Interested Article - История Вануату
- 2020-10-30
- 1
Существует распространенная теория, согласно которой территория Вануату была заселена 4000—6000 лет назад. Археологами были обнаружены черепки, датируемые 1300 годом нашей эры. О доколониальной истории Вануату известно лишь из устных историй и легенд. Одним из первых царей Вануату является Рой Мата , объединивший несколько племён. Он был похоронен в большом кургане со своими слугами.
Заселение островов
Острова Вануату были заселены во второй половине 2-го тыс. до нашей эры в ходе миграции населения через Соломоновы острова из северо-западной части Тихого океана и Папуа — Новой Гвинеи . Колонизация островов осуществлялась в ходе длительных морских плаваний на больших каноэ , которые могли вместить до 200 человек. С собой путешественники также брали некоторых полезных животных, семена сельскохозяйственных растений, которые впоследствии стали разводиться на новых землях.
По данным палеогенетиков, представители культуры лапита , которая произошла из Тайваня около 5-6 тыс. лет назад, достигла Вануату ок. 3000 лет назад .
Самое раннее поселение людей на Новых Гебридах было найдено на севере архипелага на острове Мало , который был заселён 3300—3100 лет назад представителями культуры лапита . Для неё было характерно изготовление керамических изделий. Преимущественно это были плоскодонные или круглодонные открытые чаши или кубки , часто несущие орнамент в виде расположенных горизонтальными поясами меандр, лент, соединяющихся ломаных линий, треугольников, полумесяцев и пр. Керамика изготавливалась, как правило, методом налепа . На Новых Гебридах был представлен т. н. западный стиль лапита . Первые поселенцы обживали побережье и занимались сельским хозяйством , разведением свиней , рыболовством и собирательством .
Предполагается, что создатели лапита являлись носителями австронезийских языков и имели полинезиоидный облик .
Впоследствии часть людей покинула остров и колонизировала Фиджи (между 1220 и 910 годами до н. э. (оценка радиоуглеродным методом ) ), затем Тувалу и Самоа . Кроме того, существует гипотеза, что Восточная Микронезия заселялась выходцами с Новых Гебрид , видимо, связанными с культурой лапита . Альтернативная точка зрения предполагает заселение Восточной Микронезии с Соломоновых островов .
Около 650 года до н. э. в центральной части Новых Гебрид, на островах Эфате , Тонгоа и , а также на севера архипелага появляется т. н. керамика . Она изготавливалась спирально-жгутовой техникой и украшалась прочерченными и налепными узорами . Предположительно, часть представителей этой культуры поселилась примерно 2400—1600 лет назад на Фиджи и в Новой Каледонии .
Предполагается, что создатели этой культуры были предками меланезийцев .
Происхождение культуры мангааси точно не выяснено. Существует гипотеза, что она могла быть принесена в Океанию волной мигрантов с Филиппин или Индонезии . Также существуют указания на связи с комплексом пестов и ступ с архипелага Бисмарка и Новой Гвинеи . Кроме того ряд авторов ищет истоки этой культуры в Японии эпохи дзёмон или неолитическом Центральном Китае .
Точное время колонизации южных островов архипелага Новые Гебриды неизвестно, так как на них не найдены какие-либо гончарные изделия. Вполне возможно, что они были заселены людьми с западной части Соломоновых островов . Остров Танна был колонизирован по крайней мере 2500 лет назад , а на острове Анейтьюм сохранились древние сельскохозяйственные системы в виде искусственных влажных и сухих террас .
Древняя история
На протяжении длительного времени культуры лапита и мангааси сосуществовали друг с другом. Контакт культур нашёл своё отражение в обмене элементами орнамента . Существует гипотеза, что одним из результатов этого взаимодействия явилось возникновение культуры керамики с отпечатками резной лопатки на Новой Каледонии и Фиджи. На Новых Гебридах недатированные остатки подобной керамики были найдены на острове Эфате, но предполагается, что они имели недавнее происхождение .
Постепенно изделия лапита упрощались, а затем — утратили орнамент. Так, найденная на острове Эфате лапитоидная керамика, датируемая 350 годом до н. э. уже неорнаментированная . Культура лапита прекратила своё существование в Меланезии между 500 годом до н. э. и 1 годом н. э.
Впоследствии полинезийцы , потомки гончаров лапита, заселили некоторые острова Новых Гебрид в результате миграции с Футуны , которая, в свою очередь была заселена с Самоа . Потомками этих мигрантов являются народы, говорящие на языках меле-фила , футуна-анива и эмаэ .
С деятельностью полинезийцев также связывают появление мегалитических памятников на Малекуле .
С течением времени характер керамики мангааси изменялся. Для ранней мангааси (вплоть до 1 тыс. н. э. ) характерны многочисленные налепные пояса, шишечки, декорированные ручки и резные узоры. Развившаяся из неё поздняя мангааси, получившая широкое распространение к 800 году н. э. , характеризуется преобладанием прочерченного орнамента и отсутствием налепных узоров и ручек.
Наряду с поздней мангааси на островах Тонгоа и Макура существовала , керамические изделия которой характеризуются гладкой внешней поверхностью и накольчато-прорезным орнаментом — на внутренней. Место возникновения этой культуры не выяснено, возможно оно находилось в районе, уничтоженном извержением вулкана в 1452 году .
Во 2 тысячелетии н. э. в Меланезии получает распространение керамика украшенная криволинейным орнаментом, выполненным гребенчатым штампом. Время её появления неуверенно оценивается как рубеж 1-го и 2-го тысячелетий, возможно позже, а сроки распространения — как 500 и более лет. Причины её появления остаются не выясненными, а распространение не было связано со значительными миграциями населения. На Новых Гебридах подобная керамика найдена в недатированных памятниках на острове Малекула. В настоящее время на Новых Гебридах традиционная керамика производится только на острове Эспириту-Санто , но как она связана с древней керамикой — не ясно .
Примерно в 1200 году нашей эры культура островов Шеперд и острова Эфате претерпела значительные изменения: прекратилось производство гончарных изделий (на других островах культура мангааси просуществовала до 1600 года н. э. ), каменные орудия вытеснили орудия из раковин различных моллюсков . Предполагается, что это связано с появлением на островах нового населения не выясненного происхождения. В близкие сроки, около 1100 года, небольшие, не связанные друг с другом группы носителей культуры мангаами, видимо под давлением пришельцев, мигрировали с этих островов на Фиджи . Пришедшее на Центральные Новые Гебриды население принесло с собой стратифицированное матрилинейное общество и обычаи человеческих жертвоприношений и коллективных погребений .
Согласно устным источникам незадолго до извержения Куваэ на островах Эфате, Тонгоа и Макура поселились приплывшие с юга знатные люди. Один из них, поселился на северо-востоке Эфате. Когда он умер, его похоронили на острове у западных берегов Эфате. При этом сообщается, что вместе с ним были погребены преданные ему люди из подчинённых родов, добровольно принесшие себя в жертву, а также другие люди, убитые насильственно. В 1967 году французским археологом Ж. Гаранже на острове Ретока было найдено коллективное погребение вождя и свиты — в общей сложности 40 человек. Кроме скелетов был найден богатый погребальный инвентарь, а также разрозненные человеческие кости, видимо, свидетельства каннибализма . Возраст могильника , первоначально установленный радиоуглеродным методом, был определён как 1265 ±140 лет н. э. Позже его возраст был пересмотрен и определён около 1622 года н. э. Затем были найдены аналогичные захоронения на Тонгоа, датированные около 1400 года н. э. Согласно преданиям они сделаны выходцами с Эфате, которые переселились на Тонгоа после извержения Куваэ. Из найденных в настоящее время, могильник на Ретока — крупнейший в Океании .
Несмотря на приписываемое преданиями южное происхождение этих людей, археологи склоняются к мнению, что они прибыли на Новые Гебриды с севера или северо-запада .
