Interested Article - Саругаку

Труппа саругаку на мацури в храме Касуга тайся в Наре

Саругаку ( яп. 猿楽 саругаку , «обезьянья музыка») («Синсаругакуки», яп. 新猿楽記 ) — театрально-песенные представления, которые исполняли бродячие труппы, начиная с VIII века , вид японского народного фарса , содержащего акробатику, клоунаду, жонглирование, хождение на ходулях, танцы и песни, фокусы и т. д.

Происхождение

В Японии традиционно считается, что театр но создали бродячие мимы саругаку-хоси («хоси» — монах ), чье искусство было распространено уже в VIII веке . Нищие бродячие актёры увеселяли народ на дорогах и в деревнях представлениями саругаку, включавшими акробатику, клоунаду , жонглирование , хождение на ходулях, танцы , фокусы. «Саругаку» нередко переводится в европейской литературе как «monkey music», однако японские исследователи считают, что в обоих вариантах написания слова «саругаку» ( яп. 猿楽/申楽 ) первый иероглиф употреблен фонетически и смысловой нагрузки не несет .

По словам доктора искусствоведения Н. Г. Анариной, к началу XI века актёры саругаку-хоси разыгрывали и сюжетные фарсовые сценки, сопровождавшиеся кратким комическим диалогом или монологом, которые создавались методом импровизированной игры .

Развитие жанра саругаку

Игры саругаку пользовались всеобщей любовью, и, видя это, служители святилищ и монастырей начали оказывать исполнителям своё покровительство. С XI века представления бродячих актёров саругаку-хоси стали включаться в программу общественных и религиозных празднеств, а в XII веке при ряде храмов в близлежащих от столицы провинциях жили свои исполнители саругаку, которые объединились в цехи дза ( яп. , « труппа ») . Актёры выступали в дни праздничных богослужений, после мистериальных действ, среди которых самыми распространенными были синтоистские кагура и , а также буддийские . Есть сведения, что уже в 1246 году представления саругаку включали в себя песни и танцы под музыкальный аккомпанемент .

От саругаку к но

Сосуществование простонародного саругаку с культовыми действами на территории храмов повлияло на дальнейшую судьбу этого искусства. Оседлая жизнь при храмах способствовала повышению исполнительского мастерства актёров, для них впервые также возникла возможность обучиться грамоте, ознакомиться с буддийскими текстами, литературой и поэзией. Это привело к изменению содержания представлений саругаку, перешедших от изображения бытовых и сатирических сцен к религиозно-философским темам. Новые пьесы, придуманные актёрами саругаку-хоси, получили название но , а их представление стало именоваться саругаку-но но .

Саругаку, дэнгаку и сангаку

Существует точка зрения, согласно которой как дэнгаку ( яп. 田楽 , «музыка рисового поля») , так и саругаку можно считать продуктом местного восприятия заимствованного из Китая искусства ( яп. 散楽 , «разнообразные развлечения») — различных видов развлекательных представлений, начиная от танцев и кончая акробатикой и шпагоглотанием .

Вначале актеры дэнгаку выступали с ритуальными танцами под музыку флейт, барабанов и трещоток во время крестьянских праздников, к чему добавляли, впрочем, весьма дозировано, жонглирование, акробатику, фокусы. Подобные представления вошли в моду в XII—XIII веках, когда актеры стали выступать при императорском дворе, на виллах вельмож, во время вечеринок аристократов и высокопоставленных самураев . Это искусство в своей сценической форме оставалось довольно примитивным, и потому со временем было вытеснено другим производным от сангаку. Юмористические мимические сценки, ставшие центральным жанром этого вида искусства, привели к смене названия. Вместо сангаку стали говорить саругаку .

Подобные представления с начала XIII века широко распространились по Японии, став непременной составной частью религиозных праздников, причем не только в храмах , но и на рыночных площадях. Так как время широкого распространения саругаку и дэнгаку примерно совпадает, а форма и стиль исполнения часто были трудноразличимы, актёры и тех, и других дза могли принимать участие в одних церемониальных представлениях.

Примечания

  1. Витязева О. Г. // Вестн. Новосиб. гос. ун-та : Серия: История, филология. — 2013. — Т. 12 , № вып. 4 . — С. 166–176 . — ISSN .
  2. Анарина Н. Г. История японского театра. Древность и средневековье: сквозь века в XXI столетие. — М. : Наталис, 2008. — 336 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-8062-0290-2 .
  3. Leiter S. L. (англ.) . — Scarecrow Press, 2006. — 632 p. — (Historical Dictionaries of Literature and the Arts). — ISBN 0-8108-5527-5 .

Литература

  • Анарина Н. Г. Японский театр но. — М. : Наука, 1984. — 216 с. — 10 000 экз.
  • Ortolani B. : [ англ. ] . — Princeton University Press, 1995. — 375 p. — ISBN 0-691-04333-7 .
Источник —

Same as Саругаку