Interested Article - Шешонк I
![](/images/008/857/8857534/1.jpg?rand=612075)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/6a9eefbaf125c6defe001275ae752476.gif)
- 2020-03-10
- 1
Шешонк I (или Шешенк Σέσωγχις (Сесонхис) שׁישׁק или שִׁישַׁק (Шишак , Сусаким ) — фараон Древнего Египта , правивший приблизительно в 946 / 943 — 922 годах до н. э. , основатель XXII ( Ливийской ) династии .
Потомок предводителей ливийских наёмников, осевших в Нижнем и Среднем Египте (с центром в Великом Гераклеополе ), полностью египтизировавшихся и вошедших в состав египетской знати.
Происхождение и приход к власти
Правители ливийцев давно зарились на египетские богатства, но все их попытки силой овладеть Египтом заканчивались провалом. Тогда они перешли к другой тактике и начали завоёвывать Египет, особенно Дельту , мирным путём. Помогли им в этом сами фараоны, охотно принимавшие к себе на службу предводителей ливийских дружин, отводившие им земли и окружавшие себя наёмной гвардией из ливийцев-максиев ( мешауаши ). Таким путём в северной части Нильской долины образовался ряд ливийских поселений, предводители которых, быстро восприняв египетскую цивилизацию, почувствовали себя египетскими вельможами и действительно сделались таковыми. Среди них особенно выделялся род, поселившийся у Гераклеополя и основанный ливийцем Буювава. Сын его Мавасен был уже жрецом местного бога Херишефа и князем; правнук Мавасена и дед Шешонка I Шешонк уже был женат на родственнице фараона царевне Мехтенвешкет. Эта семья добилась того, что должность жреца в гераклеопольском храме стала наследственной в их семье, равно как и положение ближайших сановников фараона. Известно, что дядя Шешонка I Осоркон Древний уже занимал египетский трон, будучи законным фараоном XXI династии. Отец Шешонка I Нимлот, женатый на царевне-жрице Танетсепах, был важным сановником, соединившим высшие жреческие (в Фивах ) и военные полномочия. Генеалогия рода Шешонка I известны нам благодаря стеле, некого Пасенхора, жреца и дальнего потомка этой династии, установленной в Серапеуме в Саккара , в правление Шешонка V . Известный, как стела Пасенхора или генеалогия Пасенхора, этот документ содержит список предков жреца, согласно рода довольно часто в момент предоставления функций и статуса отдельной личности, и не в последнюю незначительно установить генеалогию династии, а также давая имя и качеств жены.
Сын Нимлота и царевны Танетсепах Шешонк I был главнокомандующим египетской армии и визирём (чати) при последнем фараоне XXI династии Псусеннесе II . От отца он также унаследовал титул вождя крупнейшего ливийского племени мешауаши. Князь Шешонк занимал при Псусеннесе II настолько видное положение в государстве, что сам фараон с торжественностью, приличествовавшею его сану, занимался совершенно частными делами своего подданного, как если бы то были дела государственные. Неизвестно, совершал ли Шешонк государственный переворот или пришёл к власти мирным путём, поскольку источники хранят об этом полное молчание. Создается впечатление, что ни мятежей, ни беспорядков при этом не было. Как бы там ни было, Шешонк стал фараоном Египта и основал XXII династию. Поскольку Шешонк избрал своей столицей Пер-Бастет ( Бубастис греческих историков) в Восточной Дельте, в связи с чем эту династию называют также династией Бубастидов. Ливийское происхождение и варварские имена царей и их родни дают некоторое право также на название её ливийской.
Укрепление власти
![](/images/008/857/8857534/3.jpg?rand=869124)
Вступив на трон, Шешонк немедленно дал престолонаследию своей линии законное основание, которого он сам не имел. Для этого он женил своего сына Осоркона на египетской царевне дочери Псусеннеса II Мааткаре и таким путём приобрёл для него право на престол через жену, а также бесспорное законное право на трон для своего внука. В начале царствования Шешонк поставил в Абидосе поминальный камень в честь Немарата; здесь он говорит о своих заботах по водворению порядка и благочиния среди жречества.
Первоначально власть Шешонка распространялась только на Нижний и Средний Египет; в Верхнем Египте он на то время упоминался как «князь мешауаши» или «номарх Ма», но вскоре он подчинил себе и весь Южный Египет. Не позднее 5-го года своего правления Шешонк, прибыв в Фивы , которые не оказали ему сопротивления и сделал своего младшего сына Иуапета верховным жрецом в храме Амона-Ра в Фивах. Но Фивы продолжали оставаться обособленным княжеством, готовым оказать серьёзное сопротивление правящей фамилии в Дельте . По крайней мере, сам город не облагался налогами в пользу фараона и не посещался его финансовыми чиновниками. В Гераклеополе правил другой сын Шешонка Немарат.