Открытие островов Вануату и первые исследователи
В конце XVI века многие европейцы были уверены в существовании огромного континента в Южном полушарии , который должен был служить как бы противовесом земельным массивам Северного полушария . В поисках мифической «Южной земли» в 1567 — 1569 и 1595 годах испанцами были совершены два морских плавания на запад от Перу . Однако поиски были безуспешны: экспедициям под командованием Менданьи де Нейры удалось достичь только Соломоновых островов .
XVI век
В 1598 году португалец Педро Фернандес де Кирос подал петицию испанскому королю Филиппу III о снаряжении новой экспедиции в Тихий океан . В 1600 году мореплаватель отправился в Рим , где впоследствии заручился поддержкой папы римского Климента VIII . В результате в марте 1603 года Кирос был уполномочен отправиться в Перу с целью подготовки новой экспедиции, задачами которой стали поиски «Южной земли», расширение владений Испании и обращение местного населения в католичество .
Во время плавания, 25 апреля 1606 года , европейцами впервые был замечен один из островов в архипелаге Новые Гебриды — остров Мере-Лава в группе Банкс . 3 марта 1605 года был открыт остров Эспириту-Санто , названный Киросом «Austrialia del Espíritu Santo» (в переводе «Австралийская земля Святого духа» ), таким образом, отдав должное королю Филиппу III , который являлся членом австрийской династии Габсбургов . Мореплаватель принял остров за часть таинственной «Южной земли», нового континента . Высадившись на нём, Кирос объявил открытую им землю территорией испанской короны и основал поселение Новый Иерусалим на реке Иордан .
Во время пребывания на острове путешественник сильно заболел, да и местное население относилось враждебно к чужеземцам. Спустя 35 дней судно Кироса отчалило с целью дальнейшего изучения «Южной земли» . Однако вскоре погода сильно переменилась, изменилось направление ветра. Команде корабля не удалось вернуть корабль в бухту Эспириту-Санто, поэтому было решено взять курс к островам Санта-Крус в составе Соломоновых островов . Однако, приблизившись к острову, команда решила направиться в Акапулько ( Мексика ). Путешественник ничего не смог поделать из-за своей болезни . Дальнейшие попытки Кироса снарядить новую экспедицию на Эспириту-Санто оказались безуспешными, и на протяжении 166 лет на Новых Гебридах не ступала нога европейца .
XVIII век
Французский исследователь Луи Антуан де Бугенвиль впоследствии доказал, проплыв вдоль южного берега Эспириту-Санто в 1768 году , что это был всего лишь остров . Острова, лежащие к северу от Эспириту-Санто, он назвал «Les Grandes Cyclades» . В мае путешественник проплыл мимо островов Маэво и Пентекост, высадился на Оба . Пролив, разделяющий острова Эспириту-Санто и Малекула , был позже назван в честь французского мореплавателя .
В 1774 году во время своего второго кругосветного путешествия английский мореплаватель Джеймс Кук исследовал архипелаг и дал название островам «Новые Гебриды» в честь Гебридских островов , расположенных к западу от Шотландии . Путешественник сделал вывод, что острова Пентекост и Амбрим , открытые Бугенвилем, являются самостоятельными островами (ранее это не было известно), а на острове Амбрим есть два активных вулкана . По пути он проплыл мимо островов Паама и Лопеви , решив, что это один остров, открыл остров Эпи . В течение следующих нескольких недель Кук обследовал острова Эфате , Эроманга и Танна , попытался неудачно взобраться на вулкан Ясоур . Кук также собрал образцы древесины и пополнил запасы пресной воды , встретился с аборигенами, которые не впускали чужеземцев во внутренние районы островов . Исследовав остров Танна, корабль Джеймса Кука взял курс на север, к островам Малекула и Эспириту-Санто, а затем — на Новую Зеландию , так как путешественник посчитал, что исследовал все острова архипелага, хотя он так и не увидел островов Банкс и Торрес .
Впоследствии мимо Новых Гебрид проплывали и другие путешественники, однако многие из них не высаживались на островах .
XIX век
Первые европейцы на островах
Во второй четверти XIX века на Новых Гебридах стали появляться торговцы санталовым деревом , вербовщики, похищавшие островитян и превращавшие их в рабов, а впоследствии и миссионеры . Архипелаг привлекал европейцев своими огромными богатствами, прежде всего, лесами, в которых произрастали ценные древесные породы. Местное население, поклонявшееся различным богам и духам и не имевшее письменности, рассматривалось в качестве дешёвой рабочей силы, которую можно было использовать на далёких плантациях Фиджи , Новой Каледонии или Австралии . В прибрежных же водах Новых Гебрид в это время стали появляться суда, занимавшиеся китобойным промыслом . К тому же, в водах архипелага морякам удалось найти большое количество , которые пользовались большим спросом в Китае , где считалось, что они улучшают половую потенцию .
Торговцы санталом
В течение многих веков основными импортёрами санталового дерева были китайцы , которые из душистой древесины вечнозелёного дерева изготавливали различные сувениры, мебель и эфирные масла . Британские же торговцы часто обменивали древесину сантала, которую вырубали в британских колониях, на высоко ценимый в Европе чай . Однако к 1820 году в Северном полушарии леса санталового дерева были в большей части истреблены, поэтому возникла необходимость поиска новых мест, где произрастала бы эта ценная древесная порода .
Заслуга в открытии лесов сантала на архипелаге принадлежит ирландскому торговцу и исследователю Питеру Диллону ( англ. Peter Dillon ), который также вошёл в историю благодаря найденным им на острове Ваникоро останкам исчезнувшей экспедиции французского путешественника Лаперуза . В январе 1825 года торговец отправился к Новым Гебридам, и первым островом, которого он достиг, стал Танна . Не найдя на нём достаточного количество сантала, Диллон по совету островитян отправился на соседний остров Эроманга . Высадившись в западной части острова, путешественник впоследствии нашёл колоссальные леса, в которых произрастала ценная древесная порода . Отношение к Диллону местных жителей было неоднозначным. Найдя общий язык с племенем, проживавшим на левом берегу бухты, которая впоследствии будет названа в его честь, путешественник спровоцировал враждебное отношение к нему жителей правого берега, которые стали нападать на его людей. Диллон нашёл островитян «в таком состоянии варварского невежества, что они даже не смогли придать значения нашим вещам» . Это стало большим препятствием, так как европейцы без желания островитян покупать у них вещи просто не могли заставить жителей работать на них. Поэтому Диллон пришёл к выводу, что «бесполезно пытаться добывать древесину, если коренные жители не станут рубить лес и доставлять его на берег для продажи или бартера» . Вскоре торговец покинул остров Эроманга и уже больше никогда не возвращался на него.
Приплыв в Сидней , Диллон составил подробное описание своего путешествия, в котором упомянул о высадке на острове Танна, но не написал ни слова об острове Эроманга и об открытии им санталовых лесов . Вполне возможно, что Диллон действовал в интересах своего знакомого по имени Самьюэль П. Генри , который также занялся вырубкой сантала. Публичное заявление об открытии на Эроманга привело бы к большому наплыву на остров других коммерсантов, а это противоречило торговым интересам Диллона .
С тех пор Эроманга, как и впоследствии острова Эфате, Анейтьюм и Эспириту-Санто, стали центрами торговли этим вечнозелёным деревом. Первые станции по сбору и подготовке древесины были созданы на острове Анейтьюм, а затем и на других островах Новых Гебрид . Однако долгие годы торговля санталом велась не очень активно. Только в 1840-х годах, когда санталовые леса были обнаружены на острове Пен ( Новая Каледония ), торговля была налажена, а Новые Гебриды стали частью регулярного торгового маршрута в южной части Меланезии .
Местных жителей, которым за вырубки ценной породы давали металлические изделия, козлов, кошек и собак, часто обманывали, поэтому со временем представители разных племён ни-вануату стали враждебно относиться к чужеземцам . Европейцы же стали поджигать дома, занесли на острова болезни, которые ранее на них никогда не встречались: корь , дизентерию , оспу , коклюш . Также произошло значительное сокращение численности коренного населения .
Вырубкой сантала занимались в основном выходцы с других островов Тихого океана. Так, например, в 1829 году на остров Эроманга были завезены 100 тонганцев . Появление на Новых Гебридах чужеземцев в значительной мере способствовало формированию современного национального языка Вануату — бислама . Вырубка сантала процветала на некоторых островах Новых Гебрид (Малекула, Эспириту-Санто, Эфате) вплоть до 1865 года .
«Охота на чёрных дроздов»
Однако уже в 1863 году , после прекращения на ряде островов торговли санталовым деревом, стала процветать «охота на чёрных дроздов» (от английского слова «blackbirding» ), или вербовка местных жителей для работы на чужеземных плантациях . По сути, это было обычное рабство: местных жителей, в большинстве случаев, силой заставляли уплывать на другие острова Тихого океана , хотя очень часто островитяне сами соглашались отправиться в чужие страны в поисках заработка. Выходцы с Новых Гебрид и других островов Океании работали на тростниковых и хлопковых плантациях штата Квинсленд в Австралии и на островах Фиджи , а также в шахтах Новой Каледонии . Единственное отличие «охоты на чёрных дроздов» от работорговли состояло в том, что после 1904 года , когда вербовка была запрещена , большая часть островитян была репатриирована на родину . В целом, за сорок лет на плантации Австралии и Фиджи было перевезено около 40 тысяч выходцев с Новых Гебрид , 10 тысяч человек так и не вернулось домой .
В результате за XIX век численность населения Новых Гебрид резко сократилась, а местные жители чуть не лишились своего культурного наследия .
Миссионерская деятельность в Вануату
Первоначально христианские миссионеры появились на южных островах Вануату . В 1839 году на острове Танна преподобный Джон Уильямс из Лондонского миссионерского общества высадил троих самоанских миссионеров . Однако спустя некоторое время он и его компаньон Харрис были убиты и съедены местными жителями на острове Эроманга . В 1841 году вместе с миссионерами Тёрнером и Несбитом из Лондонского миссионерского общества на островах Анейтьюм и Футуна высадились ещё несколько самоанских учителей. Однако жители острова Футуна вскоре убили их, обвинив в том, что миссионеры занесли на остров болезни . Та же участь постигла самоанцев, высадившихся на острове Танна. Везло только миссионерам острова Анейтьюм, к которым в 1848 году присоединился преподобный Дж. Гедди , пресвитерианец из Новой Шотландии (провинции Канады ) . К 1860 году на был переведён Новый Завет , а часть населения острова могла уже читать . Однако жизнь миссионеров была очень опасна. Многие полинезийские учителя умирали от малярии . В 1861 году пресвитерианец Гордон и его жена были убиты местными жителями острова Эроманга из-за начавшейся эпидемии кори . Но, несмотря на все трудности миссионерской деятельности, за век пресвитерианским миссионерам удалось распространить христианство на южных и центральных островах Вануату вплоть до острова Эспириту-Санто . Лондонское миссионерское общество, в свою очередь, продолжало посылать самоанских и раротонганских учителей на Новые Гебриды в основном с острова Анейтьюм, который к 1872 году был полностью христианизирован .
Англиканская меланезийская миссия начала свою миссионерскую деятельность на островах в 1849 году , когда епископ Селуин отправил в меланезийскую школу от Колледжа Св. Джона в Окленде юношей и мальчиков с островов Банкс и Новых Гебрид . В 1867 году епископ Паттесон основал школу для маленьких меланезийцев на острове Норфолк . В этой школе проводилось обучение меланезийских детей, которых затем отправляли на родные острова. Там они открывали новые школы . В конце XIX века на островах Пентекост и Амбраэ было послано несколько англиканских миссионеров, деятельность которых была ограничена островами Банкс и Торрес , Амбраэ, Маэво и Пентекост . В 1881 году между англиканскими и пресвитерианскими миссионерами была достигнута договорённость, по которой каждая из сторон брала обязательства не проводить просветительские работы в тех местах, где работала другая миссия (то есть пресвитерианская или англиканская) .
Первые католические миссионеры прибыли на остров Анейтьюм в 1848 году , но в 1849 году из-за эпидемии они были вынуждены его покинуть. Вплоть до 1887 года католическая церковь не предпринимала каких-либо мер по распространению своих религиозных учений . Только в январе 1887 года группа католиков высадилась на острове Эфате . Со временем католические миссионеры появились и на других крупно населённых островах Вануату. В 1900 году была образована апостольская префектура Новых Гебрид , которая в 1904 году стала апостольским викариатом . Католическим викарием Новых Гебрид был назначен Виктор Дусере , ранее занимавший пост апостольского префекта в городе Порт-Вила .
Начало миссионерской деятельности Церкви Христа на островах относится к 1903 году , когда была основана первая миссия на острове Амбраэ (впоследствии и на островах Маэво и Пентекост) . В 1912 году в Вануату появились первые адвентисты седьмого дня , главным центром которых был остров Аоре , хотя их сообщества существовали и на островах Малекула , Танна и Шеперд . Как и другие церкви, представители Церкви Христа и адвентисты седьмого дня способствовали распространению грамотности среди островитян, оказывали медицинские услуги .
К середине XX века христианство стало господствующей религией среди меланезийского населения Новых Гебрид . Миссионерская деятельность имела как положительные, так и отрицательные стороны. До появления на островах христианских миссионеров на Новых Гебридах практиковался анимизм , следы которого заметны и в современной религии, которая по сути представляет собой сплетение традиционных верований в духов и христианской веры. В колониальный период религия и образование были тесно взаимосвязаны друг с другом, а письменность большинства местных языков была разработана миссионерами. Однако и в современном обществе религия играет очень важную роль, даже национальный девиз гласит: «Long God yumi stanap» (в переводе с языка бислама «За богом мы стоим» ). Религиозные деятели способствовали прекращению межплеменных войн, запретили каннибализм , детоубийство . Однако с появлением миссионеров были занесены многие заболевания, которые никогда не встречались на архипелаге. А это привело к сокращению населения. К тому же, распространение христианских догм полностью изменило быт и повседневную жизнь островитян: на многих островах были запрещены традиционные танцы, песни, одежда, под запретом оказался наркотический напиток кава .
Вопрос о территориальной принадлежности островов
Британские и французские поселенцы на Новых Гебридах
Европейские торговцы и плантаторы начали поселяться на Новых Гебридах ещё в 1860-х годах . При этом первоначально большинство из них составляли британцы , которые в основном селились на западном берегу острова Эфате . Французское население было сосредоточено на юго-западном побережье острова. Впоследствии эта местность, где расположился город Порт-Вила , получила название Франсвиль ( англ. Franceville ) . К концу 1890-х численность французов возросла, а уже в 1901 году на Новых Гебридах насчитывалось 299 граждан Франции и всего 146 Британии; при этом диспропорция постоянно росла. В 1920 году на островах проживало 656 французов и 272 британца, а к 1939 году французов было ровно в десять раз больше британцев .
Хотя такие факторы, как падение мировых цен на хлопок в 1870-х годах, неблагоприятный климат и высокий риск заболеть малярией , оказали негативное влияние на процесс формирования на Новых Гебридах британских поселений, основной же причиной неактивной британской колонизации островов стало само правительство Британской империи .
Успех поселенцев в большей части зависел от вербовки рабочей силы на других островах Меланезии , так как коренное население очень неохотно работало на плантациях чужеземцев, а предпочитало тратить больше времени на собственное хозяйство. Интересы британского населения были ущемлены после издания Британской империей законов 1872 и 1875 годов , запрещавших британским плантаторам вербовку рабочих на других островах Меланезии, пока на то выдаст лицензию . Деятельность же французов нисколько не ущемлялась. В отличие от британцев им разрешалось продавать островитянам огнестрельное оружие и спиртные напитки.
Первые шаги по определению статуса архипелага
В феврале 1865 года британские поселенцы на острове Танна подали петицию губернатору Новой Каледонии с просьбой об аннексии Новых Гебрид Францией . Однако официальная реакция губернатора не последовала .
Франция же в это время вела очень активную колониальную политику в южной части Тихого океана : в 1842 году были аннексированы Маркизские острова и объявлен протекторат над островом Таити и близлежащими островами. В 1853 году была захвачена Новая Каледония. Хотя Франция не осуществляла каких-либо активных попыток завладеть Новыми Гебридами вплоть до середины 1880-х годов, французское руководство не хотело, чтобы над архипелагом установила свой контроль Британская империя , что, в свою очередь, усилило бы позиции последней .
Узнав о том, что британское население Австралии призывало аннексировать Новые Гебриды, а британские миссионеры вели очень активную религиозную деятельность на островах, Франция в 1878 году обратилась к британскому правительству с предложением. В нём говорилось о необходимости воздержаться от аннексии архипелага как Францией, так и Британской империей, и уважении независимости Новых Гебрид. Британия с готовностью откликнулась на это предложение .
Экспансия французов
В 1882 году француз, имевший британские корни, Джон Хиггинсон ( англ. John Higginson ) основал « Каледонскую компанию Новых Гебрид » с целью приобретения земельных участков на архипелаге, чтобы основывать там французские поселения и подтолкнуть Францию к аннексии островов . Хиггинсон также отмечал, что на Новых Гебридах очень большие трудовые ресурсы, что могло бы способствовать процветанию Новой Каледонии. В 1881 году во время визита Хиггинсона в Париж французский премьер-министр официально заявил, что Франция не может завладеть островами из-за соглашения с Британской империей .
Хиггинсон продолжил своё дело, скупая у британцев их земли . В ноябре 1882 года его компания купила у меланезийцев 95 тысяч гектар новогебридской земли (примерно одну двенадцатую часть всего архипелага) . Всё это делалось в такой спешке, что даже чётко не были установлены границы владений. А агенты Хиггинсона зачастую заставляли коренных жителей подписывать договор о скупке земли в обмен на товары .
Позиция британских колоний в Австралии
Несмотря на то, что у британского правительства не было особого желания аннексировать Новые Гебриды, оно не могло не учитывать интересы британского населения Австралии. В Виктории за британскую аннексию выступал пресвитерианский миссионер Джон Пэтон ( англ. John Paton ), опасавшийся преобладания на островах католицизма , который исповедовали французы , а сами австралийцы тревожились насчёт основания на Новой Каледонии французской исправительной колонии , откуда преступники могли сбежать прямо в Австралию . Поэтому британское правительство дало обещание австралийским колониям, что не согласится на аннексию Новых Гебрид Францией без предварительного согласования интересов обеих сторон .
В 1885 году Франция хотела получить Новые Гебриды в обмен на отдельные уступки Британии . Однако Британская империя отказалась от этого предложения из-за протеста со стороны всех австралийских колоний за исключением Нового Южного Уэльса .
Переговоры между Британией и Францией
Тем временем, частые случаи применения насилия на островах как со стороны поселенцев, так и работников на плантациях , вынудили Британию и Францию начать переговоры по установлению на Новых Гебридах порядка .
В 1887 году была подписана конвенция , согласно которой учреждалась Англо-французская военно-морская комиссия . В ней поочерёдно заседали командиры британских и французских военных судов новогебридской станции при содействии двух офицеров от каждой из сторон. Впоследствии эта комиссия стала нести ответственность за защиту жизней и собственности британского и французского населения на Новых Гебридах. Тем не менее комиссия не имела права вмешиваться в земельные споры .
Отсутствие местной власти привело к росту недовольства среди колонистов. Французы в особенности испытывали неудобства, поскольку по французским законам законным признавался брак, зарегистрированный гражданской администрацией. Британские законы признавали брак, оформленный церковной церемонией . 9 августа 1889 года жители поселения Франсвиль объявили его независимым государством , первым избранным мэром/президентом стал Фердинан-Альбер Шевийяр . Флагом нового государства стало бело-красное полотнище с пятью звёздами .
Город стал первой самоуправляемой нацией, в которой все граждане пользовались избирательным правом независимо от пола и расы. Однако, хотя население Франсвилля составляло около 500 аборигенов и только 50 белых, правом избираться обладали только белые мужчины. Одним из избранных на пост президента стал Р. Д. Полк, уроженец Теннеси , родственник 11-го президента США Джеймса Полка .
Новая администрация вскоре была разогнана, и к июню 1890 года Франсвилл как независимое государство было «практически развалено» .
К 1894 году компания Джона Хиггинсона обанкротилась. Французское правительство, заинтересованное в контроле над этой компанией, приобрела её и переименовала в «Французское сообщество Новых Гебрид». Франция открыто субсидировало это общество и признала законность всех её земельных претензий (а к тому времени цифра составляла несколько сотен тысяч гектар) .
В концу XIX века французское население начало вести себя более активно на Новых Гебридах. В середине 1890-х годов Французское общество попыталось основать французское поселение на острове Эпи , что привело к открытому конфликту с местным населением. В результате было сожжено несколько деревень коренных жителей .
Возникновение подобных конфликтов было вызвано тем, что скупка земли французами совсем не учитывала интересов коренного населения, которое после продажи фактически лишалось какого-либо права на землю, на который оно жило и занималось хозяйством. В результате островитяне просто умирали от голода .
В 1900 году в Австралии против французской аннексии единодушна была принята резолюция . В 1901 году новое правительство Австралии обратилось к Британии с просьбой о более частых визитах британских военных судов в территориальные воды Новых Гебрид . Чуть позже Лондон официально предложил Парижу создать международную земельную комиссию, как это было сделано на Фиджи и Самоа , которая рассматривала бы все претензии европейского населения на землю Новых Гебрид . Франция же предложило передать рассмотрение всех земельных споров в ведение Военно-морской комиссии. Это нисколько не устраивало британскую сторону, поэтому все переговоры носили не системный характер вплоть до Entente Cordiale 1904 года , который положил конец колониальному соперничеству Британии и Франции и дал новый импульс переговорам . К концу 1905 года переговоры по созданию земельной комиссии или трибунала возобновились. В марте 1906 года было подписано соглашение, по которому Новые Гебриды стали совместным владением Франции и Британии, то есть становились англо-французским кондоминиумом .
Англо-французский кондоминиум
Управление кондоминиумом осуществлялась губернатором Фиджи и губернатором Новой Каледонии , которые были одновременно верховными комиссарами Новых Гебрид .
На практике их полномочия осуществляли британский и французский , проживавшие в Порт-Вила , столице Новых Гебрид. Резидент-комиссар обладал правом давать общие предписания, касавшиеся вопросов мира и хорошего управления островами, а также коренного населения архипелага .
В конвенции 1906 года содержалось также большое количество пунктов, в которых шла речь о вербовке и трудоустройстве жителей Новых Гебрид и запрете иметь при себе огнестрельное оружие (за исключением короткоствольного оружия ), боеприпасы и спиртные напитки .
Также учреждался общий суд, который рассматривал гражданские иски от граждан Британии и Франции, дела о несоблюдении статей конвенции и предписаний резидент-комиссара, а также занимался разрешением земельных споров .
В те годы земельный вопрос был наиболее острым, так как позиции Франции и Британии сильно отличались . Британская сторона выступала за тщательное рассмотрение любых претензий на землю и выступала за защиту землевладений коренных жителей от посягательств со стороны европейцев . Франция же стремилась придать законную силу земельным приобретениям Французского общества . Решение в пользу европейца выносилось общим судом в том случае, если он смог доказать, что получил землю не обманным путём, или если предъявил акт о продаже, который был зарегистрирован на Фиджи, в Новой Каледонии или городе Порт-Вила . В результате рассмотрения земельных вопросов в 1905 — 1906 годах Франция фактически получила экономическое преобладание на Новых Гебридах .
