Высоцкий, Михаил Иосифович
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Ио́сифович Ве́ллер (род. 20 мая 1948 , Каменец-Подольский , Украинская ССР ) — русский писатель .
Родился в потомственной врачебной семье в Каменец-Подольском, где жила с родителями его мать, Сулит Ефимовна Рехтман, врач-гинеколог , выпускница Черновицкого медицинского института . Отец, Иосиф Александрович Веллер (1925—?), ленинградец, после окончания средней школы в 1942 году ушёл в армию, позднее окончил Военно-медицинскую академию , служил в Группе советских оккупационных войск в Германии , в 1951 году в чине майора убыл с семьёй в Забайкальский военный округ под станцию Туринская Забайкальской железной дороги на должность старшего врача тяжёлого танкосамоходного полка 6-й гвардейской танковой армии . Позднее — офтальмолог, кандидат медицинских наук (1965) , заведующий отделением Могилёвской областной психиатрической больницы , впервые в офтальмологической практике использовал местную баротерапию при различных заболеваниях роговицы и радужной оболочки (1971) , составил методические рекомендации Министерства здравоохранения БССР «Побочное действие психотропных препаратов на орган зрения» (1979) , опубликовал другие научные труды в этой области . Дед, Александр Абрамович Веллер (1897—1974), доктор ветеринарных наук, профессор, полковник ветеринарной службы , начальник второго отдела Ветеринарного научно-исследовательского института Красной Армии, заведующий кафедрой оперативной хирургии Ленинградского ветеринарного института .
До шестнадцати лет постоянно менял школы в связи с переездами семьи по гарнизонам Дальнего Востока и Сибири . В 1966 году оканчивает школу № 3 в Могилёве с золотой медалью и поступает на отделение русской филологии филологического факультета Ленинградского университета . После 1-го и 2-го курсов ездит в студенческие строительные отряды на Мангышлак и в Норильск . Становится комсоргом курса, председателем стройкома и членом бюро комсомола факультета [ источник не указан 1506 дней ] .
Летом 1969 года на спор, без денег добирается за месяц из Ленинграда до Камчатки , используя все виды транспорта , и обманом получает пропуск для въезда в погранзону . В 1970 году уходит в академический отпуск . Весной уезжает в Среднюю Азию , где бродяжничает до осени. Осенью переезжает в Калининград , сдаёт экстерном ускоренный курс матроса второго класса и уходит в рейс на рыболовном траулере . В 1971 году восстанавливается в университете, работает старшим пионервожатым в школе и в факультетской стенной газете «Филолог» впервые публикует свой рассказ.
В 1972 году дважды защищает диплом по теме: «Типы композиции современного русского советского рассказа» . Обвинён в формализме , на повторной защите ему оппонировал приглашенный замдиректора Пушкинского дома ( Институт русской литературы АН СССР ) К. Н. Григорьян .
После окончания университета был призван в армию, около полугода служил офицером в артиллерийской части, затем был комиссован . В 1972— 1973 годах работал по распределению в Ленинградской области воспитателем группы продлённого дня начальной школы и учителем русского языка и литературы в сельской восьмилетней школе, откуда уволился по собственному желанию.
Некоторое время работал рабочим-бетонщиком цеха сборных конструкций ЖБК-4 в Ленинграде. Летом 1973 года в качестве вальщика леса и землекопа выезжал с бригадой «шабашников» на Кольский полуостров и Терский берег Белого моря . В 1974 году работал в Государственном музее истории религии и атеизма ( Казанском соборе ) младшим научным сотрудником , экскурсоводом, столяром, снабженцем и заместителем директора по административно-хозяйственной части.
