Лин, Дэвид
- 1 year ago
- 0
- 0
Сэр Дэвид Лин ( англ. David Lean ; 25 марта 1908 , Кройдон — 16 апреля 1991 , Лондон ) — британский кинорежиссёр , сценарист , продюсер и монтажёр , широко признанный мастер мирового кинематографа . Вошёл в десятку лучших режиссёров мирового кино по результатам опроса современных режиссёров Британским институтом киноискусства .
Родился 25 марта 1908 года в Кройдоне , пригороде Лондона , в обеспеченной семье квакеров . Родители запрещали Лину посещать кинотеатр, когда тот был ребёнком .
Родители настояли на том, чтобы он начал учиться на бухгалтера, но он решил посвятить себя кинематографу, где начинал с должности посыльного . В 1927 году нашёл работу на киностудии, работал помощником режиссёра, затем стал монтажёром. В 1934 году дебютировал как монтажёр полнометражного фильма в ленте «Свобода морей» ( Freedom of the Seas ). К 1942 году Лин успел поработать в более чем двадцати фильмах и имел хорошую репутацию как монтажёр.
Первая режиссёрская работа — фильм « В котором мы служим » (1942), поставленный совместно с драматургом и режиссёром Ноэлом Кауордом . В этой работе, посвящённой будням экипажа военного корабля, он вывел на экран простых людей без идеализации и романтического налёта . После этого Лин в 1944—1945 годах экранизировал три пьесы Кауарда, в том числе премированную на Каннском кинофестивале 1946 года « Короткую встречу ». По оценке французского киноведа Андре Базена , это была одна из картин, которая знаменовала «возрождение» английского кино. Первоначально он отмечал, что в ней сказалось влияние эстетики «школы английского документального кино» ( Джон Грирсон , Альберто Кавальканти , Пол Рота ), но позже пересмотрел свои взгляды в отношении прямой преемственности. Подчёркивая её реализм, Базен отчасти сближал её с послевоенным итальянским неореализмом и с таким значительным представителем этого течения как работа Витторио Де Сика « Похитители велосипедов » (1948).«Англичане сумели, не порывая с методами и историей европейского и американского кино, соединить самый изысканный эстетизм с достижениями определённо реалистического плана. Нет ничего более выстроенного, более согласованного, чем „Короткая встреча“, создание которой немыслимо без самых современных возможностей киностудии, без умелых и именитых актеров; и все же нельзя себе представить более реалистического изображения английских нравов и психологии», — писал Базен . Индийский кинорежиссёр Сатьяджит Рей также крайне высоко оценивал эту картину и назвал её самой значительной британской работой того периода: «Фильм отличался впечатляющей свежестью, которая исходила от экстраординарного творческого почерка Лина, от того, как он раскрывал самые интимные и загадочные черты человеческих характеров в трогательном исполнении Селии Джонсон и Тревора Ховарда. И самое главное — это был воистину британский фильм» .
После этапной «Короткой встречи» Лин поставил два фильма по Чарльзу Диккенсу — « Большие надежды » (1946) и « Оливер Твист » (1948), которые пользовались популярностью в Европе. Сатьяджит Рей назвал первый из них лучшей на тот момент экранизацией Диккенса, а про второй, что он сделан с «потрясающим мастерством ». Однако после обвинений в антисемитизме, по мнению некоторых отразившихся в образе Фейджина из «Оливера Твиста», этот фильм вызвал протесты в Германии и США . В связи с этим он не сразу сумел попасть в американский прокат и вышел там экраны только в 1951 году, причём в сокращённой версии . В 1999 году Британский институт кинематографии включил его в список ста лучших британских фильмов XX века , где он занял 46 место .
В 1947 году стал одним из учредителей академии BAFTA и был избран её председателем. В 1950-е годы он создал несколько наиболее известных своих фильмов: « Мост через реку Квай » (1957), принесший Лину его первый « Оскар »; « Лоуренс Аравийский » (1962), за который Лин был снова удостоен награды американской киноакадемии. Для этой масштабной экранизации перфекционисту Лину понадобился длиннофокусный объектив с фокусным расстоянием 882 мм. Он был сконструирован на заказ и использовался только в одной сцене, действие которой происходит в пустыне. После этого к его помощи другие режиссёры больше не прибегали, а среди кинематографистов он стал известен как «объектив Дэвида Лина» . Про режиссёра стали говорить как о приверженце так называемого «большого стиля», характеризующегося масштабностью постановки, намерением «увязать частную историю или авантюрный сюжет с изображением эпохальных исторических событий». Его отличали скрупулёзность в деталях и проработка всех элементов, что отражалось на увеличении подготовительного и съемочного периодов. Так, над «Лоуренсом Аравийским» он работал три года . Мировой популярностью пользовалась картина « Доктор Живаго » (1965), экранизация романа Бориса Пастернака . После фильма « Дочь Райана » (1970), который имел скромный успех, Лин перестал заниматься режиссурой до 1984 года, когда вышел фильм « Поездка в Индию », ставший последней работой режиссёра. В 1984 году Лин был посвящён в рыцари. Во второй половине 1980-х годов работал над экранизацией полуавтобиографического романа Джеймса Балларда . Продюсером фильма « Империя солнца » выступил Стивен Спилберг , но Лин в конце концов отказался от режиссуры в пользу американского коллеги. В тот же период намеревался поставить картину по роману Джозефа Конрада « Ностромо » (1904), работая над сценарием совместно с Робертом Болтом , но не успел реализовать свой замысел в связи с тяжёлым состоянием здоровья. В 1991 году он скончался от рака в возрасте 83 лет — буквально за несколько дней до начала съёмок .