Interested Article - Исповедь в иудаизме
- 2020-09-14
- 1
И́споведь в иудаи́зме — одна из процедур покаяния , заключающаяся в признании в совершённом грехе, включающем раскаяние и предполагает принятие решения в дальнейшем не грешить. В иудаизме термин носит название видуй ( ивр. וִדּוּי — «признание [грехов], сознавание»); полное исповедание именуется аль хет (על חטא — «за грех»); а древняя краткая форма — ашáмну (אשמנו — «мы провинились»).
В Библии
Понятие исповеди часто встречается как в Пятикнижии , так и в других книгах Танаха . В Пятикнижии акт исповеди всегда предшествует обряду повинного жертвоприношения и без него недействительны ни раскаяние, ни жертва .
Танах не предписывает какую то определённую форму исповеди, а содержащиеся в нём формулировки признания в грехах, как правило, отличаются предельной краткостью. Таковы исповедь Каина ( Быт. ), Моисея ( Исх. ), Ахана ( Нав. ), Давида ( 2Цар. ). Исповедь многословна лишь когда ей придаётся поэтическая или молитвенная форма: Пс. , ; Езд. , ; Неем. , ; .
Исповедание грехов (видуй)
В иудаизме исповедание грехов (וִדּוּי , видуй ) в современном значении впервые появляется в Мишне . Опираясь на библейское предписание «мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех… пусть исповедаются в грехе своём» ( Чис. ), галаха заключает, что несоблюдение любой заповеди должно быть искуплено исповедью и раскаянием .
Формула исповеди, произносившаяся первосвященником в ходе храмовой службы в Йом-Киппур за себя, свою семью, кохенов и весь народ, сформулирована очень кратко и состоит всего из двух предложений. В первом (собственно, исповедь) перечислены 3 разновидности греха: извращение [закона], преступление [его] и прегрешение; во втором испрашивается прощение Бога за них . Формулы личной исповеди, читаемые в литургии на Йом-Киппур , очевидно, сложились уже после разрушения Храма и были призваны заменить исповедь, читавшуюся первосвященником.
Полное исповедание (аль хет)
Полное исповедание грехов ( видуй ), в котором каждая фраза вводится формулой «прости нам прегрешения наши, которые мы совершили пред Тобою тем, что…» и отдельные прегрешения перечисляются в алфавитном порядке называется аль хет (על חטא) .
В сефардском ритуале каждой букве алфавита соответствует 1 грех, тогда как у ашкеназов упоминается сразу о двух прегрешениях и упоминание второго греха вводится словами «а также за грех…». Это исповедание грехов повторяется при каждой амиде дня Всепрощения, за исключением заключительной молитвы Йом-Киппура ( Неила ). Сефарды только первый раз произносят аль хет полностью; при повторных молитвах они приводят лишь его сокращённую форму .
У евреев северных стран перечисление грехов поётся протяжно, в минорном тоне, причём 4 раза прерывается молитвенным возгласом «относительно всего этого, о Боже Всемилостивый, прости нас, отпусти нам и даруй нам прощение». Этот перерыв характеризуется применением специального песнопения, мелодия которого встречается и в других покаянных молитвах. По той же мелодии поётся приглашение обещающих произнести благодарственную молитву после еды .
Древняя форма (ашамну)
Ашáмну (אשמנו — «мы провинились») — старая краткая форма исповеди видуй , упоминаемая в Талмуде и Дидахе и изложенная по алфавиту (признание каждого греха в отдельности начинается с буквы еврейского алфавита в последовательном порядке), причём круглое число 24 слов, из которых состоит молитва, достигается путём 3-кратного повторения последней буквы, ת ( тав ) .
Первоначально молитву «Ашамну» пел кантор вместе с общиной, однообразным или простым напевом широкого размера с оттенком торжественности; впоследствии же в польских общинах мотив этот вследствие частого повторения молитвы в Йом-Кипур подвергся переработке и из торжественного пения всей общиной стал сольным речитативом кантора. Сначала молящиеся повторяли за кантором каждое слово молитвы; затем последний стал лишь подавать тон молящимся и выжидать окончания ими каждой из четырёх строф, состоящих из определённого числа средних глаголов, последний из которых, за исключением конечной строфы, является переходным с прямым дополнением; после этого кантор уже приступал к соло .
Примечания
- ↑ — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Мишна Биккурим 2:2; Меггила 2:5
- Чис. 2, 3; Маймонид Мишне Тора , Законы раскаяния 1:1
- Мишна , Иома 3:8; 4:2; 6:2
- Иерусалимский Талмуд , Иома 8:9, 45 в; Вавилонский Талмуд , Иома 87 б; Мидраш Вайикра Раба 3:3
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
Ссылки
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- 2020-09-14
- 1