В 1975 году — корреспондент заводской газеты Ленинградского обувного объединения «Скороход» «Скороходовский рабочий», и. о. завотделом культуры, и. о. завотделом информации. Первые публикации рассказов в «официальной прессе». С мая по октябрь 1976 года перегонял скот из Монголии в Бийск , маршрут пролегал по Алтайским горам. Вспоминал это время как лучшее в своей жизни, что нашло отражение в ряде произведений. Тёплый сезон 1978 года отработал вальщиком леса и железнодорожным рабочим в тайге ( Коми АССР ). В 1982 году работал охотником-промысловиком в госпромхозе «Таймырский», в низовьях реки Пясины . Летом 1985 года — в археологической экспедиции в Ольвии и на острове Березань , осенью и зимой — рабочий-кровельщик.
В 1987—1990 годах — заведующий отделом русской литературы журнала « Радуга » в Таллине . Первым в СССР публикует И. Бродского , С. Довлатова , « Остров Крым » [ уточнить ] В. Аксёнова , «Четвёртую прозу» О. Мандельштама .
С 2006 по 2014 год вёл еженедельную передачу на Радио России «Поговорим с Михаилом Веллером», а с 18 октября 2015 года по 27 апреля 2017 — авторскую передачу «Подумать только» на радио « Эхо Москвы » .
Вернувшись осенью 1976 года в Ленинград, переключается на литературную работу, первые рассказы отклоняются всеми редакциями. В 1977—1979 годах посещает семинар молодых ленинградских фантастов под руководством Бориса Стругацкого и студию рассказа при журнале « Звезда ». В 1978 году появляются первые публикации коротких юмористических рассказов в ленинградских газетах. Подрабатывает литературной обработкой военных мемуаров при издательстве « Лениздат » и написанием рецензий для журнала « Нева ».
Осенью 1979 года переезжает в Таллин ( Эстонская ССР ), устраивается на работу в республиканскую газету « Молодёжь Эстонии ». В 1980 году увольняется из газеты и вступает в «профсоюзную группу» при Союзе писателей Эстонии . Появляются первые публикации в журналах «Таллин», « Литературная Армения », « Урал ». С лета по осень путешествует на грузовом судне из Ленинграда в Баку , публикуя путевые репортажи в газете «Водный транспорт».
В 1981 году пишет рассказ «Линия отсчета», где впервые излагает основы своей философии. В 1983 году выходит первый сборник рассказов, который называется « Хочу быть дворником ». На Московской международной книжной выставке-ярмарке права на книгу продаются за рубеж. В 1984 году книга переводится на эстонский , армянский , бурятский языки , отдельные рассказы издаются во Франции , Италии , Голландии , Болгарии , Польше .
Получает рекомендации для вступления в Союз писателей СССР от Бориса Стругацкого и Булата Окуджавы .
В 1988 году в журнале « Аврора » опубликована повесть «Испытатели счастья», в которой продолжает развивать свою философию. Выходит вторая книга рассказов — « Разбиватель сердец ». В том же году Веллера принимают в Союз писателей СССР . В 1989 году выходит в свет книга « ». В 1990 году выходит книга « Рандеву со знаменитостью ». Рассказ «Узкоколейка» публикуется в журнале « Нева », рассказ «Хочу в Париж» — в журнале « Звезда », рассказ «Положение во гроб» — в журнале « Огонёк ». По рассказу «А вот те шиш» поставлен художественный фильм на мосфильмовской студии «Дебют». Основатель и главный редактор первого в СССР еврейского культурного журнала « ». В октябре — ноябре читает лекции по русской прозе в университетах Милана и Турина .
В 1991 году в Ленинграде под маркой эстонского издательства « » выходит первое издание романа « Приключения майора Звягина ». В 1993 году тиражом 500 экземпляров издаётся в Таллине книга новелл « Легенды Невского проспекта ». В этой книге, стилизованной под « городской фольклор », наряду с вымышленными героями автор изображает и реальных персонажей, приписывая им порой вымышленные истории, но читатели воспринимают эту выдумку как правду и смеются над тем, чего не было, но могло быть в соответствии с духом времени. Топ-десятку « Книжного обозрения » 1994 года возглавляет очередное стотысячное издание «Приключений майора Звягина». В том же году читает лекции по современной русской прозе в университете города Оденсе ( Дания ).