Затем Шешонк назначил ливийского наместника Ухесета в Большой оазис ( оазис Дахла ), где тот урегулировал земельные и водные споры (надпись на Большой стеле из Дахлы). Один из подчиненных Шешонку ливийских вождей управлял западной Дельтой и контролировал караванную торговлю с оазисами. Укрепив, таким образом, ливийское владычество внутри страны, Шешонк возобновил активную внешнюю политику Египта.
Имя
Тип имени | Иероглифическое написание | Транслитерация — Русскоязычная огласовка — Перевод | ||||||||||||||||||
«Хорово имя»
(как Хор ) |
|
|
kȝ-nḫt mrj-Rˁ sḫˁj.f-m-nsw-r-zmȝ-tȝwj
—
ка-нехет-мери-Ра сехаиеф-ем-несу-ер-сема-тауи — «Мощный бык, любимый Ра, когда он предположил объединить Две Страны (то есть Нижний Египет и Верхний Египет )» |
|||||||||||||||||
|
идентично предыдущему | |||||||||||||||||||
|
идентично предыдущему | |||||||||||||||||||
«Небти имя»
(как Господин двойного венца) |
|
|
ḫˁj-m-sḫmtj-mj-Ḥr-zȝ-ȝst sḥtp-nṯrw-m-Mȝˁt
—
«С двойной короной, как Хор сын Исиды , удовлетворяющий богиню Маат » |
|||||||||||||||||
|
идентично предыдущему | |||||||||||||||||||
|
идентично предыдущему | |||||||||||||||||||
«Золотое имя»
(как Золотой Хор) |
|
|
sḫm-pḥtj ḥwj-pḏt-9 wr-nḫtw-(m)-tȝw-nbw
—
сехем-пехети хуи-педжет-9 ур-пехету-(ем)-тау-небу — «С могучей силою одержал великие победы во всех странах Девяти Луков (враги Египта)» |
|||||||||||||||||
|
идентично предыдущему | |||||||||||||||||||
|
идентично предыдущему | |||||||||||||||||||
«Тронное имя»
(как царь Верхнего и Нижнего Египта) |
|
|
ḥḏ-ḫpr-Rˁ stp.n-Rˁ
— хедж-хепер-Ра сетеп-ен-Ра —
«Яркий восход Ра , избранник Ра» |
|||||||||||||||||
|
идентично предыдущему | |||||||||||||||||||
|
идентично предыдущему | |||||||||||||||||||
|
ḥḏ-ḫpr-Rˁ stp.n-Jmn
— хедж-хепер-Ра сетеп-ен-Амон —
«Яркий восход Ра , избранник Амона » |
|||||||||||||||||||
|
идентично предыдущему | |||||||||||||||||||
|
ḥḏ-ḫpr-Rˁ stp.n-Ptḥ
— хедж-хепер-Ра сетеп-ен-Птах —
«Яркий восход Ра , избранник Птаха » |
|||||||||||||||||||
«Личное имя»
(как сын Ра ) |
|
|
ššnq mrj-Jmn
— Шешонк мери-Амон —
«Шешонк любимый Амоном» |
|||||||||||||||||
|
идентично предыдущему | |||||||||||||||||||
|
šš(n)q mrj-Jmn | |||||||||||||||||||
|
ššnq — | |||||||||||||||||||
|
идентично предыдущему | |||||||||||||||||||
|
šš(n)q [zȝ]-ȝst [mrj]-Jmn | |||||||||||||||||||
|
šš(n)qȝ |
Завоевательные походы
Брачный союз с царём Соломоном
Новый фараон был человеком умным и расчётливым и он на один момент даже напомнил Египту былое величие. Он следил за ситуацией в Палестине , породнился с царём Израильско-иудейского царства Соломоном и даже подарил ему вновь завоёванный египетскими войсками Гезер . Этот город принадлежал тогда одному из местных князьков и являлся одной из первоклассных крепостей своего времени. Однако фараону удалось завоевать Гезер, находившийся в сфере влияния филистимлян . Город был сожжён дотла — событие, которое подтверждено археологами. Затем фараон передал Гезер своей дочери в качестве приданого в браке с Соломоном.
