и по сюжету похожа на Мальчишник в Вегасе , но все действия происходят на экранах гаджетов .
В декабре 2020 года вышла интерактивная комедия в формате скринлайф Игрок, в которой снялись Гоша Куценко , Мария Шукшина , Александр Робак и другие. По сюжету главный герой (Куценко), оставшись под Новый год без работы и в долгах, решает сыграть в онлайн-покер, чтобы заработать денег и спасти брак с женой. Фильм был выпущен на интерактивной платформе, где зрители могли сыграть вместе с главным героем .
В сентябре 2021 года выйдет первый российский скринлайф-триллер #ХОЧУВИГРУ молодого режиссёра Анны Зайцевой. Фильм посвящен серии загадочных смертей подростков в провинциальном городе. #ХОЧУВИГРУ выбран единственным представителем от России на крупный международный фестиваль фильмов ужасов, триллеров и остросюжетного кино Fantasia в Канаде .
Одним из первых опытов скринлайф в российских сериалах стал проект Света с того света , снятый Максимом Пежемским ( Мама, не горюй! ) для ТНТ .
Бум скринлайфа в России случился в год пандемии — было выпущено около 10 сериалов: Нагиев на карантине с Дмитрием Нагиевым ( ТНТ Premier ), #СидЯдома (ТНТ Premier) с Александром Робаком, Безумие (Кинопоиск) режиссёра Александра Молочникова с Кристиной Асмус и Ингеборгой Дапкунайте , Все вместе ( Okko ), Безопасные связи от Константина Богомолова ( START ), Изоляция с Юрием Колокольниковым ( IVI ), комедийный сериал Окаянные дни Семёна Слепакова ( Кинопоиск ), В маске шоу с Филиппом Киркоровым и Мариной Федункив ( СТС ). Эти сериалы были сняты в формате Zoom-конференции, поэтому их нельзя считать полноценными скринлайф-проектами. Среди “карантинных” проектов также выделяется спродюсированный студией Базелевс вертикальный мини-сериал Взаперти (Оkko) с Анной Чиповской и Дмитрием Ендальцевым и мини-сериал Алиса (2020) об отношениях таксиста и голосовой помощницы Яндекса, в котором присущи элементы скринлайфа .
В 2018 году в России вышел первый документальный проект в формате screenlife — вертикальный веб-сериал 1968.DIGITAL Михаила Зыгаря , Карена Шаиняна и Тимура Бекмамбетова . Это история реального героя 1968 года, рассказанная через экран смартфона, который мог бы у него быть. Габриэль Гарсиа Маркес пишет свой роман в Заметках на телефоне, у группы Битлз есть чат в WhatsApp , Энди Уорхол постит фотографии со своих выставок в Инстаграм , Мик Джаггер выкладывает будущие хиты в Soundcloud , Гагарин переписывается и постит фотографии во ВКонтакте . Бекмамбетов и Зыгарь адаптировали проект на английский язык и выпустили его в США вместе с BuzzFeed под название Future History: 1968 .
Другие страны
В конце 2020 года Бекмамбетов заключил соглашение с сооснователем кинокомпании Graphic India Шарадом Девараджаном и гендиректором индийской медиакомпании Reliance Entertainment на создание оригинальных индийских фильмов в формате скринлайф .
Формат съемки
Если в обычных фильмах приходится уделять много внимания месту съемок, декорациям и построению сцены, то в скринлайфе съемочной площадкой выступает рабочий стол компьютера, а декорациями — файлы, папки и картинка на заставке. Здесь важны не только движения героя в кадре, но и перемещение его курсора, потому как именно на нем концентрируется внимание зрителя .
Главное отличие постпродакшена традиционного и screenlife-кино в сроках, необходимых для монтажа картины. В среднем на монтаж Screenlife-фильмов уходит 6-9 месяцев, для обычного фильма уходит 1.5-3 месяца. Продолжительность постпродакшена компенсируется более коротким по сравнению с традиционным кино производственным периодом (например, «Поиск» сняли за 13 дней).
Для оформления экрана девайса обычно используют screencasting software, а для натуральной съемки — камеру GoPro. Актерам часто нужно быть в роли оператора, чтобы передать жизнь в кадр .