В 1995 году петербургским издательством «Лань» массовыми дешёвыми изданиями выпускается книга «Легенды Невского проспекта». Следуют переиздания всех книг в «Лани», издательствах « Вагриус » (Москва), « Нева » (Санкт-Петербург), «Фолио» (Харьков).
С сентября 1996 года по февраль 1997 года полгода проводит с семьёй в Израиле . В ноябре в иерусалимском издательстве «Миры» выходит новый роман « ». Читает лекции по современной русской прозе в Иерусалимском университете . Весной 1997 года возвращается в Эстонию . В 1998 году выходит восьмисотстраничная философская «всеобщая теория всего» « », с изложением теории энергоэволюционизма. В 1999 году — поездка по США с выступлениями перед читателями в Нью-Йорке , Бостоне , Кливленде , Чикаго . Выходит книга рассказов « Памятник Дантесу ». В 2000 году выходит роман « » («Ноль часов»). Переезд в Москву.
Веллер, согласно поиску в Интернете, является автором крылатого выражения « лихие 90-е », которое впервые встречается в 2002 году в его книге «Кассандра» .
В 2001 году написана « » — следующая итерация философии Веллера, написанная тезисно и местами даже академически. Появляется и название философской модели: «энерговитализм». Но уже через два года выходит сборник « Б. Вавилонская », где в рассказе «Белый ослик» она теперь называется «энергоэволюционизм». Там же автор приводит отличительные признаки своей модели. В 2007 году изданы сборник избранных лекций «Перпендикуляр» и роман «Махно».
6 февраля 2008 года решением президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса Михаил Веллер был награждён орденом Белой звезды 4 класса . Орден был вручён 18 декабря 2008 года на неофициальной встрече в посольстве Эстонии в Москве .
В 2009 году вышла в свет книга « Легенды Арбата », в 2010 году — социологический трактат «Человек в системе», в 2011 году — «Мишахерезада». В 2014 году была опубликована книга «Любовь и страсть» — обзор шедевров мировой литературы, посвящённых любви . В 2015 году вышло историческое исследование «Наш князь и хан» и сборник публицистики «Конец подкрался незаметно». В 2016 — роман «Бомж» и сборник публицистики «Накануне неизвестно чего». В 2018 году — сборник эссе «Огонь и агония» и философский трактат «Веритофобия». В 2019 году — философско-политический сборник «Еретик».
С 2019 года ведёт YouTube-канал, на котором публикует видеоролики на литературную и политическую тематики .
В 2020 году уехал из Москвы "в Таллин пережить COVID", где и пребывает (по состоянию на 2022 год). Планирует вернуться .
Член Российского ПЕН-Центра , International Big History Association и Российского философского общества .
Философские взгляды Михаила Веллера излагались им в разных произведениях, начиная с 1988 года, пока не были обобщены автором в единую теорию, названную в итоге энергоэволюционизмом . Основы энергоэволюционизма заключаются в том, что существование Вселенной рассматривается как эволюция первичной энергии Большого Взрыва , и эта энергия связывается в материальные структуры, все более сложные, которые, в свою очередь, распадаются с выделением энергии, и эти циклы идут с ускорением. Существование же человека рассматривается Веллером субъективно как сумма ощущений и стремление к получению максимально сильных ощущений, а объективно — как стремление к совершению максимальных действий по изменению окружающей среды, поскольку человек получает ощущения через действия. Таким образом, человечество, наращивая прогресс цивилизации , захватывает свободную энергию и, преобразуя, выделяет энергию наружу в увеличивающихся масштабах и с увеличивающейся скоростью, преобразуя окружающую материю и тем самым находясь на острие эволюции Вселенной. Категории морали , справедливости , счастья и любви рассматриваются как психологическое и социальное обеспечение для стремления биосистемы к совершению максимальных действий по преобразованию достижимой части Вселенной. Конец истории экстраполируется как действие постчеловечества по выделению всей энергии вещества Вселенной, то есть, фактически, Нового Большого Взрыва, который уничтожит нашу Вселенную и явится зарождением Новой .
