Первый человек на Луне (почтовая марка)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Незнайка на Луне» — сатирический роман-сказка советского писателя Николая Носова из серии о приключениях Незнайки с элементами научной фантастики . Это третья и заключительная часть трилогии романов Носова о Незнайке после произведений « Приключения Незнайки и его друзей » (1953—1954) и « Незнайка в Солнечном городе » (1958). Впервые роман публиковался по частям в журнале « Семья и школа » в 1964—1966 годах. Отдельным изданием книга вышла в издательстве « Детская литература » в 1965 году и была первой книгой, иллюстратором которой стал Генрих Вальк (предыдущие две были проиллюстрированы Алексеем Лаптевым ).
В отличие от предыдущих двух книг, в этой Носов не называет героев «малыши» и «малышки», а только «коротышки», и внешний вид и поведение большинства персонажей книги больше характерны для взрослых. Также, несмотря на название романа, Незнайка является только одним из главных героев.
По мотивам книги в 1997—1999 годах на российской киностудии FAF Entertainment по сценарию Владимира Голованова и Сергея Иванова был снят одноимённый мультфильм .
Действие происходит спустя два с половиной года после того, как Незнайка, Кнопочка и Пёстренький побывали в Солнечном городе , после чего Знайка вместе с другими коротышками тоже посещает Солнечный город и знакомится там с Фуксией и Селёдочкой (они кратко упомянуты во второй книге), которые готовят свой второй полёт на Луну . Вместе с ними Знайка совершает полёт на Луну и исследует один из кратеров в Море Ясности . Обследовав его края, он обнаруживает, что это не скальная порода, а остатки, как ему кажется, самой настоящей кирпичной стены, построенной разумными существами.
Взяв домой образец лунной породы, Знайка, вернувшись на Землю, выпускает книгу с собственной гипотезой о том, что на Луне, возможно, когда-то была атмосфера и жили такие же коротышки, как и они. Знайка научно теоретизирует, что со временем кислород на Луне испарился и лунатики какое-то время жили в городах под колпаками (по его мнению, стенки лунных кратеров были как раз стенами этих городов), но затем, поскольку из-за отсутствия кислорода сильно возросло влияние солнца, переселились на её внутреннюю оболочку — Знайка считает, что когда-то Луна была огненно-жидкой и со временем в процессе остывания внутри могло сформироваться пустое пространство. Знайке противостоит профессор Звёздочкин, который хоть и отрицает существование лунатиков, но приводит очень весомый аргумент, который Знайка не в силах опровергнуть: если Луна когда-то была огненно-жидкой, то она может иметь внутри только целое ядро, так как вещество в центре спутника испытывает огромное давление от внешних слоев и поэтому затвердевает раньше поверхности. Знайка с горем признаёт свою оплошность, но затем начинает замечать, как привезенный им с Луны камень начинает иногда светиться по ночам. Знайка исследует его, но в итоге обнаруживает в основном лишь то, что какие-то дни вес камня резко уменьшается.
Так ничего и не добившись, в один прекрасный день Знайка убирает камень в шкаф, где у него коллекция минералов, после чего их дом оказывается в центре зоны самой настоящей невесомости. Пока остальные коротышки пытаются приспособиться к ней, Знайка пытается установить её причину и в конечном итоге обнаруживает, что невесомость искусственно создаётся при контакте камня с магнитом. Он тут же связывается с Фуксией и Селёдочкой и они втроём затевают грандиозный замысел. Недалеко от Цветочного города по их проектам строится Космический городок, на центральной площади которого устанавливают космическую ракету, которая, по замыслу Знайки, с помощью прибора невесомости, может доставить на Луну гораздо больше коротышек (ракета, на которой он летал с Фуксией и Селёдочкой, из-за отсутствия искусственной невесомости, требовала очень много топлива и поэтому не могла вместить много пассажиров). При этом, продолжая верить в существование коротышек на внутреннем ядре Луны, он берет с собой значительный запас семян земных культурных растений для интродукции в лунных условиях. Также в Звёздном городке строится «Павильон невесомости», в котором посетители могут сами опробовать на себе воздействие невесомости.