Премии и достижения
- 2014: Убрать из друзей — самый инновационный фильм по версии Fantasia Film Festival
- 2018: Поиск — приз зрительских симпатий кинофестиваля Сандэнс 2018 (программа NEXT) и Премия Альфреда Слоуна
- 2018: Профиль — приз зрительских симпатий Берлинского кинофестиваля (программа Panorama)
- 2018: Профиль — приз зрительских симпатий кинофестиваля SXSW
- 2020: R#J — специальный приз за монтаж Adobe Editing Award кинофестиваля SXSW
Фильмография
Художественные фильмы
Фильм | Название в оригинале | Режиссёр | Год |
---|---|---|---|
Влюблённый Тома | Thomas est amoureux | Пьер-Поль Рендер | 2000 |
История Колингсвуда | The Collingswood Story | Майк Констанца | 2002 |
Пропавшая Меган | Megan Is Missing | Майкл Гои | 2011 |
Парашютист | Skydiver | Юджин Котляренко | 2010 |
З/Л/О | V/H/S | Мэттью Беттинелли, Дэвид Брукнер, Тайлер Джиллетт | 2012 |
Смерть в сети | The Den | Захари Донохью | 2013 |
Убрать из друзей | Unfriended | Леван Габриадз | 2014 |
Открытые окна | Open Windows | Начо Вигалондо | 2014 |
Крыса | Ratter | Бранден Крамер | 2015 |
Взломать блогеров | Максим Свешников | 2016 | |
Лицом к лицу | Face 2 Face | Мэт Торонто | 2016 |
Заразный дом | Sickhouse | Ханна Макферсон | 2016 |
Убрать из друзей: Даркнет | Unfriended: Dark Web | Стивен Саско | 2018 |
Поиск | Searching | Аниш Чаганти | 2018 |
Профиль | Profile | Тимур Бекмамбетов | 2018 |
Хост | Host | Роб Саваж | 2020 |
Скоро увидимся | C U Soon | Махеш Нараянан | 2020 |
Отрыв | Spree | Юджин Котляренко | 2020 |
Инсайдеры | Insiders | ||
Ромео и Джульетта | R#J | Кэри Уильямс | 2021 |
Воскресший | Resurrected | Егор Баранов | в производстве |
#fbf | #fbf | Илисса Гудман | в производстве |
Без названия | Untitled | в производстве | |
Поиск 2 | Searching 2 | Николас Джонсон | постпродакшн |
Документальные фильмы
Название | Режиссёры/Продюсеры | Год |
---|---|---|
Transformers: The Premake | Kevin B. Lee | 2014 |
Future History: 1968 | Тимур Бекмамбетов , Михаил Зыгарь , Карен Шаинян | 2018 |
The Invention of Chris Marker | Matan Tal | 2020 |
iBible: Swipe Righteous | Тимур Бекмамбетов, Мажд Нассиф | 2021 |
Короткометражные фильмы
- The Sick Thing That Happened to Emily When She Was Younger, часть V/H/S (2012)
- Noah (2013)
- Internet Story (2011)
- 2088 (2021)
- Love in Isolation (2021)
Сериалы
США
- Сцена (2004)
- Интернет-терапия (2011-2015)
- Dead of Night (2019-2020) 2 сезона
- Американская_семейка (сезон 6, эпизод 16: "Соединение потеряно", 2015)
- Геймбои (2020)
Россия
- Света с того света (2018-2021)
- Истории карантина (2021)
- Подвиг (2019)
- Нагиев на карантине (2020)
- #СидЯдома (2020)
- Беезумие (2020)
- Все вместе (2020)
- Безопасные связи (2020)
- Изоляция (2020)
- Окаянные дни (2020)
- #вмаскешоу (2020)
- Взаперти (2020)
- Алиса (2020)
- Зона комфорта (2020)
- Психологини на карантине (2020)
- Удалёнка (2020)
Телевидение
- Connection Lost (2015), эпизод 16 из шестого сезона из Modern Family
Ссылки
Примечания
- (рус.) . Deutsche Welle . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- . Российская газета . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- ↑ . РБК Стиль . Дата обращения: 27 июля 2021. 20 июня 2021 года.
- Александр Булгаков. . vc.ru (16 марта 2020). Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- Patrick Frater, Patrick Frater. (амер. англ.) . Variety (15 июня 2021). Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- Condé Nast. (амер. англ.) . GQ (25 июня 2021). Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- Джейхун Мамедов. (рус.) . Дата обращения: 27 июля 2021. 26 июля 2021 года.
- (амер. англ.) . www.moviemaker.com (22 апреля 2015). Дата обращения: 13 февраля 2024.
- . blog.kino.school . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- Антон Самитов. . DTF (12 мая 2021). Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- (англ.) . Дата обращения: 27 июля 2021. 4 апреля 2019 года.
- Tom Grater, Tom Grater. (амер. англ.) . Deadline (13 февраля 2020). Дата обращения: 27 июля 2021. 19 мая 2021 года.
- . Газета.Ru . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- Anthony D'Alessandro, Anthony D'Alessandro. (амер. англ.) . Deadline (23 марта 2021). Дата обращения: 27 июля 2021. 11 августа 2021 года.
- . BURO. . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- . РИА Новости (20210625T0348). Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- . Кино-Театр.Ру (11 февраля 2021). Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- . Российская газета . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- . Interfax.ru . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- . РИА Новости (20201022T0138). Дата обращения: 27 июля 2021. 1 ноября 2020 года.
- ↑ . РИА Новости (20201216T1052). Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- Брайан Д. Эванс. (рус.) . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- Dino-Ray Ramos, Dino-Ray Ramos. (амер. англ.) . Deadline (10 марта 2021). Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- Rebecca Rubin, Rebecca Rubin. (амер. англ.) . Variety (2 апреля 2021). Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- ↑ . www.film.ru . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- . KYKY.ORG . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- . www.kinometro.ru . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- . Interfax.ru . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- . kulturomania.ru . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- (рус.) . Профиль . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- . Российская газета . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- . Кино-Театр.Ру (19 июля 2021). Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- . EG.RU . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- . www.film.ru . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- . kp.ru (4 сентября 2020). Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- . 2020 . Дата обращения: 27 июля 2021.
- Dino-Ray Ramos, Dino-Ray Ramos. (амер. англ.) . Deadline (19 марта 2021). Дата обращения: 27 июля 2021. 19 марта 2021 года.
- . Афиша . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- (рус.) . Журнал Esquire . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- (англ.) . kanobu.ru . Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
- Timur Bekmambetov. (амер. англ.) . MovieMaker Magazine (22 апреля 2015). Дата обращения: 27 июля 2021. 27 июля 2021 года.
41.
- 2021-07-06
- 2