Бартос, Карл
- 1 year ago
- 0
- 0
А́ртос ( а́ртус , греч. ἄρτος — «хлеб, приготовленное», от ἀρτύω ) в Православной церкви — , приготовляемый на закваске , освящаемый в первый день Пасхи и раздаваемый православным христианам в субботу .
Согласно Типикону , артос — всецелая просфора (целая и без изъятия частиц) с изображением креста , однако в русской практике он представляет собой высокий цилиндрический хлеб, в центре которого обычно изображают Воскресение Христово , в то время как в практике афонских монастырей, — это хлеб небольшого размера, подобный тому, что благословляется за Всенощным бдением .
Первое сообщение об использовании артоса зафиксировано в Евергетидском Типиконе (первая половина XII века). Согласно ему, после литургии в Светлый понедельник : « По окончании же [трапезы] глаголем: „Благословен Бог, питающий нас“, и тотчас трапезарий возвышает хлебы [άρτος], говоря: „Христос воскресе“ », а в « иерей раздробляет хлебы (άρτος), а трапезарий раздает всем братиям » . Схожие указания содержит Иерусалимский Типикон.
Литургические комментарии связывают происхождение артоса с апостолами , которые после Вознесения Христова , якобы, оставляли за трапезой для Него часть хлеба, тем самым символически изображая Его присутствие за трапезой (ср. панагиар ). Это сказание отражено в памятниках древнерусской литературы: послание Нила Грека , епископа Тверского к вельможе Георгию Дмитриевичу « О воздвижении пресвятыя и о артусе » и « Вопрошении известно от некоих » Максима Грека .
Традиция изготовления артоса сильно повлияла на пасхальную кухню православных народов, народным переосмыслением артоса является пасхальный хлеб — кулич русских, паска украинцев, козунак румын и молдаван и т. д.
В приходской практике Русской православной церкви освящение артоса происходит в первый день Пасхи, на литургии после заамвонной молитвы , обычно на солее или в Царских вратах . Как правило, оно включает в себя, помимо молитвы, каждение и окропление святой водой . Освящённый артос кладётся на аналой , в промежутках между богослужениями располагаемый в Царских вратах, во время богослужений — перед иконой Христа. Во время крестного хода , совершаемого на Светлой седмице ежедневно, согласно установившейся приходской практике, артос обносят вокруг храма и полагают затем на прежнее место. В после чтения молитвы и раздробления артос раздаётся всем участникам богослужения .
В российской практике распространён обычай хранить артос дома для последующего употребления натощак , что происходит в особых случаях (например, при болезни) .