Interested Article - Маскавская Мекка

«Маска́вская Ме́кка» — роман российского писателя Андрея Волоса . «Маскавская Мекка» попала в лонг-лист Букеровской премии 2004 года . Роман — фантастический , гротескный , сатирический и внешне резко отличается от предшествующего ( реалистического ) творчества Волоса .

Сюжет и Россия будущего

«Маскавская Мекка» — это роман - антиутопия или лирическая социальная притча , предлагающий два возможных сценария будущего России и, соответственно, две сюжетные линии . Одна из них разворачивается в двадцатимиллионном мегаполисе Маскав (« Москва » в таджикской транскрипции ), где футуристическая роскошь соседствует с нищетой 1990-х годов. Маскав — автономное государство, участник большей по размерам федерации, управляемое меджлисом, чрезвычайно развитое технически . Население Маскава чрезвычайно пестро в этническом и религиозном плане; в нём наиболее многочисленны славяне и выходцы из мусульманских стран. Здесь произошёл «синтез мусульманской и европейско- христианской культур в технически крайне усовершенствованном мире» , мусульманский полумесяц возвышается над Новодевичьим монастырем , « вот эта длинная стрела, пересекающая центральную часть Маскава, — это проспект Слияния… Левее купол храма Христа Спасителя , рядом купол мечети Праведников… А острый свет, уходящий в небо, — это игла минарета Напрасных жертв » . Однако, как указывает сам автор, проблемы возникают не на национальной, а на социальной почве . Маскав перенёс бурные потрясения, которые привели к «Слиянию», установлению режима веротерпимости. В городе действуют православная казачья и мамелюкская милиции . Роскошный центр города («Рабад-центр», по арабски « рабад » — «пригород», «слобода» ) накрыт огромным куполом, под которым всегда сияет искусственное солнце. Запущенные окраины Маскава населены низшими слоями населения. Беднота не может позволить себе «беби-мед» (без которого нельзя родить ребёнка), потребляет «корк». Некоторые жители Маскава добиваются разрешения на поездку в Гумкрай.

Вторая сюжетная линия происходит в Голопольске, районном центре Гумкрая (Гумунистического края), погружённом в атмосферу 1950-1970-х годов с партийным («гумратийным») управлением, разрухой , идеологическим диктатом, бесчеловечными лагерями. Гумкрай — деревенская страна с русским населением. Роль главного идеологического символа в Гумкрае играет памятник Ленину , который местные жители называют «Виталин». Заботы партийного функционера Твердуниной сосредоточены вокруг вопросов хозяйства (удои, урожаи), идеологии (строительство мавзолея для разрушившегося памятника Виталину), мобилизации для помощи революционерам Маскава. Гумунизм ( коммунизм / гуманизм ) в романе Волоса приобретает мистический колорит: повышение гумкраевцев по партийной линии сопровождается обрядом, проведением по «директиве Ч-тринадцать»: каждого назначенца сначала убивают, а потом погружают в болото , откуда убиенный рождается заново, после функционера поят кровью петуха .

Обе сюжетные линии содержат любовные истории. В Маскаве бывший физик, безработный Найденов, случайно находит билет на «кисмет-лотерею» («кисмет» по-тюркски « судьба ») и отправляется на розыгрыш в отель «Маскавская Мекка», чтобы вырвать свою семью из нищеты. Участник кисмет-лотереи может выиграть огромные деньги, а может и проиграть, но расплачиваться в этом случае ему придется частями собственного тела или жизнью. Жена Найдёнова Настя, предчувствуя дурное развитие событий, обращается за помощью к их общему другу, Сергею, влюблённому в неё. Сергей — олигарх , тайно спонсирующий леворадикальное движение, гибнет во время начавшихся антиправительственных беспорядков, которые однако спасают проигравшегося на лотерее Найденова. Найденову удаётся с помощью Насти вырваться из отельной тюрьмы — зиндана, они теряются при попытке бежать в Гумкрай.

Любовный треугольник есть также во второй сюжетной линии. Страсть вспыхивает между вторым секретарём обкома Мурашиным и гумратийной функционером Твердуниной, но заканчивается тем, что угрожающий скандалом первый секретарь обкома Кандыба склоняет Твердунину к близости.

Персонажи

Маскав

  • Андрей Найденов — безработный физик;
  • Настя — жена Найденова;
  • Сергей Кримпсон-Худоназаров — олигарх, однокурсник Найденова;
  • Денис — пилот ситикоптера Сергея;
  • Зарац — лидер леворадикального движения;
  • Бабец, Фитиль, Фаридка — участники разгрома «Рабад-центра»;
  • Цезарь Топоруков — организатор кисмет-лотереи, бывший карманник;
  • Сандро Габуния — бывший компаньон Топорукова;
  • Семён Клапшток — тележурналист;
  • Балабуга — генерал мамелюкской милиции.

Голопольск

  • Александра Твердунина — ратийный функционер;
  • Игнатий Твердунин — её муж;
  • Витюша — водитель Твердуниной;
  • Николай Мурашин — второй секретарь обкома;
  • Петя — его водитель;
  • Глинозубов — председатель колхоза «Зоря гумунизма»;
  • Кандыба — первый секретарь обкома;
  • Клопенко — глава районного УКГУ (органы госбезопасности);
  • Горюнов — капитан милиции, начальник лагеря;
  • Евсей Евсеевич Емельянченко — архитектор;
  • Олег Митрофанович Бондарь — начальник строительного управления;
  • Глючанинов — генерал;
  • Петраков — начальник мехколонны;
  • Савелий Трифонович Горюнов — учитель физики, отец Горюнова;
  • Кирьян Попонов — плотник;
  • Коля Евграфов — маляр.

Критика

По мнению критика Ильи Кукулина, «сюжет в некоторых отношениях совершенно уникален: это художественная (а не декларативная) реализация конфликта, который складывался на протяжении 1990-х годов в постсоветской прозе… Этот конфликт — восприятие советской и постсоветской истории в качестве двух несовместимых и борющихся кошмаров… Волос не только антиутопичен, но и принципиально пессимистичен: советская история вызывает у него такую же иронию, как у Войновича и Аксенова , а постсоветскую ситуацию он воспринимает почти с таким же ужасом, как Проханов » . Критик обращает внимание, что роман, как обычно для жанра антиутопии, насыщен неологизмами разного происхождения (английского, арабского, тюркского) .

По мнению критика Татьяны Терновой, «в тексте Волоса предлагается социально-историческая интерпретация апокалипсиса . Согласно концепции его книги, расплата за грехи, трактуемые как социально-исторические ошибки человечества, уже наступила, и осуществляется эта расплата именно в пределах реальности» .

По мнению критика Бориса Ланина, «Маскавская Мекка» — «самый неудачный роман Волоса… Андрею Волосу, обычно кропотливо выписывающему детали, здесь недостает точности, достоверности и чувства юмора» .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 20 сентября 2009. 4 ноября 2012 года.
  2. . Дата обращения: 20 сентября 2009. 15 августа 2007 года.
  3. . Дата обращения: 20 сентября 2009. 22 апреля 2017 года.
  4. . Дата обращения: 20 сентября 2009. 5 марта 2016 года.
  5. . Дата обращения: 20 сентября 2009. 25 мая 2013 года.

Литература

  • Волос А. Маскавская Мекка . — М.: ZebraE / Эксмо, Деконт+, 2003. — 414 с. ISBN 5-94663-178-0
Источник —

Same as Маскавская Мекка