Несмотря на создание кондоминиума, на островах отсутствовала централизованная система управления . Британские и французские поселенцы фактически подчинялись только решениям собственных национальных администраций, подпадали под действие только своих национальных законов и судов . Также на протяжении четырёх лет после подписания конвенции о создании кондоминиума на Новых Гебридах отсутствовало административное деление, а рассмотрение различных дел с участием меланезийцев осуществлял не общий суд, а Военно-морская комиссия . Общий же суд не начинал свою работу вплоть до 1910 года . Когда же суд был учреждён, решения в основном носили субъективный характер и часто не предусматривали наказания, например, за продажу алкоголя местным жителям, невыплату заработной платы работникам на плантациях . При этом британский судья защищал интересы британцев, а французский — французов . С созданием кондоминиума жизнь островитян нисколько не изменилась .
В 1911 году были предприняты первые шаги по проведению административной реформы. На острова Новых Гебрид предлагалось назначить представителей резидент-комиссаров (за исключением острова Эфате ), которые следили за трудоустройством, рассматривали различные жалобы от населения . Первые четыре кандидатуры были определены в 1912 году . Британские представители были направлены на острова Танна и Эспириту-Санто , французские — на острова Малекула и Пентекост .
Однако между резидент-комиссарами существовали разногласия по поводу полномочий представителей. Британская сторона выступала за наделение их правом посещать плантации и торговые корабли независимо от государственной принадлежности. Французская же сторона категорически выступала против этого . Двойственность административной системы была закреплена протоколом 1914 года , согласно которому в каждом округе назначался как британский, так и французский окружной представитель .
Острова в годы Первой мировой войны
Внутренняя политика
Накануне Первой мировой войны из-за неспособности правительства кондоминиума защитить интересы и права меланезийцев от посягательств со стороны европейского населения островов британское правительство под давлением миссионеров, австралийского правительства и британского движения против рабства было вынуждено пойти на проведение ряда реформ на Новых Гебридах .
В 1914 году Британия созвала конференцию на островах, результатом которой стало подписание англо-французского протокола от 6 августа 1914 года .
Согласно ему статьи, в которых шла речь о земле, остались неизменными, однако отменялась статья 22, регламентировавшая отношения между меланезийцами и европейцами. Делалось это с той целью, чтобы европейские поселенцы не посягали на земельные права коренного населения и не смогли получить в собственность землевладение, которое ранее принадлежало островитянам . В протоколе закреплялось назначение в каждом округе британского и французского окружного представителя, которые должны были проводить совместное инспектирование в округах и докладывать о результатах резидент-комиссарам . Была расширена юрисдикцию общего суда, который с тех пор также рассматривал наиболее тяжкие преступления, совершенные островитянами против своих земляков. Общий суд также наделялся правом пересмотра решений нового туземного суда .
Однако официальная ратификация протокола 1914 года была отложена до 1922 года .
Межвоенный период
Вьетнамское население
После подписания соглашения 1919 года между администрациями Новой Каледонии и Французского Индокитая в 1920 году на французские плантации Новых Гебрид прибыла группа рабочих из Тонкина (северная часть Вьетнама ) . К 1929 году на архипелаге проживало до 6 тысяч вьетнамцев . При этом обращение с ними зачастую было крайне жестоким, несколько вьетнамцев было публично казнено за убийство французских поселенцев на Новых Гебридах . К 1935 году , после мирового экономического кризиса , падений цен на копру и другие экспортные товары, большая часть вьетнамцев была репатриирована (в то время на Новых Гебридах проживало всего 600 жителей Вьетнама) . Однако в конце 1930-х годов вновь начался ввоз вьетнамских рабочих. В результате, к концу Второй мировой войны на Новых Гебридах проживало уже около 2500 вьетнамцев, из которых в 1945 году домой было репатриировано только 550 человек . Только в 1963 году после переговоров между Францией и правительством Северного Вьетнама домой было возвращено почти 2000 человек (вьетнамцев на Новых Гебридах осталось около 300 человек) .
Внутреннее положение
Великая депрессия , начавшаяся в 1929 году , не обошла стороной Новые Гебриды. Сильно пострадало плантационное хозяйство в результате падения цен на копру, ряд компаний разорилось . Поэтому французское правительство было вынуждено предпринять серьёзные шаги. В результате Кредитный национальный банк Франции взял на себя все кредитные задолженности французских плантаторов на Новых Гебридах .
Доходы кондоминиума, которые в основном формировались из импортных и экспортных пошлин, резко снизились. При этом расходы на колониальную администрацию оставались крайне высокими .
Годы Второй мировой войны
До начала Второй мировой войны Новые Гебриды оставались «колониальным захолустьем» Британии и Франции, которые мало уделяли внимания проблемам архипелага. После начала активных военных операций в 1940-х годах острова оказались в центре Тихоокеанского театра действий. Несмотря на то, что сражения обошли стороной острова, война и, прежде всего, американские войска оказали глубочайшее социальное и экономическое воздействие на кондоминиум.
Высадка войск США на Новых Гебридах началась в марте 1942 года . Сделано это было для того, чтобы воспрепятствовать возможному захвату островов японскими войсками, а также организовать на архипелаге американские военные базы, откуда бы происходила атака на японские вооружённые силы, уже оккупировавшие часть Соломоновых островов и остров Новая Британия .
На острове Эфате инженерно-строительный батальон США при поддержке местного населения построил взлётно-посадочную полосу, а также окружную дорогу. С согласия резидент-комиссаров (хотя у них не было другого выбора) здание, в котором ранее проживал председатель общего суда, было переоборудовано в штаб-квартиру американского военного командования. Свои официальные резиденции также добровольно освободили британские и французские судьи . Американцами в Порт-Вила также был построен военный госпиталь . Военное присутствие США на острове Эспириту-Санто было ещё большим. На нём было построено три взлётно-посадочной полосы и сооружён канал, который служил военно-морской базой .
Присутствие американских вооружённых сил на Новых Гебридах оказало положительное воздействие на жизнь островитян: было улучшено благосостояние местных жителей, модернизирована инфраструктура . В это же время на Новых Гебридах появляются различные культы карго (наиболее известный из них — движение Джона Фрума на острове Танна ).
1950-е годы
В первые послевоенные годы колониальное руководство мало уделяло внимания проблемам кондоминиума . Уровень услуг ЖКХ находился на довоенном уровне. У подавляющей части населения Новых Гебрид отсутствовала профессиональная квалификация, а управление кондоминиумом было малоэффективным. На островах вовсе не было каких-либо политических протестов .
Только в 1954 году правительства двух метрополий осознало необходимость преобразований на Новых Гебридах. Прежде всего, колониальное руководство выступило за перемены в политической сфере. Делалось это для того, чтобы местное население могло принимать хоть какое-нибудь участие в жизни кондоминиума .
Предлагалось создать консультативный совет, а также рудиментарную форму местного самоуправления, в органах которого могло принимать участие только коренное население . Колониальное руководство также выступило за развитие различных форм кооперативных обществ, что могло бы способствовать экономическому развитию региона . Первое собрание консультативного совета состоялось в 1958 году , а местные советы начали формироваться с конца 1950-х годов .
Первоначально консультативный совет состоял исключительно из членов, назначенных резидент-комиссарами. В его составе было четверо британцев, четверо французов и четыре новогебридских «неофициальных» члена, а также казначей кондоминиума и управляющий по сооружениям общественного пользования. Однако уже к 1959 году представительство меланезийцев в совете было удвоено по отношению к суммарному представительству британцев и французов .
Совет, тем не менее, не обладал исполнительной или законодательной властью . Но резидент-комиссары, которые председательствовали в нём, должны были консультироваться с советом в вопросах годовой сметы кондоминиума .
В конце 1950-х годов произошли существенные сдвиги в сфере образования . Британия не уделяла этому сектору практически никакого внимания вплоть до 1959 года . В ведении же французского правительства находились больницы на островах Эфате, Эспириту-Санто и Малекула, а также начальные школы в городах Порт-Вила и Люганвиль . Из-за очень низкого уровня образования жителей Новых Гебрид брали на работу в администрацию кондоминиума только в качестве конторских служащих и младших технических работников . К тому же, повышение образовательных стандартов, по мнению британского руководства, привело бы к тому, что меланезийская элита смогла бы войти в состав административного аппарата кондоминиума, а также подготовило бы почву для предоставления островам самоуправления, что и было целью британской колониальной политики того времени . Франция также увеличила расходы на образование и начала расширять систему образовательных учреждений, прежде всего, начальных школ . Происходили улучшения и в сфере здравоохранения .
К середине 1950-х годов как британское, так и французское правительства признали необходимость осуществления преобразований в экономической сфере и инфраструктуре островов . Так как большая часть произведённой копры вывозилось на кораблях с острова Эспириту-Санто был разработан первый проект глубоководной верфи в городе Люганвиль . Также строились дороги, обустраивались взлётно-посадочные полосы .
1960-е годы
В 1960-х годах в результате повышения уровня жизни в развитых странах мира появились крупные рынки для сбыта свежего мяса . Животноводство , с одной стороны, было более прибыльным делом, чем производство копры и выращивание , с другой стороны, в нём можно было задействовать меньше работников, что снизило бы издержки производителя . В результате в начале 1960-х годов на Новых Гебридах стали появляться первые крупные скотоводческие хозяйства, создаваемые европейцами . При этом расчищались значительные площади внутренних районов островов (первоначально в юго-восточной части Эспириту-Санто ), а значит, появлялись новые территориальные претензии европейцев к местному населению . Действия чужеземцев вызывали протест среди коренного населения, которое считало эти земли своими и незаконно приобретёнными европейцами. К тому же, постоянно росла численность меланезийского населения, возникал дефицит земли .
В конце 1950-х годов европейцы приступили к расчистке 13 тысяч гектар земли, на которой росли девственные леса острова Эспириту-Санто. Представители коренного населения были шокированы, так как это означало захват их собственности . Местный вождь Булук обратился в администрацию кондоминиума, чтобы она что-то предприняла против незаконных действий. Однако британские и французские чиновники просто отказались рассматривать дело, а вождь впоследствии был посажен в тюрьму сроком на шесть месяцев .
Захваты земель коренных островитян привели к формированию движения « NaGriamel » под руководством Джимми Стивенса, который имел шотландские и тонганские корни (« NaGriamel » — составное слово от местных названий растений, на которых было наложено табу, — « namele » и « nagria ») . Это движение выступало за закрепление права землевладения за коренными жителями , возрождение традиционных ценностей . После освобождения из тюрьмы в 1964 году активным участником движения стал вождь Булук. Регулярные неформальные встречи проводились в небольшое баре города Люганвиль , хозяином которого был Роберт Кронстед ( англ. Robert Cronsteadt ) . В 1965 году на одной из таких встреч был принят « Закон о тёмной чаще » ( англ. Act of Dark Bush ), в котором постановлялось о запрете на расширение землевладения в островных лесах местными европейцами . Этот закон поддержали коренные жители Эспириту-Санто, большинство из которых стали участниками движения.
Согласно « NaGriamel » основать поселение на спорной территории было самым практичным и эффективным способом вернуть коренным жителям захваченные земли. Вскоре, примерно в 30 км к северу от Люганвиля, была основана деревня, названная Танафо , что переводится как « корзинка фруктов » . В 1967 году Стивенс и Булук поселили членов движения «NaGriamel» рядом с этим поселением. Однако колониальная администрация расценила эти действия как посягательство на собственность, поэтому два лидера движения были посажены в тюрьму сроком на шесть месяцев . Тем не менее движение крепло, появлялись его сторонники не только на острове Эспириту-Санто, но и на других островах архипелага. Уже к 1970 году поселения сторонников «NaGriamel» появились на островах Малекула, Амбрим, Оба, Паама, Маэво и Мало .
Несмотря на первоначальные успехи, в самом движении существовали многочисленные противоречия . Программа Стивенса по сути представляла собой серию обещаний, которые их лидер был не в состоянии выполнить (прежде всего, вернуть островитянам земли, захваченные европейцами). К тому же, у «NaGriamel» отсутствовали денежные средства для выплаты заработной платы членам движения, которые трудились в общественных садах, не было финансов для строительства школ, больниц . Поэтому не удивительно, что постепенно авторитет Стивенса упал, как и мощь самого движения .
Тем временем, колониальное правительство в 1964 году расширило состав консультативного совета с 16 до 20 членов, включая восемь членов избранных непрямыми выборами . Четыре новогебридца (по одному представителю от каждого округа) избирались электоральной коллегией, состоявшей из членов местных советов и представителей тех районов, где не было таких советов. Четыре европейца (два британца и два француза) избирались электоральной коллегией из представителей Палаты коммерции и сельского хозяйства .
На пути к независимости
Позиция Британии и Франции по поводу независимости
Постоянно среди меланезийского населения рос уровень политической агитации , а часть новогебридской интеллигенции начала выступать за перемены в политической сфере, что шло в ногу с политическими изменениями во всём тихоокеанском регионе, где шёл процесс деколонизации . К тому же, среди образованной части коренного населения росло осознание самобытности национальной культуры .
В 1970-х годах Британия продолжила политику деколонизации, предоставляя своим колониям независимость, что освобождало её от ряда обязательств . В отношении Новых Гебрид Великобритания также хотела предоставить островам независимость как можно быстрее и дешевле, чтобы избавиться от финансового бремени. Поэтому британская сторона выступала за возвращение отторгнутой земли традиционным собственникам и за создание унифицированной местной системы управления .
Позиция Франции была совершенно иной. В основе французской внешней политики в конце 1960-х годов были империалистические взгляды Шарля де Голля . Поэтому Новые Гебриды вызывали определённый интерес. К тому же, вблизи архипелага находились богатая никелем Новая Каледония , на шахтах которой требовалась новая рабочая сила. Французская администрация, таким образом, препятствовала административным преобразованиям на островах, которые снижали бы влияние Франции на архипелаге . Вместо этого она увеличила расходы на социальную сферу, расширила кооперативный сектор и присутствие французских военных кораблей в новогебридских водах .
Формирование первых национальных партий
В начале 1971 года группа интеллектуалов Новых Гебрид, включая будущего премьер-министра Вануату и теоретика « меланезийского социализма » Уолтера Лини , а также несколько британцев основали « Культурную ассоциацию Новых Гебрид » . Спустя несколько месяцев эта организация трансформировалась в Новогебридскую национальную партию . Уже к 1973 году эта партия получила широкую поддержку среди англоговорящего населения кондоминиума и начала выступать за независимость Новых Гебрид . На островах уже действовало 40 подкомитетов партии . В июле 1974 года партия провела демонстрацию в городе Порт-Вила и на время захватила здание правительства кондоминиума.
В начале 1974 года сформировалось ещё две политические партии , которые представляли интересы консервативно настроенных французов и франкоговорящего меланезийского населения — Союз общин Новых Гебрид и Движение за автономию Новых Гебрид . Эти обе партии выступали против независимости Новых Гебрид, опасаясь, что правительство, в котором преобладали англофоны, могло после получения независимости кондоминиумом дискриминировать франкофонов .
Преобразования в политической сфере
В ноябре 1974 года на англо-французской правительственной конференции было принято решение о создании на островах нового законодательного органа, который избирался бы всем населением, — Представительной ассамблеи (должна была начать свою работу с 1975 года ) . Однако эта ассамблея имела бы ограниченную законодательную власть , и её решения должны были получить одобрения у резидент-комиссаров. Она должна была состоять из 42 членов: 29 депутатов, избранных на основе всеобщего избирательного права (из них в обязательном порядке три британца и три француза, избранных населением городов Порт-Вила и Люганвиль на основе голосования против своей партии), четыре вождя (по одному от каждого округа) и остальные девять депутатов, избранных коллегиальной коллегией Палаты коммерции (её члены — только европейцы) и Меланезийским кооперативным сообществом .