«Фараон, царь Египетский, пришёл и взял Гезер, и сжёг его огнём, и хананеев, живших в городе, побил, и отдал его в приданое дочери своей, жене Соломоновой».
— Ветхий завет . Третья Книга Царств . 9.16
Причину, побудившую фараона к такому великолепному подарку, уже нельзя восстановить. Быть может, поход на филистимлян поглотил все египетские ресурсы, быть может, возникла необходимость спешно возвращаться в Египет. А может быть, фараону попросту надо было склонить Соломона к мирному сотрудничеству. Союз был скреплён браком дочери фараона с израильским царём. Надо отметить, что до этого момента, ни разу дочери фараонов не отдавались в жены чужеземным царям. Египетская царевна заняла исключительное положение при израильском дворе; ей, одной из всех жён, насколько нам известно, Соломон построил особый дворец.
«Дочь фараонова перешла из города Давидова в свой дом, который построил для неё Соломон».
— Ветхий завет. Третья Книга Царств. 9.24
Правда, некоторые историки отождествляют этого, неназванного в Библии по имени, фараона с фараоном Сиамоном , но представляется маловероятным, что захват, а затем уступку Гезера смог совершить один из самых бессильных фараонов XXI династии.
Тайные происки Шешонка против Израиле-иудейского царства
Однако, ища дружбы с Соломоном, Шешонк понимал, что при наличии сильного Израильско-иудейского царства вернуть Египту утерянный контроль над Палестиной будет невозможно. И поэтому, ведя внешне дружбу с Соломоном, коварный тесть втайне готовил падение Иудеи . В Египте нашёл убежище Соломонов слуга Иеровоам , беглец из Израильского царства .
«И Иеровоам, сын Наватов, Ефремлянин из Цареды , — имя матери его вдовы: Церуа , — раб Соломонов, поднял руку на царя… Соломон же хотел умертвить Иеровоама; но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому, и жил в Египте до смерти Соломоновой».
— Ветхий завет. Третья Книга Царств. 11.26,40
![](/images/008/857/8857534/298.jpg?rand=644858)
Принимал у себя Шешонк и другого врага Соломона , отпрыска изгнанного Давидом царского рода Эдома , в своё время, ещё ребёнком, бежавшего в Египет. Адер снискал у фараона большую милость, так что он дал ему в жену сестру своей жены, сестру царицы Тахпенесы, а затем отпустил его вредить Соломону.
«И воздвиг Господь противника на Соломона, Адера Идумеянина, из царского Идумейского рода. Когда Давид был в Эдоме , и военачальник Иоав пришёл для погребения убитых и избил весь мужеский пол в Эдоме, ибо шесть месяцев прожил там Иоав и все Израильтяне, доколе не истребили всего мужеского пола в Эдоме, тогда сей Адер убежал в Египет и с ним несколько Идумеян, служивших при отце его; Адер был тогда малым ребёнком. Отправившись из Мадиама, они пришли в Фаран и взяли с собою людей из Фарана и пришли в Египет к фараону, царю Египетскому. [Адер вошёл к фараону, и] он дал ему дом, и назначил ему содержание, и дал ему землю. Адер снискал у фараона большую милость, так что он дал ему в жену сестру своей жены, сестру царицы Тахпенесы. И родила ему сестра Тахпенесы сына Генувата. Тахпенеса воспитывала его в доме фараоновом; и жил Генуват в доме фараоновом вместе с сыновьями фараоновыми. Когда Адер услышал, что Давид почил с отцами своими и что военачальник Иоав умер, то сказал фараону: отпусти меня, я пойду в свою землю. И сказал ему фараон: разве ты нуждаешься в чём у меня, что хочешь идти в свою землю? Он отвечал: нет, но отпусти меня. [И возвратился Адер в землю свою]».
— Ветхий завет. Третья Книга Царств. 11.14—22
Так, явно при египетской поддержке, Адер поднял восстание в Эдоме. Библия не сообщает об исходе этого восстания, но Иосиф Флавий говорит, что попытка Адера свергнуть Соломона не удалась из-за наличия в Эдоме царских гарнизонов, Адер был вынужден снова бежать, на этот раз в Сирию, где он встретился с Ризоном . Последний тоже выступил против Соломона, но гораздо удачнее: он захватил Дамаск и основал там своё царство.
