Дар аль-ислам
- 1 year ago
- 0
- 0
Ислам в Армении не имеет большого числа последователей, хотя в определенный период истории он был господствующей религией на территории Эриванского ханства . В современной Армении ислам исповедуют в основном курды и персы . По переписи 2011 года насчитывалось 812 мусульман . Община курдов-мусульман насчитывает 2 тысяч человек и проживает в основном в Абовянском районе . Несмотря на постоянное снижение удельного веса мусульман на территории Армении с момента присоединения региона к России и последовавших за этим миграций населения, до начала карабахского конфликта в Армении сохранялась крупная мусульманская община, состоявшая в основном из азербайджанцев , однако практически все они были депортированы с территории республики .
|
Возможно, этот раздел содержит
оригинальное исследование
.
|
Ислам появился в Армении в VII веке н. э. в период арабских завоеваний . Ибн-Хаукаль , автор X века, сообщает:
Дабиль — город больше Ардабиля ; это самая значительная местность и округ во внутренней Армении. Он же столица Армении и в нём дворец правителей области Армении… Вокруг города стена; христиан в нём много, и соборная мечеть города рядом с храмом, как мечеть Химса, смежная с церковью и находящаяся рядом с ней. … Большая часть Армении населена христианами.
Для укрепления своей власти и ускорения процесса исламизации арабские халифы заселяли покоренные земли арабскими племенами, и довольно много их появилось в Армении.
Первые огузские кочевые племена, исламизированные в Средней Азии в X веке , появились на территории Армении в середине XI века . Начиная с XI века, территория Армении подвергается нашествию тюрок-сельджуков, сопровождаемому опустошениями. Нашествие сельджуков привело к расселению в регионе мусульманского населения и вынужденной эмиграции значительной части армян. С этого момента в Армении начался многовековой процесс оттеснения местного христианского населения и замещения его мусульманским. Сельджуки быстрее всего утвердились в южных армянских землях, откуда армянское население вынуждено было эмигрировать в пределы Византии . Новая волна нашествий тюрок-мусульман на Армению связана с татаро-монгольским нашествием, затем с Тимуром. При этом все большее число земель отнималось у местного армянского населения и заселялось пришлыми кочевниками, исповедующими ислам .
В XVI веке была предпринята попытка исламизировать армян, для чего были приняты т. н. «законы Джафара» (по имени имама Джафара ал-Садека), по которым армянин, принявший ислам, мог единолично претендовать на наследство родителей . Тотальное переселение жителей региона вглубь Персии, организованное персидским шахом Аббасом I, в 1603 году, т. н. « великий сургун », и заселение на их место туркменских племен окончательно изменило демографическую ситуацию в Армении в пользу исламского населения .
В ходе османо-сефевидских войн в 17-18 веках с территории Эриванской области было переселено свыше 350000 армян. Наиболее массовые переселения наблюдались в 1603 году, когда 250 тысяч армян были переселены из окрестностей Еревана и Нахичевана в глубь Персии, в область Хорасан. В последнее десятилетие существования ханства, между 1795-1810 гг., только в Грузию уехало около 20 тысяч армян.
В результате изгнания свыше 350000 армян, сотни населенных пунктов полностью опустели. На почти полностью обезлюдевшие земли были поселены около 90000 мусульман.
В 1580-1600 гг. в Эриванскую область из Малой Азии было переселено тюркское племя Устаджлы .
В конце XVI и начале XVII вв. в регион переселены еще два тюркских племени - алпаут и байят
В XVI веке в Эриванской области утвердились три курдских племени - чамишкизек, хнуслу и пазуки.
В 1610-1620 гг. шах Аббас переселил в Восточную Армению тюркское племя каджаров , только в Эриване, Гяндже и Карабахе поселилось 50000 каджарских семейств, которые с течением времени ещё более умножились
В результате всех этих событий, в 1826 году в Эриванском ханстве проживало около 90 000 мусульман, среди которых было 54 810 тюрок-огузов из племен устаджлы, алпаут, байят, айрумы и каджары (около 10 000 семей), 25 237 курдов из племен чамишкизек, хнуслу и пазуки (5 223 семей) и 10 000 персидских солдат,проходивших в Армении военную службу .
В момент присоединения территории Восточной Армении к России в 1828 году из приблизительно 107 тысяч жителей Эриванского ханства 87 тысяч были мусульманами. Согласно статистическим данным имперской администрации, составленным в 1831 году, число мусульман уменьшилось до 50 тысяч. В городе Эривань все ещё оставалось мусульманское большинство. Из 11400 жителей более 7000 были мусульмане . К 1869 году на территории Эриванского уезда было 60 мечетей .
К 1873 году мечети были расположены в следующих населенных пунктах Закавказья, расположенных ныне в пределах современных границ Армении (знаком * отмечены селения, где имелись только мусульманские молитвенные дома) :
Согласно переписи 1897 года , в тогдашней Эриванской губернии насчитывалось 25218 мусульман из 92323 жителей губернии (27,3 % населения) , по другим справочным данным — 41 % населения (36,7 % — шииты , 4,3 % — сунниты ). К 1896 году в пределах Новобаязетского уезда (приблизительно соответствующего территории Гегаркуникской области ) насчитывалось 10 мусульманских школ и 13 мечетей .
В 1906 — 1911 годах в одной только Эривани , согласно списку казённых и общественных зданий, составленному ереванским техником Б. Я. Меграбовым, существовало 8 мечетей : Мечеть Тапабашинская, Мечеть Шагарская , Мечеть Сартиб, Гёй мечеть (Голубая мечеть) Гаджи-Гусейн Али-хана , Мечеть Гаджи-Новруз-Али-бека , Мечеть крепостная, Мечеть Демирбулагская и Мечеть Гаджи Джафара. .