Первые выборы в Представительную ассамблею были проведены в ноябре 1975 года , хотя вожди от Северного и Южного округов не были избраны вплоть до ноября 1976 года .
Французское население Новых Гебрид опасалось, что новая избирательная система, в которой каждый избирательный округ представлял по одному депутату, приведёт к сильному преобладанию в ассамблеи членов Новогебридской национальной партии. Связано это было с тем, что сторонники Новогебридской национальной партии преобладали на ряде важнейших островов . В результате были сформированы избирательные округа, которые представляли по два-три депутата (исключение составляли острова Банкс и Торрес и отдалённые южные острова, численность населения которых была низкая) .
На выборах 1975 года Новогебридская национальная партия получила 17 из 29 мест в Представительной ассамблеи . Первое заседание Ассамблеи состоялось в ноябре-декабре 1976 года . Новогебридская национальная партия, переименованная в Партию Вануаку , открыто требовала проведения в кондоминиуме всенародного референдума , на котором бы был поднят вопрос о независимости Новых Гебрид. Это вызывало недовольство среди других партий островов .
В августе 1975 года были проведены первые муниципальные выборы в городах Порт-Вила и Люганвиль . До этого резидент-комиссары Новых Гебрид подписали общее предписание, по которому учреждались городские муниципальные советы и сельские советы. Основное отличие городских и сельских советов от местных советов состояло в том, что первые избирались всем населением Новых Гебрид (включая экспатриантов) и обладали юрисдикцией над всеми жителями (местные советы — только над коренным населением) . После получения независимости местные советы и сельские советы были заменены одиннадцатью местными правительственными советами .
В июле 1977 года на очередной англо-французской правительственной конференции, на которую впервые пригласили партии Новых Гебрид (Партия Вануаку бойкотировала конференцию), было принято решение о предоставлении Новым Гебридам независимости (дата не оговаривалась) . Первым шагом на пути к независимости должны были стать новые выборы в Ассамблею, учреждение совета министров Новых Гебрид. Новая Ассамблея наделялась более широкими законодательными полномочиями, чем Представительская ассамблея первого созыва, а созданный совет министров наделялся исполнительной властью, хотя часть полномочий (например, контроль за полицией) сохраняли за собой резидент-комиссары . Однако из-за того, что Партия Вануаку решила бойкотировать выбора и не выдвинула своих кандидатов, выборы не состоялись. Партия объявила о создании Народного временного правительства , которое контролировало бы все части страны, в которых преобладали сторонники Вануаку . 29 ноября 1977 года партия попыталась поднять свой флаг над штаб-квартирой в городе Порт-Вила, однако встретила сопротивление среди сторонников умеренных .
Британская полиция, опасавшаяся открытых столкновений среди оппонентов, применила в Порт-Вила слезоточивый газ (впервые в истории Новых Гебрид) .
События накануне провозглашения независимости
В январе 1978 года новая Ассамблея избрала бывшего офицера полиции главным министром. Партия Вануаку, которая несколько месяцев назад распустила Народное временное правительство, вошла в состав правительства народного единения. Уолтер Лини, председатель партии, был избран заместителем главного министра, а Джордж Калсакау — спикером Ассамблеи .
В 1979 году был сформирован комитет по разработке конституции будущего независимого государства, в который входили представители различных политических партий Новых Гебрид, Совета старейшин и других политических кругов. Британское и французское правительства согласовали дату независимости островов — 30 июля 1980 года . Проект Конституции был окончательно согласован уже в сентябре и впоследствии получил одобрение министра иностранных дел Великобритании и министра заморских департаментов и территорий Франции. Конституцией предусматривалось создание демократической республики , возглавляемой президентом. Вся земля объявлялась собственностью коренного населения .
Первый парламент при новой Конституции был избран на основе всеобщего избирательного права в ноябре 1979 года . Партия Вануаку получила в нём большинство, и её лидер, Уолтер Лини, стал главным министром Совета министров Новых Гебрид и впоследствии первым премьер-министром Республики Вануату .
Последующие шесть месяцев после выборов были отмечены многочисленными беспорядками и протестами в городе Люганвиль , в которых принимали участие сторонники политических сил, оппозиционных Партии Вануаку . 28 мая 1980 года протестанты захватили бывшее здание британского окружного агентства в Люганвиле и провозгласили на острове Эспириту-Санто и некоторых других северных островах архипелага государство Вемерана , которое возглавил Джимми Стивенс . Также прошли беспорядки на острове Танна.
Попытки правительства Лини и британского и французского руководства начать переговоры с руководителями оппозиционеров провалились . Тем не менее 30 июня 1980 года морская пехота Великобритании и французские парашютисты водрузили флаг Вануату над правительственными зданиями в городе Люганвиль. 18 августа на Эспириту-Санто высадились войска Папуа-Новой Гвинеи , подавившие мятеж. В середине сентября 1980 года было окончательно покончено с сопротивлением сторонников государства Вемерана , а Джимми Стивенс был приговорён к 14,5 годам лишения свободы за организацию беспорядков .
Таким образом, 30 июня 1980 года прекратил своё существование англо-французский кондоминиум Новые Гебриды, вместо которого на политической карте мира появилась независимая Республика Вануату .
Пандемия COVID-19
В 2020 году, в связи с развитием мировой пандемии COVID-19, Республика вошла в режим изоляции. За весь 2020 год в ней был зарегистрирован лишь один случай заражения, в карантине, что сделало её к концу года страной с самым низким уровнем заражения на планете.
Примечания
- 27 октября 2007 года. , Australian Senate, 12 August 2003, p.288
- Ron Adams, от 4 сентября 2008 на Wayback Machine , Encyclopædia Britannica , 2006
- ↑ , p. 18.
- . Дата обращения: 9 марта 2018. 10 марта 2018 года.
- ↑ Беллвуд, стр. 276
- Беллвуд, стр. 271
- ↑ Пучков, стр. 34
- Bellwood et al., стр. 123
- Беллвуд, стр. 280
- Patrick D. Nunn, Roselyn Kumar, Sepeti Matararaba, Tomo Ishimura, Johnson Seeto, Sela Rayawa, Salote Kuruyawa, Alieereti Nasila, Bronwyn Oloni, Anupama Rati Ram, Petero Saunivalu, Preetika Singh and Esther Tegu. // Archaeol. Oceania. — 2004. — Т. 39 . — С. 139—143 . (недоступная ссылка)
- ↑ Беликов В. И. Происхождение и миграции полинезийцев (по лингвистическим данным) // Пути развития Австралии и Океании: история, экономика, этнография : Сб. — М.: Наука, 1981. — С. 243—254 .
- Пучков, стр. 37
- Беллвуд, стр. 309
- Sand, Christophe (англ.) (pdf). Дата обращения: 23 апреля 2008. 26 февраля 2012 года.
- ↑ Беллвуд, стр. 283—285
- ↑ , p. 19.
- Беллвуд, стр. 287
- Bellwood et al., стр. 128
- Terry Crowley. . — Hamilton, New Zealand: Department of General and Applied Linguistics, University of Waikato, 2000. — С. 56. 27 сентября 2007 года.
- Беллвуд, стр. 303
- Andrew Hoffmann. // Indo-Pacific Prehistory Association Bulletin : Сб. — Vanuatu Cultural and Historic Sites Survey (VCHSS), World Heritage Preparatory Assistance Project, Vanuatu Cultural Centre, PO Box 184, Port Vila, 2006. — № 26 . 26 июля 2008 года.
- Беллвуд, стр. 297—299
- Беллвуд, стр. 291
- ↑ Беллвуд, стр. 299—301
- Matthew Spriggs. // Division of Archaeology and Natural History Research School of Pacific and Asian Studies, Australian National University, Canberra. 8 августа 2008 года.
- ↑ Vanuatu Tourism Office. (англ.) . Дата обращения: 1 мая 2008. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- Miles, стр. 14.