Вторжение в Палестину
После смерти Соломона Шешонк видимо вступил в какие-то трения с его сыном, царём Иудейского царства Ровоамом (последний, видимо, отказался платить дань), и поддержал восстание Иеровоама , в результате которого от Ровоама отпали 10 северных израильских племен . Спустя некоторое время Шешонк решился воспользоваться сложившейся нестабильной обстановкой как для того, чтобы напомнить в Сирии о египетском владычестве, так и для того, чтобы пополнить свою казну на счёт сокровищ, накопленных Соломоном. Египетские войска не бывали в Азии уже более двухсот семидесяти лет. Согласно Библии и Иосифу Флавию, на 5-м году правления Ровоама (ок. 925 г. до н. э. ) Шешонк совершил вторжение в Иудею.
«Сусак выступил на пятый год царствования Ровоама против последнего во главе многотысячного войска, а именно в состав его рати входило: одна тысяча двести колесниц, шестьдесят тысяч всадников и четыреста тысяч человек пехоты. Большинство этих воинов были ливийцы и эфиопы. Ворвавшись в страну евреев, фараон без боя овладел наиболее укрепленными городами Ровоамова царства и, утвердившись в них, двинулся напоследок против Иерусалима. Сусак без боя овладел городом, потому что Ровоам в страхе открыл ему ворота, и, не обратив никакого внимания на [предварительно заключенное с царём] условие [пощадить город], принялся за разграбление храма и за расхищение Господней и царской сокровищниц; при этом он овладел несметным количеством золота и серебра и не оставил Ровоаму решительно ничего. Он овладел также золотыми щитами и копьями, которые велел соорудить царь Соломон, а также не пренебрёг и золотыми колчанами, которые Давид, отняв у царя софенского, посвятил Господу Богу. Совершив все это. Сусак возвратился в свою страну».
— Иудейские древности . VIII.10.2-3
![](/images/008/857/8857534/299.jpg?rand=936132)
Этот, упоминаемый Библией и еврейским историком, поход Шешонка находит себе подтверждение в колоссальном изображении на Бубастийском портале Карнакского храма (внешняя сторона южной стены). Амон вручает Шешонку меч и связку из пяти рядов имен покоренных последним в Азии местностей. В речи царю победителю от имени бога Амона говорится следующее: «Моё сердце радуется, ибо я видел твои победы милый сын мой, Шешонк-мери-Амон. Я повелел народам юга прийти к тебе с выражением покорности и северным народам покориться величию твоего имени» . Вверху то же делает богиня Фив; сам Шешонк поражает коленопреклоненных азиатов. Каждое из имен заключено в овал, помещенный под бюст пленника семитического типа. Таких овалов было более 150; из них сохранилось в целости около половины, но отождествить с известными нам из географии Палестины можно не более 20. Прежде всего бросается в глаза, что Шешонк, в погоне за длиннотой списка, включил в него все незначительные местности и урочища, нигде более не встречающиеся; в этих же видах он из двойных наименований (например, Хакель-Абрам — «Поле Авраама» ) делал два разных имени и тому подобное. Список начинался с севера и заканчивался филистимскими городами Экроном и Рафией . Название Иерусалима не сохранилось, но есть, кажется, имена Иордана, Ливана и странное Иудхамелек — может быть, «рука царя» (?).
Из того, что поддаётся прочтению можно сделать вывод, что он разорил и разграбил города Иудеи , Бет-Хорон , Аялон , Гаваон , , , Шарухен и Арад . Не пощадил он и владений бывшего своего союзника Иеровоама , зайдя несколько за Кисонскую долину. Разграблению подвергались , , Мегиддо , Таанах , , Бейт-Шеан , Раббат-Аммон , Адама в Иорданской долине . Шешонк даже продвинулся в Заиорданье , где захватил город Маханаим . Почему Шешонк не пощадил Иеровоама, неизвестно. Может быть, тот не выполнил своих обязательств, стал вести себя самостоятельно и не платил дани. Археологи сегодня нашли следы пожаров и разрушений иудейских городов, относящихся ко времени Ровоама и Шешонка, что всесторонне исторически подтверждало библейское сообщение о походе фараона Шешонка в Иудею. Основание статуи Шешонка было найдено в Библе , что подтверждает торговые связи Египта времён Шешонка с этим городом. В Мегиддо обнаруженна часть монументальной стелы с картушем Шешонка, которая, видимо, была там поставлена в ознаменование его победы.
На одном из дворов Карнака лежит также несколько огромных каменных плит — кусков большой надписи Шешонка I в честь Амона , частью начертанной на обратной стороне анналов Тутмоса III . К сожалению, из этих обрывков не удалось составить связного текста. Можно лишь уловить общее содержание. Это — молитва в теплом, благочестивом тоне этого позднего времени и указания на заслуги пред Амоном. Взывания к богу имеют значительный интерес для изучающих египетскую религию; иногда они напоминают псалмы. Царь между прочим упоминает о своих дарах из палестинской добычи и о произведениях Нубии . Возможно, что Шешонк совершил также поход на юг.
Строительная деятельность
![](/images/008/857/8857534/300.jpg?rand=725489)
Завладев после похода несметными сокровищами, Шешонк приступил к бурной строительной деятельности, которой страна не помнила уже 200 лет и которая должна была прославить его имя в веках. Он роскошно украсил храмами свою резиденцию Бубастис и значительно расширил Карнакский храм в Фивах , в котором построил пилон. Это и был — и до сих пор остаётся величайший из существующих храмовых дворов, он имеет в ширину более 96 метров, в глубину — 82 метра и ограничен высочайшим в Египте пилоном толщиной в 11 метров, высотой в 46 и с верхней поверхностью в 33 м². Шешонк предполагал отпраздновать там свой тридцатилетний юбилей. Его сын Иуапет — верховный жрец Амона — послал в Сильсиле экспедицию за камнем для огромного двора и пилона, которым предполагалось дополнить Карнакский храм с запада (надпись от II месяца сезона Шему 21 года правления Шешонка I).
![](/images/008/857/8857534/301.jpg?rand=890070)
В 1907 году в Гераклеополе был найден от времени Шешонка I большой каменный жертвенник с длинной надписью, повествующей о восстановлении ежедневных жертвоприношений в местном храме. Предки династии были здесь владетелями и жрецами, и тем не менее повсеместный упадок не миновал и этого города, и когда Шешонк достиг престола, «его величество изыскивал способы сделать угодное своему отцу Херишефу Гераклеопольскому» . Его сын Нимлот, бывший правителем и военачальником в этом важном для династии городе, доложил ему: «Храм Херишефа нуждается в быках для ежедневных жертвоприношений; я нашёл, что они пришли в забвение, между тем как до меня существовали со времен предков — следовало бы их восстановить» . Фараон издал указ, облагавший население области Гераклеополя специальным налогом в пользу храма. Все обязывались поставлять в год известную часть 365 быков, начиная с самого правителя, которому предписывалось жертвовать 60 быков, его жены (3 быка), высших военных и духовных сановников (по 10 быков) и кончая чиновниками второго ранга, городскими общинами области и рабочими.
Вероятно, и в других местах Египта принимались подобные же меры и учреждались «вакуфы» для поддержания благолепия культа, которое уже не могло теперь зависеть исключительно от щедрот обедневшего двора. Надпись имеет большой интерес и для знакомства с составом и профессиями населения египетских номов этого времени.
Правил Шешонк 21 год. После похода в Палестину фараон правил ещё какое-то время, успев завершить постройки прославляющие эту его победу, и умер, вероятно, в 922 году до н. э. Его захоронение до сих пор не найдено. Единственным погребальным предметом, связанным с Шешонком, можно назвать лишь канопу для хранения его легких, которая имеет неизвестное происхождение и была подарена Египетскому музею в Берлине (AMB 11000) в 1891 году . По-видимому, могила Шешонка была разграблена ещё в древности.
По Манефону (в выдержках Секста Африкана и Евсевия Кесарийского ) Шешонк I (Сесонхосис) правил 21 год.
Семья
-
Карама (I) и Penreschnes Karoma и Pentreshmès
- Осоркон I
- Нимлот
- Иуапет
- Ташепенбастет Taschepenbastet замужем за Djedthotiuefanch, третьим жрецом Амона в Карнакском храме
Родословие Шешонка I
Примечания
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, 1908-1913
- 2Пар.
- 3Цар.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Von Beckerath J. Handbuch der ägyptischen Königsnamen (нем.) . — S. 184—185.
- ↑ 3Цар.
- ↑ 3Цар.
- . Дата обращения: 17 февраля 2011. 20 июля 2015 года.
- . Дата обращения: 11 июня 2015. 26 августа 2019 года.
Литература
- Von Beckerath J. Handbuch der ägyptischen Königsnamen (нем.) . — Münch. : Deutscher Kunstverlag, 1984. — 314 p. — (Münchner ägyptologische Studien). — ISBN 3422008322 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Ссылки
XXII (Ливийская) династия — Бубастиды | ||
Предшественник:
Псусеннес II |
фараон Египта
ок. 943 — 922 до н. э. |
Преемник:
Осоркон I |
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/6a9eefbaf125c6defe001275ae752476.gif)
- 2020-03-10
- 1