К началу XX века мусульмане составляли 62 % населения Эриванского уезда (52,5 % населения — шииты ) и 35,6 % — Эчмиадзинского (30 % шииты)
Однако в настоящее время на территории республики действует всего лишь одна мечеть — Голубая мечеть , находящаяся в Ереване. Она была построена эриванским ханом Гусейн-Али в 1765 году .
В начале XVII века из Восточной Армении было насильственно выселено свыше 250000 местных армян , а на их место поселены мусульманские племена (чаще всего кочевые) тюркского (устаджлу, алпаут, байят, ахча-койюнлу каджар ) и курдского (чамишкизек, хнуслу и пазуки ) происхождения. Между 1600—1810 годами происходит массовое переселение мусульман из Персии и Средней Азии в Восточную Армению. Всего в Восточную Армению было переселено порядка 90 000 мусульман, в том числе 54000 тюрок, 25 000 курдов и 10 000 персов . Для реализации необходимых религиозных обрядов столь большого мусульманского населения Персидская империя построила в Эриванской области десятки мечетей.
Мечетей постройки до XVI века в Ереване не сохранилось, все они были разрушены в войнах Османов и Сефевидов , когда город переходил из рук в руки . После взятия Эривани в 1827 году русскими главная эриванская мечеть, построенная ещё турками в 1582 году и украшавшаяся золотой луной, была обращена в православную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в память взятия в этот день крепости (сама золотая луна была отправлена сардаром в Казвин ). К 1852 году в Эриване было восемь мечетей, две из которых были превращены в арсенал и магазин, а остальные — Залиханская , Навруз-Али-бегская , Сартин-ханская, Гусейн-Али-ханская , Гаджи-Имамвердиевская и Гаджи-Джафар-бегская . Также при каждой мечети находилась школа, где грамоте обучалось несколько десятков мальчиков. В Гусейн-Али-ханской мечети учеников было около 200 .
В начале XX века, когда 49 % населения Эривани и 53,5 % населения Эриванского уезда составляли азербайджанцы (адербейджанские татары), в городе было 7 шиитских мечетей. В советский период большинство их было закрыто (так же, как и большинство армянских церквей ). Из мечетей на сегодняшний день сохранилась только мечеть Гусейн Али хана ( Голубая мечеть ), отреставрированная иранскими мастерами. В 1990 году была снесена бульдозером небольшая азербайджанская мечеть на ул. Варданац, под влиянием слухов о разрушении армянской церкви в Баку; по словам британского журналиста Томаса де Ваала, «ей не посчастливилось: постройку не сочли „персидской“ и снесли.» Среди снесенных в начале 1930-х гг. памятников также ханский дворец, память о котором сохранилась в рисунках художника Г. Гагарина , и развалины турецкой крепости.
Археолог Филип Л. Коль отмечает малочисленность существующих в Армении исламских памятников, включая столицу, Ереван. Указав на преобладание мусульманского населения на территории Эриванского ханства до подписания Туркменчайского договора и последовавших за ним этнических перемещений , Ф. Коль пишет:
К какой бы демографической статистике мы не обратились, не подлежит никакому сомнению, что значительные материальные памятники ислама должны были существовать в этом регионе. Их почти полное отсутствие в наши дни не может быть случайным.
Оригинальный текст (англ.)No matter what demographic statistics one consults, it is simply unquestionable that considerable material remains of Islam must once have existed in this area. Their near total absence today cannot be fortuitous.
«[The Armenians] formed less than 20 percent of the total population (20,000) of the khanate of Erevan, with the Muslims exceeding 80 percent. In any case, at no time in the Persian period was the Armenian population a majority or on par with the Muslims. Although the survey indicated an Armenian majority in some mahals, this was only after the emigration of over 25,000 Muslims from the territory; thus there is no evidence of an Armenian majority during the Persian administration».
"By the end of the eighteenth century, the Armenian population of the territory had shrunk considerably. Centuries of warfare and invasions combined with the tyranny of local khans had forced the emigration of the Armenians. It is probable the until the seventeenth century, the Armenians still maintained a majority in Eastern Armenia, but the forced relocation of some 250,000 Armenians by Shah Abbas and the numerous exoduses described in this chapter had reduced the Armenian population considerably.
В Ереванской (Чухур-Са'дской) области (вилайете) большая часть территории составляла земли дивана и находилась под непосредственным управлением местного беглербега. После смерти Надир-шаха беглербегство стало наследственным и превратилось в полунезависимое ханство. В Ереванской области в XVI в. были поселены части кызылбашских племен устаджлу, алпаут и байят, при шахе Аббасе I были поселены также ахча-койюнлу каджар; еще раньше здесь утвердились курдские племена чамишкизек, хнуслу и пазуки.
Церквей православныхъ 2, армяно-григоріанскихъ 141, мусульманскихъ мечетей 60.
Оригинальный текст (англ.)Before one gets too irate at the Azeris, however, one must note the paucity of surviving Islamic remains in Armenia, including the capital of Yerevan. To put this in historical perspective, in 1826, before the signing of the Treaty of Turkmenchai and the ethnic movements that followed in its wake, roughly 90,000 of a total population of 110,000 in the Khanate of Yerevan were Muslims - Persians, Kurds, and “Turko-Tatar” nomads (the last being the peoples who later became self-conscious Azeris).