- Большая советская энциклопедия, 3-е издание, статья «Менданья де Нейра Альваро» (рус.)
- ↑ (англ.) . // Australian Dictionary of Biography, Online Edition. Дата обращения: 1 мая 2008. 2 февраля 2012 года.
- (англ.) (PDF). // Australian Dictionary of Biography, Online Edition. Дата обращения: 1 мая 2008. 26 февраля 2012 года.
- ↑ , XXV.
- , p. 16.
- ↑ , XXVI.
- ↑ , p. 17.
- ↑ John Seach. (англ.) . Дата обращения: 1 мая 2008. 8 февраля 2004 года.
- Benjamin Morrell. A Narrative of Four Voyages to the South Sea, North and South Pacific Ocean. J. & J. Harper, 1832. — Стр. 375.
- ↑ Miles, стр. 16.
- ↑ Vanuatu Tourism Office. (англ.) . Дата обращения: 1 мая 2008. 17 августа 2004 года.
- Australian Dictionary of Biography, Online Edition. (англ.) . Дата обращения: 1 мая 2008. 26 февраля 2012 года.
- ↑ Darrell T. Tryon, Jean-Michel Charpentier. Pacific Pidgins and Creoles: Origins, Growth and Development. — Walter de Gruyter, 2004. — С. 110. — ISBN 3110169983 .
- ↑ Shineberg, стр. 16.
- ↑ Shineberg, стр. 17.
- ↑ Jane Resture Oceania. (англ.) . Дата обращения: 1 мая 2008. 26 февраля 2012 года.
- ↑ Darrell T. Tryon, Jean-Michel Charpentier. Pacific Pidgins and Creoles: Origins, Growth and Development. — Walter de Gruyter, 2004. — С. 111. — ISBN 3110169983 .
- ↑ Miles, стр. 17.
- [ . Дата обращения: 6 февраля 2008. Архивировано из 17 августа 2004 года. Миссионерская деятельность на Вануату. (англ.) ]
- McLean, стр. 1.
- ↑ , p. 18.
- McLean, стр. 2.
- ↑ , p. 9.
- ↑ [ . Дата обращения: 8 февраля 2008. 29 сентября 2007 года. Католическая энциклопедия. Статья «New Hebrides» . (англ.) ]
- ↑ , p. 19.
- Miles, стр. 20.
- ↑ , p. 20.
- ↑ Miles, стр. 18.
- ↑ , p. 21.
- ↑ , p. 22.
- Le Gouz de Saint-Seine, Jean. (неопр.) // Mémoires de la Société bourguignonne de geographie et d'histoire. — 1897. — Т. 13 . — С. 413—414 .
- Bourdiol, Julien. (фр.) . — 1908. — С. 107.
- Pelatan, Louis. (неопр.) . — 1889. — С. 73.
- Sydney Morning Herald , Aug 26, 1889
- "The 'Commune' of Franceville, " North Otago Times (New Zealand), Sep 5, 1889
- Imhaus, E.N. (фр.) . — 1890. — С. 154—160.
- Simpson, Colin (1955), Islands of Men: A Six-part Book about Life in Melanesia , p 133
- "Wee, Small Republics: A Few Examples of Popular Government, " Hawaiian Gazette , Nov 1, 1895, p 1
- "Some Little Republics, " New York Evangelist , Feb 20, 1896
- "Latest Cable News: Australian News, " The West Coast Times (New Zealand), June 28, 1890, p 2
- ↑ , p. 23.
- ↑ , p. 24.
- ↑ , p. 25.
- ↑ , p. 26.
- ↑ , p. 27.
- ↑ , p. 36.
- ↑ , p. 38.
- ↑ , p. 39.
- ↑ , p. 40.
- ↑ , p. 41.
- ↑ , p. 42.
- Miles, стр. 19.
- ↑ , p. 48.
- ↑ , p. 49.
- ↑ , p. 53.
- ↑ Beasant, стр. 16.
- , p. 55.
- , p. 57.
- ↑ Beasant, стр. 17.
- Beasant, стр. 19.
- ↑ Beasant, стр. 18.
- ↑ Beasant, стр. 21.
- Beasant, стр. 24.
- ↑ Tufala, стр. 59.
- ↑ Tufala, стр. 60.
- ↑ Beasant, стр. 25.
- Beasant, стр. 26.
- ↑ Tufala, стр. 61.
- Beasant, стр. 31.
- ↑ Tufala, стр. 62.
- ↑ Tufala, стр. 63.
- ↑ Tufala, стр. 65.
- ↑ Tufala, стр. 54.
- ↑ Tufala, стр. 66.
- ↑ Tufala, стр. 67.
- ↑ Tufala, стр. 68.
- Miles, стр. 23.
Литература
- Stuart W. The Church in Melanesia. — Sydney, N.S.W.: Melanesian Mission, 1936. — 380 с. — ISBN 1 920942 85 8 .
- The voyages of Pedro Fernandez de Quiros, 1595 to 1606 / Translated and edited by Sir Clements Markham. — London: Printed for the Hakluyt Society, 1904.
- Jeremy MacClancy. To kill a bird with two stones: a short history of Vanuatu. — Port Vila: Vanuatu Cultural Centre, 1980.
- McLean, R. S. A. . — Melbourne: Federal Literature Committee of Churches of Christ in Australia, 1957. ( цит. McLean )
- Dorothy Shineberg. . — London: Cambridge University Press, 1967. ( цит. Shineberg )
- Tufala Gavman. Reminisces from the Anglo-French Condominium of the New Hebrides / Brian J. Bresnihan, Keith Woodward, editors.. — Suva, Fiji: Institute of Pacific Studies, University of the South Pacific, 2002.
- William Miles. . — Honolulu, Hawai'i: University of Hawai'i Press, 1998. ( цит. Miles )
- Peter Bellwood, James J. Fox and Darrell Tryon. . — Canberra: ANU E Press, 1995. — 380 с. — ISBN 1 920942 85 8 . ( цит. Bellwood et al. )
- Аттенборо Дэвид . Люди рая. — М.: Мысль, 1966. — 136 с. — Серия «Путешествия. Приключения. Фантастика».
- Архипова М. Н., Кузнецова Е. А., Туторский А. В. // Исторические исследования. 2018. № 11. С. 213—220.
- Беллвуд П. Покорение человеком Тихого океана. Юго-Восточная Азия и Океания в доисторическую эпоху. — М.: Наука, Гл. редакция восточной литературы, 1986. — 524 с. — Серия « По следам исчезнувших культур Востока ».
- Блон Жорж . Великий час океанов: Тихий. — М. Мысль, 1980. — 205 с.
- Вернер Ланге Пауль . Горизонты Южного моря: История морских открытий в Океании. — М.: Прогресс, 1987. — 288 с.
- Вольневич Януш. Красочный пассат, или Странствия по островам Южных морей/Пер. с польск. — М.: Наука, Гл. редакция восточной литературы, 1980. — 232 с. — Серия «Рассказы о странах Востока».
- Вольневич Януш. Чёрный архипелаг. — М.: Наука, Гл. редакция восточной литературы, 1981. — 152 с. — Серия «Рассказы о странах Востока».
- Вольневич Януш. Люди и атоллы. — М.: Наука, Гл. редакция восточной литературы, 1986. — 224 с. — Серия «Рассказы о странах Востока».
- Головнин В. М. Путешествия вокруг света. — М.: Дрофа, 2007. — 896 с. — (Серия «Библиотека путешествий»).
- Наумов Д. В. На островах Океании. — М.: Наука, Гл. редакция восточной литературы, 1975. — 167 с. — Серия «Путешествия по странам Востока».
- Пучков П. И. Этническая ситуация в Океании. М.: Наука, 1983.
- Рубцов Б. Б. Океания. — М.: Наука, 1991. — 176 с. — Серия «Страны и народы».
- Стингл Милослав . Приключения в Океании. — М.: Правда, 1986. — 592 с.
Ссылки
- (недоступная ссылка)
- 2020-10-30
- 1