Провиденциализм
- 1 year ago
- 0
- 0
Провиденциализм (от лат. providentia — предвидение, предусмотрительность ) — историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.
Провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому царству Божию легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.
В произведениях христианских философов Евсевия и Иеронима (IV век) всемирная история впервые стала рассматриваться как часть библейской священной истории . В трудах бл. Августина (прежде всего в « О граде Божьем ») было показано, что движущей пружиной исторического процесса является Божественная воля: история развивается по Божественному плану, имеющему конечной целью торжество ценностей Нового Завета и достижения всеми верными Царствия Божьего. Августин дал христианскую периодизацию истории: от сотворения мира до Христа и — после Христа; по шести «возрастам мира» (по аналогии с библейскими шестью днями Творения); по четырём «мировым» монархиям.
В исторических сочинениях византийских хронистов , Иоанна Зонары и др. история рассматривалась как обнаружение Бога в мире, как « деяния Божии через людей ». Прошлое имеет значение лишь постольку, поскольку оно содержит в себе христианские пророчества и Божественные знаки, провиденциальные предначертания настоящего и будущего.
На Западе выдающимися представителями средневекового провиденциализма были Орозий (книга «Adversus paganos historiarum libri septem») и Оттон Фрейзингенский («Хроника, или История о двух царствах»).
В XVII веке нововременную версию западного провиденциализма сформулировал французский мыслитель Ж. Боссюэ . В XVIII—XIX веках нововременной провиденциализм был философской основой многих идеалистических концепций ( Ж. М. де Местр , Ф. фон Шлегель , Л. фон Ранке и его школа, философия истории неотомизма , в какой-то степени Г. В. Гегель ).