В качестве своих предшественников в статье «Информационно-теоретическое предшествие энергоэволюционизма» («Вестник российского философского общества» № 2, 2012) и других работах сам Веллер называет многих философов, прежде всего:
Придерживается консервативных убеждений и традиционных ценностей, постоянно высказывается на эту тему в публицистике и многочисленных телевизионных шоу. Но в 2011 году Михаил Веллер призвал голосовать за КПРФ , утверждая, что это единственная оппозиционная партия, способная победить на выборах и тем обеспечить хотя бы сменяемость власти, которая лучше несменяемости. Веллер заявил, что голосовать нужно обязательно, даже если не нравится ни одна партия, так как «хоть что-то в этих авгиевых конюшнях будет прочищено» .
В интервью, данном им в августе 2012 года, Веллер предсказал, что через полтора года в стране неминуемо произойдёт крах существующей власти, однако, по его мнению, «очень сомнительно», что к власти придут коммунисты .
В мае 2014 года, характеризуя политико-экономическую ситуацию в России, отметил: «Доходы теперь перераспределяются так, чтобы верхушка получала настолько много, насколько можно, а низам давали бы настолько мало, насколько можно» .
В июне 2020 года в своей статье в газете « Аргументы и факты » выступил против движения BLM и заявил, что «Запрет на информацию об интеллектуальной и психической неодинаковости рас — это путь к извечной расовой вражде» .
В октябре 2022 года обратился к Съезду народных депутатов России в изгнании с подробной переустройства российского государства .
Философ Давид Дубровский критиковал Веллера за дилетантизм в области философии, характеризуя энергоэволюционизм как «смесь банальностей, общих мест с теоретически неясными, некорректными утверждениями» . Дубровский цитирует интервью с Веллером:
«Вы меня извините, в современной России не существует философии, кроме, простите великодушно, моего энергоэволюционизма»
Михаил Веллер, Независимая газета, 29 мая 2008 .
Сергей Довлатов писал Андрею Арьеву :
Что делается с сов. литературой? У нас тут прогремел некий М. Веллер из Таллина, бывший ленинградец. Я купил его книгу, начал читать и на первых трёх страницах обнаружил: «Он пах духами» (вместо «пахнул»), «продляет» (вместо «продлевает»), «Трубка, коя в лавке стоит 30 рублей» (вместо «коия», а ещё лучше — «которая»), «снизошёл со своего Олимпа» (вместо «снизошёл до»). Что это значит?
Неоднократно со скандалом уходил из теле- и радиоэфиров.
21 апреля 2011 года Михаил Веллер со скандалом покинул ток-шоу Андрея Малахова на Первом канале «Пусть говорят», мотивируя свой уход пошлостью темы: обсуждение любовницы премьер-министра Италии .
8 декабря 2016 года Веллер демонстративно покинул ток-шоу Андрея Норкина «Место встречи» на НТВ, выведенный из себя постоянным перебиванием ведущей Ольги Беловой, не позволявшей ему продолжить мысль .
15 марта 2017 года на съёмках программы «Право голоса» на канале ТВЦ Михаил Веллер сбил со стола перед собой стакан с водой на пол и ушёл из студии, оскорбившись тем, что ведущий Роман Бабаян обвинил его во лжи в вопросе о предоставлении гражданства русскоязычным жителям Эстонии .
27 апреля 2017 года Михаил Веллер во время прямого эфира в программе «Особое мнение» на « Эхе Москвы » с ведущей Ольгой Бычковой , с которой и раньше имел столкновения в передачах «Своими глазами» и «Особое мнение» , после отказов ведущей перестать перебивать его вышел из себя, кинул в стену микрофон и чашку с водой и ушел, обругав ведущую . Главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов заявил, что приостанавливает сотрудничество с Веллером до принесения писателем извинений . В свою очередь, Веллер потребовал извинений «за оскорбительное поведение ведущей», а до того освободил радиостанцию от своих услуг .
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|