Ко всему этому проявляет пылкий интерес Незнайка: он постоянно ходит на экскурсии в ракету и также часто торчит в «Павильоне». Но однажды Незнайка вытаскивает прибор невесомости из «Павильона» (что делать было категорически запрещено!) и идёт с ним на речку, чтобы посмотреть как будут вести себя в невесомости рыбы. Он чуть не тонет вместе с прибором, и в наказание Знайка исключает его из членов экспедиции на Луну. Хотя Незнайка пытается делать вид, что его это не трогает, но на самом деле он очень расстраивается. Незнайки не оказалось в списке из 48 космонавтов. Также в списке не было и Пончика, из-за неадекватного поведения в невесомости, дезориентации в пространстве и в целом — отсутствия способности адаптироваться к состоянию невесомости. Селёдочка пытается уговорить Знайку всё-таки взять Незнайку на Луну, но Знайка отказывается и решает устроить Незнайке испытательный срок до следующего раза, чтобы проверить, поумнеет он или нет. Тогда Незнайка уговаривает Пончика на дерзкий поступок: ночью, накануне отлёта, они проберутся в ракету и спрячутся в пищевом отсеке, а когда их обнаружат, то ракета будет уже далеко от Земли. Пончик соглашается, но по мере приближения назначенного дня у него начинает развиваться астрофобия, однако он стыдится признаться Незнайке в трусости. Но, понукаемый Незнайкой, он вместе с ним всё-таки прячется в ракете. Когда Незнайка засыпает, Пончик решает тайком выбраться, но, плохо знакомый с внутренней планировкой, случайно попадает в кабину управления и по ошибке нажимает кнопку запуска. Это автоматически запускает прибор невесомости, из-за чего ракета бесшумно стартует в полёт и никто в Космическом городке ничего не слышит. Позже просыпается Незнайка и, поняв, что произошло, всё же утешается мыслью, что его мечта осуществилась и он попадёт на Луну — сама ракета настроена на полностью автономный полёт, поэтому никакого вмешательства в управление не требуется. Однако, обшарив все каюты, они никого не нашли.
Прибыв на Луну, Незнайка, обследуя одну из пещер, первым проваливается в мир лунных коротышек под поверхностью Луны. Местом, где он очутился, был город Давилон. Оказавшись «в Луне», не знакомый с понятиями денег (лунная валюта — «фертинг» из ста «сантиков» ) и частной собственности , Незнайка постоянно попадает в неприятные ситуации. Вначале он оказывается на садовом участке господина Клопса и ест на нем грушу и малину, за что его хватают и по приказу Клопса травят собаками как вора. Незнайке удаётся сбежать через забор, при этом он совсем не понимает, в чём, собственно, его вина. Одновременно он удивляется тому, что лунные растения и их плоды во много раз меньше, чем привычные для земных коротышек.
Затем его, за отказ платить (он не знает, что такое деньги) в уличном кафе, арестовывает полиция, отвозит в полицейское управление, где его при помощи системы опознания ошибочно идентифицируют как известного бандита Красавчика, после чего вымогают у него взятку, а отказ и полное непонимание ситуации расценивают как несговорчивость и помещают Незнайку в «каталажку» (фактически, тюремную камеру). Там он знакомится с безработным коротышкой Козликом и мелким аферистом Мигой. Последний, поверив рассказу Незнайки о семенах гигантских растений, помогает ему избежать потасовки в камере, а перед выходом Незнайки из тюрьмы даёт ему письмо для своего друга, торговца оружием Жулио.
После выхода из тюрьмы Незнайка и Козлик приходят в магазин оружия Жулио. Тот вносит за Мигу залог, и все четверо обсуждают перспективы выращивания на Луне земных растений, семена которых остались в ракете на поверхности Луны. Для сбора средств на сооружение летательного аппарата, способного достичь внешней поверхности Луны, они основывают акционерное общество , которое называется «Общество гигантских растений» и акции которого обеспечены будущими паями добытых семян.
При этом они раскручивают факт прибытия Незнайки как космонавта в СМИ и дают наружную рекламу (особенно действенную именно в сельской местности, жители которой, как правило, не покупают газет). Постепенно акции распродаются. Их деятельность тревожит местных монополистов , которым появление гигантских растений грозит разорением, и их лидер Спрутс, крупнейший латифундист и владелец текстильных и сахарных фабрик, предпринимает меры для развала Общества.
Он подкупает Мигу и Жулио, и те, изначально являясь низкоморальными и беспринципными типами («два очень хитрых мошенника с мировым именем», как охарактеризовал их Крабс в беседе со Спрутсом), поддаются и бегут с вырученными за акции деньгами, бросив Незнайку и Козлика на произвол судьбы. Одновременно обрывочные намёки на мошеннический характер общества, запущенные Гризлем, редактором газеты, принадлежащей Спрутсу, приводят к панике среди мелких акционеров . Оставшиеся в неведении о происходящем Незнайка и Козлик вынуждены спасаться бегством и отправляются в город Сан-Комарик. Не встретив там Мигу и Жулио (те двое разминулись при форс-мажорных обстоятельствах), они оказываются выброшенными на обочину жизни. Козлику удалось заработать только 3 фертинга на увеселительном аттракционе.
Тем временем биржевые трейдеры Жмурик, Тефтель и Ханаконда, скупив на повышательном тренде огромные партии акций Общества, предпринимают меры, чтобы исправить положение с их дешевизной, вступив в информационную войну в СМИ с газетами Спрутса. Владелец макаронной фабрики Скуперфильд, будучи в неведении о закулисной войне финансовых спекулянтов , закупает почти на весь свой капитал акции Общества, но тут Спрутс наносит решающий удар: публикует документальные подробности о крахе акционерного общества.
Все акции в один момент обесцениваются, и в итоге Скуперфильд оказывается на грани банкротства (но с этим избавляется от страха лишиться всего своего капитала, который его всегда преследовал). В отчаянии он снижает своим рабочим плату вдвое — с 1 фертинга в день до 50 сантиков. Тогда рабочие сначала угрожают забастовкой , а затем, не достигнув соглашения с хозяином, действительно бастуют. Скуперфильд решает набрать новых рабочих среди обитателей ночлежек в Сан-Комарике. В числе нанятых — Незнайка и Козлик.
Машины с новыми работниками прибывают в Брехенвиль. По плану Скуперфильда, они сразу же должны приступить к работе, но об этом становится известно бастующим регулярным рабочим. Бастующие организуют оборону — сначала мирно пытаются убедить приезжих штрейкбрехеров в том, что их всего лишь используют в корыстных целях, а затем вышвыривают вновь прибывших с фабрики и начинают безжалостно преследовать по всему городу. В итоге несчастные Незнайка и Козлик оказываются брошенными в реку. Первый из них теряет ботинки, а последний — шляпу.
Чтобы заработать немного денег, Козлик берёт шляпу Незнайки и идёт в город, а Незнайка остаётся под мостом (обувь Козлика оказалась ему мала). Там он вскоре встречается с компанией других бездомных. Козлику в незнакомом городе не удаётся «наскрести» ни сантика, и он возвращается ни с чем. Поужинав кусочком хлеба, который дал им бродяга Пузырь, друзья остаются ночевать под мостом с остальными бездомными. Среди ночи всю эту компанию (кроме Пузыря, который сбежал по реке на надувной резиновой подушке и отобрав электрошоковую дубинку, поразил одного из полицейских) арестовывает полицейский патруль (чтобы всё прошло незамеченным, даже было отключено освещение на набережной) и отправляет на Дурацкий остров (Незнайку — за отсутствие обуви, а Козлика, соответственно, за отсутствие головного убора), где лунные коротышки под воздействием вредного воздуха со временем превращаются в баранов и овец.
Пончик же, бросив Незнайку на произвол судьбы, пытается заглушить голос совести непрерывным поглощением пищи и съедает годовой запас провианта в ракете за четверо с половиной суток . После этого Пончик пробовал есть семена растений, но они пришлись ему не по вкусу. Решив отправиться на поиски пищи, он возвращается в пещеру, попадает внутрь Луны, но вследствие вращения «внутренней Луны» оказывается в другом месте. В отличие от Незнайки, Пончик, как более осторожный и практичный коротышка, быстро усваивает суть товарно-денежных отношений . Ему с самого начала везёт: он открывает новую нишу рынка — продажу поваренной соли (оказалось, что лунные жители не знают соли).
Пончик быстро богатеет и нанимает рабочих для соляного производства, но вскоре разоряется, не выдержав конкуренции с владельцами крупных заводов, во главе с Дракулой — владельцем побережья с соляным сырьём. После разорения Пончик становится «крутильщиком» — работником в парке аттракционов, приводящем эти аттракционы в движение, а через некоторое время вступает в «Общество свободных крутильщиков» (аналог профсоюза).
На Земле Знайка и его друзья строят новую ракету «ФИС» («Фуксия и Селёдочка», уже по ступенчатому принципу), летят на Луну, строят новый прибор невесомости и тоже испытывают немало приключений, вступив в вооружённый конфликт с полицейскими. Найдя Незнайку и Пончика, коротышки-земляне раздают беднякам семена гигантских растений и делятся с ними приборами невесомости, что провоцирует захваты предприятий рабочими, разорение крупного бизнеса и социальную революцию. В конце книги земляне вынуждены срочно возвращаться домой, чтобы спасти заболевшего от тоски по Земле Незнайку.
Накануне отлёта на Землю Спрутс и Жулио, желая отомстить землянам за доставку гигантских семян, взрывают ночью ракету «ФИС». Взрыв валит ракету набок, приведя её в состояние негодности, целыми остаются только скафандры. Тогда коротышки принимают решение подняться на поверхность Луны в одних скафандрах. После чего космонавты садятся в ракету «НИП» («Незнайка и Пончик») и летят к Земле. Незнайка, придя в себя, тут же предлагает «снова отправиться куда-нибудь в путешествие».
Роман писался Носовым как сатира на западный капитализм того времени .
Здесь перечислены [ кем? ] основные черты лунного капитализма:
Писатель Сергей Лукьяненко считает, что «вся „трилогия о Незнайке“ является уникальной, редчайшей удачей современной детской сказки», в особенности отмечая книгу «Незнайка на луне»: «Приключения, характеры, знания, мораль — всё было вложено в книгу, и так легко и органично — что ни одному ребёнку и в голову не приходило, что его не просто развлекают, его учат…» .
Проводя параллели между романом Носова и Россией после распада СССР , писатель Станислав Минаков замечает: «Писатель предвосхитил реальность, в которой мы оказались после 1991 года» .
Редактор сайта «Просто работа» Александр Шестаков назвал роман Носова пугающей антиутопией, не уступающей романам « О дивный новый мир » и « 1984 » .
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|