Эвенор и Левкиппа
- 1 year ago
- 0
- 0
«Левкиппа́ и Клитофо́нт» ( др.-греч. Τὰ κατὰ Λευκίππην καὶ Κλειτοφῶντα ) — любовный роман Ахилла Татия , написанный приблизительно в конце II века н. э., один из пяти классических греческих романов .
В романе рассказывается о любви двух молодых людей, Левкиппы и Клитофонта. Левкиппа — дочь византийского стратега Сострата. Клитофонт — двоюродный брат Левкиппы, житель Тира . В Византии идет война, и Левкиппа с матерью переезжает к родным в Тир, к отцу Клитофонта. Молодые люди влюбляются друг в друга и, боясь помехи со стороны родных, убегают из родительского дома. Их сопровождает Клиний, родственник Клитофонта и его большой друг. Беглецы терпят кораблекрушение, спасаются, снова нанимают корабль, попадают в руки разбойников, освобождаются из плена и прибывают в Александрию. Там Левкиппу с помощью своих товарищей похищает влюбившийся в неё разбойник Херей. Во время погони за разбойниками Клитофонт видит инсценировку казни Левкиппы и оплакивает её смерть. В Клитофонта же влюбляется молодая, красивая и богатая вдова по имени Мелита и добивается от Клитофонта согласия ехать с ней в Эфес , чтобы там сочетаться с ней браком. Клитофонт, сначала отвергавший Мелиту, теперь, считая Левкиппу умершей, дает своё согласие на брак с ней. В Эфесе Клитофонт узнает в одной из рабынь Мелиты Левкиппу. В это же время неожиданно возвращается домой считавшийся погибшим муж Мелиты, Ферсандр , который яростно набрасывается на Клитофонта, бьет его и заключает в темницу. Сосфен, управляющий имением Мелиты, предлагает Левкиппу в любовницы Ферсандру. С большим мужеством Левкиппа отвергает притязания Ферсандра. С помощью Мелиты Клитофонт бежит из тюрьмы, но снова попадает в руки Ферсандра и вторично оказывается в тюрьме.
Желая сделать невозможным какие-либо сношения Левкиппы с Клитофонтом, Ферсандр подсылает в темницу подкупленного человека, который под видом мнимого узника рассказывает Клитофонту, что Левкиппа якобы погибла от руки убийцы, подосланного Мелитой. Клитофонт впадает в отчаяние и, обвиняя во всем Мелиту, ищет смерти, заявив на суде о своей причастности к убийству Левкиппы. Суд приговаривает Клитофонта к казни, но решает подвергнуть его сначала пытке, чтобы выявить соучастие Мелиты. Появление священного посольства во главе с Состратом, отцом Левкиппы, временно спасает Клитофонта. Процесс начинается снова, и Ферсандр обвиняет свою жену в измене, требуя возврата себе Левкиппы как развратной и беглой рабыни. Происходит испытание целомудрия Левкиппы и верности Мелиты. Благодаря вмешательству божества все оканчивается благополучно для Мелиты и для влюблённых. Ферсандр посрамлен и спасается бегством. Роман кончается свадьбой Левкиппы и Клитофонта.
Ахилл Татий берет готовую трафаретную схему, по которой идет композиционное построение любовного романа. Но при этом роман весь проникнут иронией и до известной степени может рассматриваться как своеобразная пародия на типовые любовные романы. Это относится и к шутовскому «жертвоприношению» Левкиппы, и к её тройной мнимой смерти. Сцена испытания её целомудрия, так же, как и Мелиты, проникнута несомненным оттенком иронии. В комическом свете выставляет Ахилл Татий своего героя Клитофонта, три раза подвергающегося побоям. Клитофонт, прикрываясь страхом перед Эротом , изменяет Левкиппе с Мелитой, считая, что он занимается «исцелением страждущей души».
В отличие от более ранних романов рассказ ведется от первого лица — Клитофонта. Повествование прерывается то длинными речами-монологами, то рассуждениями на различные темы, часто носящими характер риторических упражнений. Встречается много вставных рассказов , сказок, мифов (например, миф о Филомеле , сказка о Фениксе , рассказ о свойствах слона, о любви среди животных и растений, история Харикла).
«Левкиппа и Клитофонт» совпадает по времени своего написания с так называемой « второй софистикой », и влияние риторики на это произведение было весьма значительным. Рассуждения на различные темы и речи написаны в тщательно отделанном стиле, с широким применением антитез , аллитераций , гипербол и метафор , не всегда удачных. Сама манера письма Ахилла Татия, широкое применение риторики, с её искусственным стилем и множеством ученых экскурсов и сентенций, говорит за то, что роман предназначался для развлечения образованной публики, способной оценить все тонкости языка и стиля.
Аннотация Фотия к роману в его «Библиотеке» гласит:
Слог и композиция превосходны, стиль необычен, а фигуры речи там, где они применяются, достигают своей цели. Периоды, как правило, афористичны, ясны и приятны для слуха. Но непристойность и нечистоплотность чувств вредят его суждениям, наносят ущерб серьёзности и делают книгу неприятной или вовсе неподходящей для чтения.
Эта оценка веками применялась практически без изменений, и почти в тех же выражениях звучит, например, в Британской энциклопедии 1911 года и словаре Брокгауза и Ефрона . Современные исследователи склонны скорей подчеркивать оригинальность романа.
Большое количество рукописей говорит о популярности романа. Частичный латинский перевод был напечатан в 1544 , полный появился в 1554 . Первое издание греческого оригинала вышло в Гейдельберге в 1601 , в 1640 вышло лейденское издание Клавдия Салмазия . Первое критическое издание вышло в Лейпциге в 1821 .
Существуют переводы на многие языки. Первый русский перевод был сделан группой АБДЕМ в 1925 , перевод Валентины Чемберджи для « Библиотеки всемирной литературы » был выполнен в 1969 .
Роман пользовался большой популярностью в Византии . Лев Математик (IX век) посвятил ему эпиграмму , вошедшую в « Палатинскую антологию »:
В любви несчастной целомудренную жизнь
Показывает Клитофонтов наш рассказ,
А скромности вершина — жизнь Левкиппина.
Всех изумляет, как побои лютые
Она, волос лишенье, унижения
И, молвить страшно, трижды смерть перенесла.
А если, друг, захочешь скромным быть и ты,
Нескромных эпизодов не касаясь здесь,
Усвоить надо главную романа мысль,
Что брак венец есть целомудренной любви.
По мотивам романа написаны первые главы «Жития Галактиона и Эпистимии» Симеона Метафраста (X век). Галактион — святой подвижник, связанный узами аскетического брака с Эпистимией, над которой он сам совершил обряд крещения.
Роман Ахилла Татия послужил образцом для романа « Повесть об Исминии и Исмине » ( XI век ).
Русские переводы: