Клер, Рене
- 1 year ago
- 0
- 0
Рене Клер ( фр. René Clair , наст. имя Рене-Люсьен Шомет фр. René-Lucien Chomette ; 11 ноября 1898 , Париж — 15 марта 1981 ) — французский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Один из самых значительных французских кинорежиссёров 1920-х и 1930-х годов, создатель жанра музыкального фильма . Отличительные черты его картин — лиризм и глубокое понимание человеческой психологии в сочетании с юмором на грани буффонады и сатирическим взглядом на общество. Отстаивал независимость французского кинематографа от Голливуда , боролся против « соглашения Блюма — Бирнса ».
Родился и вырос в парижском квартале . Принадлежал к семье, где несколько поколений были преуспевающими торговцами . Впрочем, ни Рене Шомет, ни его старший брат не продолжили семейную традицию, видя своё призвание в искусстве (Анри Шомет впоследствии также стал кинорежиссёром).
Братья Шомет получили классическое образование в лицее Людовика Великого и . В школьные годы Рене проявляет склонность к поэзии, пытается сочинять пьесы, увлекается боксом и фехтованием.
После начала Первой мировой войны Рене Шомет стремится попасть на фронт (в армию призван его отец и отправился добровольцем брат), но из-за состояния здоровья попадает туда только в качестве санитара. В 1918 году демобилизуется из-за травмы и встречает окончание войны уже в Париже. Война, по воспоминаниям Клера, была для него серьёзным потрясением. Во время пребывания на фронте он написал два сборника стихов, оставшихся неопубликованными.
Сразу после возвращения с фронта он становится сотрудником газеты « » ( фр. I Intransigeant ) и печатается под псевдонимом «Рене Депре» . Первым его репортажем было сообщение о смерти поэта Эдмона Ростана . Благодаря своим журналистским знакомствам он знакомится с известными деятелями кино и литературы, в том числе с Луи Деллюком и Марселем Прустом .
В кино Рене привела Дамия (Мари-Луиза Дамьен), для которой он писал песни. В 1920 году его приглашают сняться в картине « », по пьесе румынской королевы Марии . Для съёмок он берёт себе новый псевдоним — Рене Клер (от фр. claire — ясный). В 1921 году снимается в фильмах студии « Гомон », режиссёром которых был Луи Фейад («Сиротка», «Паризетта») и фильмах Якова Протазанова («Смысл смерти», «За ночь любви») .
С 1922 года Рене Клер становится критиком « » и . В 1951 году издал свои тексты в сборнике «Совершенное размышление».
Брат, Анри Шомет, знакомит его с Жаком де Баронселли , которому Клер ассистирует в четырёх фильмах, и который должен был помочь Клеру, с его первым фильмом «Женевьева де Брабан». Эта работа осталась незавершённой. Именно Баронселли представил Клера продюсеру , доверившему ему съёмки « Париж уснул ».
С 1923 года начинает ставить фильмы сам.
Со своей женой Броней Перелмутер Рене познакомился на показе фильма « Антракт » .
В 1922 году Клер становится ассистентом режиссёра Жак де Баронселли , участвуя в съёмках фильмов «Полуденный звон» (1922) и «Легенда сестры Беатрисы» (1923).
В 1923 году Клер пишет сценарий «Волшебный луч» и снимает по нему свой первый фильм — эксцентрическую комедию с фантастическим сюжетом « Париж уснул », в которой нашли место и элементы сатиры. На экраны картина вышла только спустя год, после того, как Клер снял ещё два фильма, и имела шумный успех в среде авангардистов.
Снятый по заказу короткометражный фильм « Антракт » (1924), (более точный перевод названия «Relâche» — Спектакль отменяется ) оценивался критикой по-разному. В этом фильме в кадре появляются многие легендарные деятели французского авангарда — прежде всего, это сам композитор Эрик Сати (написавший покадровую музыку для фильма, показываемого в антракте балета), а также художники Марсель Дюшан , Франсис Пикабия и Ман Рэй . Сюжет в «Антракте» отсутствует, кадры связаны скорее ассоциативно, а в целом происходящее на экране производит впечатление сна, в связи с чем дадаисты с восторгом восприняли этот фильм, увидев в нём воплощение своих художественных идей. В большинстве случаев «Антракт» характеризуется критикой именно как авангардистский (дадаистский) эксперимент. Во всяком случае, этот опыт создал Клеру имя в авангардных кругах и среди парижского бомонда .
Однако некоторые позднейшие критики называли этот фильм «сюжетной карикатурой на дадаистскую заумь » , и «экспериментом, в котором Клер не был до конца искренен», «фильмом с элементом шутки» , хотя и отдавали должное изобретательности, с которой сделан фильм, и общей авангардистской направленности фильма. По мнению Зигфрида Кракауэра : «Похоже на то, что Клер захотел опробовать все возможности кинематографической техники в сфере фантазии. Опыт, приобретённый таким путем, оказался весьма ценным для его дальнейшего творческого пути» .
Так или иначе, в дальнейшем Рене Клер больше не возвращается к фильмам, подобным «Антракту», снимая иронические и лирические комедии «Призрак Мулен-Ружа» (1925) «Воображаемое путешествие» (1925), «Двое робких» (1928). Почти во всех своих фильмах Клер снимает актёра Альбера Прежана . Наибольший успех у публики имела картина « Соломенная шляпка » (1927) по пьесе Лабиша и Марк-Мишеля , комедия положений с яркими, гротескными персонажами. Наряду с комедиями, в этот период Рене Клер пробовал снимать и драму — «Добыча ветра» (1926).
Наступление эры звукового кино поначалу привело Клера в замешательство, пока он не пришёл к мысли о возможности использования звука и изображения в качестве взаимодополняющих линий, своего рода контрапункта . Своё видение звукового кино он воплотил в побившей все рекорды популярности комедии « Под крышами Парижа » (1930), которая считается первым музыкальным фильмом, по крайней мере, в Европе. Не менее успешны были и следующие звуковые ленты Клера — комедия « Миллион » (1931) и гротескная сатира « Свободу нам! » (1932). В 1934 году он снял антифашистский фильм « Последний миллиардер », который был запрещён в Германии и ряде европейских стран, что побудило Клера перебраться в США.
Первый американский фильм Клера — « Привидение едет на запад » (1936) — был тепло принят, чего нельзя сказать о трёх следующих фильмах, которые были восприняты как чересчур «вольные» по голливудским меркам. Наиболее известна среди них экранизация « Десяти негритят » Агаты Кристи . После войны Клер вернулся во Францию, где снял « Молчание — золото » (1949) и историческую комедию « Большие манёвры » (1955).
Подобно своему младшему современнику Марселю Карне , режиссёр не принял эстетику « новой волны », продолжая следовать однажды избранному направлению. При создании фильмов он всегда ориентировался на массового зрителя, и не мог принять элитарное искусство, не доступное большинству . В 1960 году он был избран в члены Французской академии . Его именем названа кинопремия Французской академии .
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|