Interested Article - Насамоны
- 2021-04-18
- 1
Насамоны ( греч. Νασαμω̃νες , лат. Nasamones) — название, данное античными авторами группе кочевых древнеливийских племён, известны античному миру со средины 1-го тыс. до н. э. по начало 1-го тыс. н. э. Обитали в центральных и западных областях Древней Ливии — восток Сиртики ( Триполитании ), юг Киренаики и Мармарики . К насамонам относилось племя авгилов . :644, 724
В конце римского периода этноним «насамоны» не встречается в известных источниках. Ряд исследователей считает потомками их племени современных берберов (в частности туарегов ).
Источники
Сведения о насамонах оставили различные древнегреческие и римские авторы:
- в V в. до н. э. наряду с авгилами , адирмахидами , гилигаммами , гарамантами и др. описывались в трактате Геродота «История» (книга IV Мельпомена, 172);
Область расселения
Область расселения насамонов иногда упоминается как «Насамония». Племя обитало (кочевало) от побережья залива Большой Сирт (в восточной Сиртике и южной Киренаике ), до внутренних областей Мармарики , лежащих глубоко в Ливийской пустыне , доходя на восточных границах своего расселения до оазиса Аммоний . Также в сферу их влияния входил оазис Авгила (местность Авгилия — кочевья насамонского племени авгилов ).
Верования и обычаи
Верования насамонов были традиционными, с основным культом — поклонение духам предков . Погребальные обряды отличались от прочих ливийцев (хоронили умерших сидя), а брачные обычаи содержали элементы оргии . Некоторые особенности обычаев и нравов племени описал Геродот: :172, 186, 190
Общие:
- «[…] они приносят клятвы, упоминая самых справедливых и доблестных мужей древности, и при этом возлагают руки на их могилы. »
- « Для гадания они также приходят к могилам предков и, помолившись, ложатся спать на могиле. И всякому сновидению гадающий верит. »
- « Дружеские же союзы они заключают так: один дает пить другому из [своей] руки, и сам пьет из его руки. Если под руками нет никакой жидкости, то берут с земли щепотку пыли и лижут её .»
Бытовые:
- « Питаются они мясом и пьют молоко. Коровьего мяса они, впрочем, не едят по той же самой причине, как и египтяне. Свиней они тоже не разводят .» (про всех ливийцев )
- «[…] ловят саранчу, сушат её на солнце, размалывают и затем всыпают в молоко и [в таком виде] пьют. »
- « Хижины их построены из асфоделиевых стеблей и переплетенных тростником циновок, и их можно переносить [с места на место].»
Брачные:
- « У каждого насамона обычно много жён, которые являются общими. »
- « Сходятся же они с женщинами приблизительно так, как массагеты : ставят палку перед дверью и затем совокупляются с женщиной. »
- « Когда насамон женится в первый раз, то, по обычаю, молодая женщина должна в первую же ночь по очереди совокупляться со всеми гостями на свадьбе. Каждый гость, с которым она сходится, даёт ей подарок, принесённый с собой из дома. »
Погребальные:
- «[…] хоронят покойников в сидячем положении. Когда умирающий испускает дух, они наблюдают, чтобы он умирал сидя, а не лёжа на спине. » (обычай, в отличие от прочих ливийцев , имевший место только у насамонов)
Хозяйственная деятельность
Насамоны занимались скотоводством (но не употребляли говядину и не разводили свиней) :186 , и по сообщениям Геродота, сезонно кочевали — летом они оставляли свой скот на морском побережье (берега залива Большой Сирт в Киренаике и Сиртике ) и уходили на сбор фиников вглубь страны. :172 С древнейших времён у них остались в хозяйстве элементы охоты и собирательства, также, вероятно, они участвовали в заготовке и экспортной торговле важнейшим продуктом региона — сильфием (до I в. , когда это растение исчезло).
Примечания
- ↑ Samuel Butler. Africa Septentrionalis // Atlas of Ancient & Classical Geography. — Саффолк / Великобритания: Richard Clay & Sons, Limited, 1908.
- Фридрих Любкер . Иллюстрированный словарь античности . — М. : «Эксмо» , 2005. — С. 403. — 1344 с. — (Русский Webster). — 5000 экз. — ISBN 5-699-14296-7 .
- ↑ Геродот . Книга IV Мельпомена // История / Перевод Г.А. Стратановского. — Геродот. История. В 9-ти кн.. — М. : ООО «Издательство АСТ», «Ладомир», 2001. — 752 с. 23 марта 2013 года.
- 2021-04-18
- 1