Рихтгофен, Вольфрам фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Во́льфрам фон Э́шенбах ( нем. Wolfram von Eschenbach , около 1170 года , Эшенбах — около 1220 года ) — один из крупнейших эпических поэтов немецкого Средневековья . Происходил из знатного (титул «hêr»), но обедневшего рода, вёл жизнь служилого рыцаря и миннезингера .
Перу Вольфрама фон Эшенбаха принадлежат следующие романы:
Своего полного развития образ Виллегальма достиг только у продолжателей романа ( , Ульрих фон Тюргейм ). «Титурель» и «Виллегальм» отмечены (особенно «Титурель») высокими поэтическими достоинствами, однако величайшим созданием Вольфрама фон Эшенбаха бесспорно является его «Парцифаль», в котором литература феодализма на его закате нашла своё наиболее яркое выражение.
В романе Вольфрама, как и у его французского предшественника Кретьена де Труа , легенда о святом Граале сливается с историей Парцифаля , ищущего духовно-нравственного совершенства. Несмотря на довольно большую близость некоторых частей «Парцифаля» к его французскому прототипу, отразившийся в нём перелом в идеологии средневекового рыцарства — замена идеала чисто светской куртуазии мистическими устремлениями — и высокое поэтическое мастерство Вольфрама делают роман произведением вполне оригинальным, своими художественными достоинствами превосходящим создания предшественников.
Жажда чуда, любование чудесным — основные мотивы творчества Вольфрама. Отсюда не только патетика Грааля и дивного замка Монсальвата , но и склонность ко всему редкому, легендарному (фантастическая флора и фауна: единорог , стерегущие золото грифоны , крылатые драконы , птица феникс , обладающие скрытыми силами травы и пр.).
В поисках чудесного Вольфрам набредает на странные образы, причудливость которых, усиливаемая ярким мистическим фоном, заставляет говорить о готических чертах его творчества. Для Вольфрама как для истинного представителя феодальной культуры всё освещено двойным светом, за внешней формой явления он всегда видит его внутренний тайный смысл; поэтому он так склонен к аллегориям , к таинственным намекам.
Чрезмерное пристрастие к иносказательному, а также обилие богословского и схоластического материала, делает очень сложным стиль Вольфрама.
Также известны лирические произведения Вольфрама. Здесь он придерживается традиционных форм куртуазной лирики (например, альба ), но вносит в неё отрицание традиционной куртуазной тематики, отвергая радости тайной «незаконной любви» как недостойные рыцаря : такова эволюция идеала любви, характерная для позднего средневековья. Ф. Энгельс заметил по поводу песен, которые изображают тайное свидание рыцаря с женой сеньора: «наш старый Вольфрам фон Эшенбах оставил на ту же щекотливую тему три чудесные песни, которые мне нравятся больше, чем его три длинные героические поэмы» .
Эпический характер дарования Вольфрама выявляется во введении в лирические пьесы конкретной символики: так забрезживший день, разлучник влюблённых, превращается у Вольфрама в страшное чудовище, которое взбирается по утренним облакам, разрывая их своими когтями. В произведениях Вольфрама отражается психоидеология тех кругов средневекового рыцарства, из недр которого вышли духовные братства: тамплиеры и иоанниты . Сюжет поэмы Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» в XIX веке был значительно переработан Р. Вагнером и послужил основой для его одноимённой музыкальной драмы Парсифаль .
Вольфрам фон Эшенбах — один из персонажей оперы Рихарда Вагнера « Тангейзер ». В честь одного из героев романа Вольфрама фон Эшенбаха «Титурель» назван астероид (502) Сигуна , открытый в 1903 году.
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939 .