Арабское завоевание Средней Азии
- 1 year ago
- 0
- 0
« Завоевание Константинополя » ( фр. La Conquête de Constantinople ) — историко-мемуарное произведение французского рыцаря Робера де Клари , написанное в начале XIII века. Рассказывает о Четвёртом крестовом походе , в ходе которого крестоносцы взяли столицу Византии Константинополь , считается важным историческим источником и одним из первых прозаических литературных памятников на старофранцузском языке.
«Завоевание Константинополя» Клари исследователи сопоставляют с произведением Жоффруа де Виллардуэна под тем же названием . Они констатируют, что Клари, по-видимому, не получил глубокого образования: он демонстрирует заметно меньшую осведомлённость в политических и дипломатических делах, уступает Виллардуэну в вопросах, связанных с логической последовательностью и хронологией событий. При этом Клари приводит много подробностей бытового и технического характера, иллюстрирующих военное искусство и повседневную жизнь простых рыцарей. Так, рассказывая о подготовке первого штурма византийской столицы в 1203 году, он подробно описывает осадные устройства из мачт, рей и парусов кораблей, сооружённые изобретательными венецианцами во главе с Энрико Дандоло . Повествуя о подготовке второй осады Константинополя в 1204 году, Клари приводит цены на продовольствие, в котором остро нуждались к тому времени рядовые крестоносцы .
Местами Клари касается тем, которых Виллардуэн старался избегать из политических или этических соображений. Говоря о приготовлениях в 1201 году к походу графа Тибо III Шампанского , он пишет, что тяжело больной к тому времени граф занял для этого крупную сумму в 50 000 ливров , большую часть из которых ссудила местная еврейская община . Описывая осаду крестоносцами Зары (1202), Клари сообщает, что предусмотрительные полководцы скрыли свои планы экспедиции против христианского города от рядовых крестоносцев .
Язык хроники Клари довольно беден и отличается разнообразием лишь там, где он касается близких ему военных тем. Вместе с тем его бесхитростные описания выгодно отличаются своей достоверностью от изысканных пассажей Виллардуэна, не чуждого классической литературе и куртуазной культуре представителя высшей знати. Неточный в хронологии, далёкий как от дипломатических тонкостей и придворных интриг, так и от религиозной экзальтации, Клари ставит своей целью не столько оправдание деяний своих соратников-крестоносцев, сколько прославление воинских подвигов рыцарского сословия.
Исследователи уверены, что Клари был знаком с распространявшимся в устной форме героическим эпосом , особенно с Chanson de geste , так как само его сочинение, бесхитростное по стилю, но субъективно добросовестное, местами напоминает рыцарский роман . Там, где автор проявляет явное незнание фактов, к примеру, по истории Византийской монархии накануне похода, он смело заменяет их художественным вымыслом, демонстрируя недюжинную фантазию . Так, описывая императорский дворец Вуколеон , Клари сообщает, будто в нём более тридцати молелен и «пятьсот залов, соединенных между собою и отделанных золотой мозаикой» . Вместе с тем, священные реликвии, которые он увидел в императорской часовне, практически идентичны тем, что упоминает в своей книге русский паломник- новгородец Добрыня Ядрейкович . Учёные насчитывают в сочинении Клари как минимум 95 диалогов действующих лиц и исторических персонажей, причём практически все они вымышлены.
Согласно одной из гипотез, Клари был настолько малограмотным, что не записывал свою хронику, а диктовал её . В её пользу свидетельствуют нередко встречающиеся в его повествовании логические разрывы и бессвязные переходы, речевые обороты со словами «слышать» ( фр. oir ) и «говорить» ( фр. dir , parler ). Возможно, история Клари записывалась с его слов неким образованным клириком , а после тщательно выверялась им самим .
Оригинальная рукопись «Завоевания Константинополя» не сохранилась, и единственный дошедший до нас манускрипт из Королевской библиотеки Дании в Копенгагене (MS Bibl. roy. 487) был переписан в XIII веке в аббатстве Корби, куда его автор сделал богатые пожертвования . Текст изначально не имел строгой структуры и был впервые разделён на 120 глав французским историком Филиппом Лоэром, выпустившим в 1924 году в Париже первое академическое издание .