Христианская демократия
- 1 year ago
- 0
- 0
Любо́вь (в Новом Завете греческое слово « агапэ », др.-греч. ἀγάπη , лат. caritas ) — одна из трёх главных добродетелей христианства наряду с верой и надеждой, причём главная из них. Христианская церковь учит, что любовь (милосердие) — это и любовь к Богу ( лат. amor Dei ) и одновременно любовь к ближнему ( лат. amor proximi ), причём вторая без первой мало чего стоит .
По своей сущности напоминает отцовскую (материнскую) любовь к ребёнку, которого родитель продолжает любить и участвовать в его судьбе несмотря ни на что.
Но, в отличие от родительской любви, христианская любовь не зависит от родственных связей , а также от возраста, пола, разницы в социальном статусе и так далее.
Побуждает к служению человеку, возникает желание помочь, защитить, восполнить всякую нужду, не считаясь с собственными интересами.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. ) «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас» ( Ин. ) Христианская любовь к человеку дается свыше, её невозможно пережить в полной мере без сверхъестественного влияния Господа Иисуса Христа (отсюда и название).
Концепция христианской любви также тесно связана с милосердием , терпимостью и стремлением к истине .
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
— 1Кор.
В христианстве Бог есть любовь. Абсолютно совершенная любовь может быть только между тремя Лицами святой Троицы . Ангелы и люди призваны подражать этой любви и бесконечно возрастать в ней. Человеческая любовь после грехопадения рассматривается как несовершенная, ибо заражена грехом.
Божественная любовь — одно из основополагающих и важнейших понятий христианства . Оно неразрывно связано с основным принципом Бога -Творца — принципом свободы. Бог-Творец, создавший вселенную , создал всё сущее в ней свободным , то есть имеющим право определять свою волю . Таким был создан и мир и в том числе человек (акт творения описан в первой книге Библии — « Бытие »). Свобода — это благодать , дар Бога-Творца каждому своему творению, имеющему право быть (существовать) независимо от Творца, и в то же время соединяясь с Ним. Эта форма соединения (со-творения) и называется Божественной любовью . Божественная любовь — это стремление к тому, чтобы быть (существовать) не для личного блага, но для блага другого, и поэтому Божественная любовь неотделима от свободы , так как в свободном выборе и проявляется акт Божественной любви.
По христианскому учению, соблюдение основополагающих принципов « возлюби врага своего », « возлюби ближнего твоего, как самого себя » — ведёт человека к Божественной любви.
Христос сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня.» ( Мф. ), а также: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери и жену и детей, братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником.» ( Лк. ).
Согласно христианскому вероучению, Бог есть любовь . ( 1Ин. )
Возвышенная любовь не имеет ничего общего с греховной плотской страстью. Апостол Павел пишет замечательный гимн чистой христианской любви:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими , а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто . И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
— 1Кор.
Христианство призывает своих последователей, прежде всего, максимально, без ограничений, любить Бога (всем существом своим); и любить всех людей, прежде всего своих ближних, но только как самого себя (недопустимо обожествлять кого-либо из людей, быть человекоугодливым) [ источник не указан 3167 дней ] ; и любить себя как творение Божие и Его образ .
Любовь к Богу — чувство любви к Богу и дела любви по отношению к Богу, выраженные в послушании Богу, соблюдении Его заповедей , прославлении Его и поклонении Ему. Вершиной любви к Богу христиане считают соработничество Творцу со Христом во Святом Духе: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего.» (Ин.15:15)
Чувство Любви к Богу может начать развиваться на основе благодарности к Богу, когда человек осознаёт, как Господь любит его, что Бог сделал для него лично и для всего человечества в целом:
В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.— 1Ин.
Любовь к Богу неразрывно связана с любовью к ближним:
Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.— 1Ин.
Любовь к Богу и ближним является плодом Духа Святого :
Плод же духа: любовь, радость , мир , долготерпение , благость , милосердие , вера , кротость , воздержание .
— Гал.
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
и люби Господа, Бога твоего , всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём— Втор.
Итак люби Господа, Бога твоего , и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его и законы Его и заповеди Его во все дни.
— Втор.
Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего , как самого себя;
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.— Мф.
Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён, и всякий, любящий Родившего , любит и Рождённого от Него.
Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.
Ибо это есть любовь к Богу , чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки.— 1Ин.
Подлинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать собою.
— Гегель
Любовь (Милосердие) аллегорически было проще изобразить как любовь к ближнему, чем как любовь к Богу :