Interested Article - Баст

Погребение священной кошки . Худ. Джон Рейнхард Вегелин (1886)

Баст , или Бастет ( егип. bȝstt ) — древнеегипетская богиня, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. Считалась защитницей фараона и бога солнца , покровительницей беременности и деторождения, защитницей от заразных болезней и злых духов.

Бастет впервые упоминается в 3 тысячелетии до нашей эры в Бубастисе ( Нижний Египет ) и изначально изображается в виде свирепой львицы или женщины с головой львицы (как Сехмет ). Две тысячи лет спустя, во время Третьего переходного периода , Бастет и Сехмет стали характеризоваться как два аспекта одной и той же богини: Сехмет представляла воительницу, а Бастет, которую всё чаще изображали в виде кошки, представляла более мягкий аспект.

Имя

Баст — вариант произношения имени, принимаемый большинством современных египтологов. Древнеегипетское слово «bȝstt» ('ȝ' — алеф) состоит из «bȝst-» и женского окончания «-t». Древние египтяне не записывали гласные звуки, поэтому слово могло звучать «Баст» или «Бастет» .

Мифология

Отец её — бог Солнца; мать — Хатхор -Луна. Богиня небес Нут — её сестра, а Хонсу — брат.

Атрибут Баст — музыкальный инструмент систр . Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия. Сын Баст — Махес .

Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).

К концу Древнего царства в некоторых случаях Баст отождествлялась с Сехмет и Тефнут , в Новом царстве — с Мут и Хатхор . Бастет (греч. Бубастис) отождествлялась греками с Артемидой (реже — с Афродитой ) .

Культ

Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества. Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями. И даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Бастет .

Расцвет её почитания начинается со времени XXII династии (с X века до н. э.), хотя известны и более древние упоминания храма богини (начиная как минимум с Аменемхета I в XX века до н. э.), также исследователи не исключают, что поклонение самой Бастет зародилось в городе ранее II тысячелетия до н. э.

Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X—VIII веках до н. э. — город Бубастис . Верховный жрец богини Бастет носил титул Ур-суну — «Великий врачеванием» :112 .

Геродот описал святилище Баст следующими словами :

Оно целиком, за исключением входа, лежит на острове. Ведь из Нила ведут два канала, до входа в святилище идущие отдельно. Они обтекают храм с обеих сторон. Каждый канал шириной в 100 футов и осенён деревьями. Преддверие же высотой в 10 оргий и украшено замечательными статуями в 6 локтей вышины. А святилище расположено посреди города, и вид на него открывается из всех частей города. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своём прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению [из города] со всех сторон. Оно ограждено стеной, украшенной рельефами, а внутри его — роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. Длиной и шириной священный участок с каждой стороны в одну стадию . От входа ведёт дорога, мощённая камнем, около 3 стадий длиной, через городскую рыночную площадь на восток. Ширина её 4 плефра . По обеим сторонам дороги стоят высокие до небес деревья.

В Бубастисе существовал также некрополь мумифицированных кошек, посвящённых Баст (найден в 1887—1889 годах египтологом Э. Навиллем ) . Также немецкие археологи подтвердили наличие здесь кремационных печей для кошек .

Фестиваль Баст

Геродот рассказывает о популярном среди прочих фестивале в честь богини-кошки Баст, когда люди плывут по реке, играют на систрах и флейтах, хлопают в ладоши и поют :

Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвёртые стоят и задирают [подолы] своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700000 людей обоего пола, кроме детей.

Хотя приведённая Геродотом цифра в 700 тысяч празднующих явно преувеличена, вероятно, празднество было значительным не только для жителей города, но и для посещающих его паломников со всего Древнего Египта .

См. также

Примечания

  1. Raymond Faulkner, Concise Dictionary of Middle Egyptian, David Brown Book Co.
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. «У египтян Аполлон называется Ором, Деметра — Исидой, а Артемида — Бубастис.» Геродот, 2. 137.
  4. Рак И. В. «Египетская мифология» // . — Издание 2-ое, переработанное и дополненное. — СПб. : «Журнал „Нева“» , , 2000 . — 3000 экз. 10 октября 2010 года. . Дата обращения: 23 февраля 2011. Архивировано 10 октября 2010 года.
  5. «Хотя и другие египетские города расположены высоко, однако, по-моему, самые значительные насыпи находятся у города Бубастиса. В этом городе стоит знаменитый храм [богини] Бубастис. Есть, правда, и другие ещё более обширные и великолепные святилища, но ни одно из них так не радует взор, как этот храм.» Геродот, 2. 156
  6. Древний Египет. Энциклопедия. — « », 2008.
  7. Геродот. 137, 59, 60 // Книга 2: Евтерпа / Перевод и примечания Г. А. Стратановского. — История .
  8. Naville E. Bubastis (1887—1889).
  9. «MDAIK II» (Ежегодник Германского археологического института в Каире № II).
  10. Коростовцев М. А. . — М. : Наука, 1976. 20 октября 2011 года.
Источник —

Same as Баст