Interested Article - Верноподданный
- 2020-01-13
- 1
« Верноподданный » ( нем. Der Untertan ( немецкий: [dɛɐ̯ ˈʊntɐtaːn] ); дословно — Субъект ) — один из самых известных романов немецкого писателя Генриха Манна , который был завершён автором во время июльского кризиса 1914 года , незадолго до начала Первой мировой войны .
С 1912 года отрывки публиковались в сатирическом журнале « Симплициссимус ». В 1914 году началась публикация романа, которая была остановлена с началом Первой мировой войны по цензурным причинам ; в 1915 году вышел перевод с рукописи в Российской империи . Отдельной книгой на немецком роман был издан в 1918 году в Лейпциге Куртом Вольфом .
Произведение, вызвавшее многочисленные дискуссии, трактовалось в советской критике как первый антифашистский роман .
Сюжет
В центре повествования — жизнь Дидериха Геслинга ( Геслинг — от нем. hässlich «отвратительный, скверный»), иронично рассказанная Манном.
Геслинг является фанатичным, раболепным поклонником немецкого императора Вильгельма II , на протяжении всей жизни он публично поддерживает идеи, выдвигаемые режимом (важность мужества, патриотизма, милитаризма и христианской морали), хотя на деле является лицемерным конформистом, оппортунистом , готовым помочь противникам. Часто герой говорит о храбрости, но сам остаётся трусом; он решительно поддерживает немецкую армию, но пытается любой ценой избежать военной службы; крупнейшими политическими противниками власти являются революционные социал-демократы, при этом Геслинг помогает кандидату от СДПГ .
Критика и восприятие
В 1918 году в Германии произошла революция, благодаря которой автор смог опубликовать роман в Германии, и после выхода книга стала самым популярным произведением писателя: почти сразу было продано 100 000 экземпляров, и во всей его писательской карьере это был единственный случай настолько громкого успеха. Тем не менее, роман получил множество отрицательных отзывов: например, правая общественность послевоенной Германии обвинила писателя в «предательстве» или даже «коммунизме»; с другой стороны, было и множество положительных отзывов о «рассказе о доверчивых людях, соблазненных властью» .
Примером неприятия романа со стороны патриотов и правых был отзыв Томаса Манна , брата автора: Томас Манн во время Первой мировой войны публично поддерживал Германскую империю, в то время как Генрих выражал протест против войны и государства в романе и своём эссе «Золя», где писал, что поражение Германской империи приведёт к свержению режима и установлению демократии. Томас Манн назвал роман безответственной социальной сатирой, клеветой на Германию и «чистой чепухой», и писал, что «и если бы она заслуживала более благородного имени, более благородного, чем имя международной клеветы и национальной клеветы, то это было бы: безжалостный эстетизм» . В качестве развёрнутой критики в том числе и того, что Томас увидел в творчестве брата, он написал книгу « », которую опубликовал незадолго до поражения Германии в 1918 году: в ней он защищал имперский авторитаризм и сожалел, что Россия не стала союзником Германии в войне против Запада. В этой книге он провёл черту между «Германской культурой», которую представляла Германия, и «Западной цивилизацией», которую представляли Франция и Англия, относя к «Западной цивилизации», политику, сатиру, Просвещение и рационализм, а к «культуре» — музыку, иронию, традиции (в т. ч. и традиционную семью) и иррационализм; на этом основании Томас называл Генриха, демократа и автора политико-сатирического романа «писаталем-цивилизатором», угрожающим «культуре», противопоставляя его творчество своему, основанному на иронии .
С другой стороны, роман приветствовали в левой среде: германские экспрессионисты, чьё движение также было объектом критики в «Рассуждениях аполитичного», приветствовали роман как «давно назревшую инъекцию политической крови в немецкий народ». Ноябрьская революция и роман сделали Генриха Манна в публичным интеллектуалом, чьи произведения находились в центре дебатов и за пределами Веймарской республики, автор которых были известен как участник Ноябрьской революции, работавший вместе с революционером Куртом Эйснером , лидером революционного баварского государства .
После Второй мировой войны роман был отвергнут критиками, утверждавшими, что сатира по определению является низшей формой искусства; некоторые отвергли роман как «исторически неточный», заявив, что тип Геслинга «слишком плох», чтобы быть реальным; с другой стороны, роман снова стал бестселлером, и поддерживающие критики описали его как великое произведение мировой литературы, отличающееся «пророческим» изображением «типичного вильгельмовского немца» и его психологическими предрасположенностями, которые наиболее ярко проявились авторитарной личности 1930-х годов и установлении нацистского режима ; Курт Тухольский назвал роман «гербарием немца» . Роман достиг пика своей популярности в ГДР и Советском Союзе, где его считали чуть ли не первым «антифашистским романом» и «шедевром буржуазно-реалистической литературы»: «политическое чутьё подсказывало автору „Верноподданного“, что, как только фашисты добьются власти, мир будет в опасности: они непременно развяжут новую мировую войну „в интересах своих кредиторов“. Он понимал, что национализм, расовая теория, легенда об исключительности природы немцев, якобы призванных повелевать другими народами, — всё это было в руках Гитлера мощным оружием, которым он широко пользовался для фашизации общественной и политической жизни Германии, для подготовки масс к участию в войне за новый передел мира...» Трактовка произведения как «первого антифашистского романа» подкреплялась цитатой автора:
Когда я его создавал, у меня было наглядное представление, но не было пока термина для не родившегося ещё фашизма .
Современный критик Фредерик Бетц считает роман «одним из величайших политических романов ХХ века», изобразившим конфликт между властью и демократическими принципами. . Роман и по сей день часто проходят в школах Германии .
Среди проблем художественной структуры романа, которые, по её мнению, остаются в тени «оценок его политического измерения», Карин В. Гуннеманн отмечала «непоследовательность сюжета» и «запутанный лабиринт интриг и преувеличенное описание фактов», которые Манн использует как «элементы мира, который он хочет изобразить» .
Анализ
Следуя форме традиционного романа воспитания, Манн высмеивает становление немецкого буржуа ; пародируя традиционный жанр, автор представил свой взгляд на жизнь в имперской Германии как «пародию на саму себя, на идеологии и события», на национальную гордость, волю к господству над миром и пародию на реализм, поскольку империалисты «отказывались уважать всё, что не могли уничтожить пушки, и презирали невидимые вещи, живущие в уме», как писал Манн в предисловии 1929 года . Через высмеивание типичного носителя идеалов « крови и железа » высмеивалась растущая склонность Германии к милитаризму, антисемитизму, империализму и ультранационализму; образ Геслинга также был намёком на Вильгельма II, на которого он похож внешне. Внимание также было уделено и садомазохизму Хеслинга, показывая его начиная с удовольствие от наказания с детских лет и заканчивая преклонением перед превосходящей силой императора при стремлении к власти над нижестоящими .
Экранизации
- 1951: « » Вольфганга Штаудте .
- 1972: «The Man of Straw», сериал Би-би-си .
См. также
Примечания
- Ман, Хайнрих. Верноподаникът. Превод с немецкого — Тодор Берберов. — София: Народна култура, 1974.
- Peter E. Gordon, John P. McCormick Weimar Thought: A Contested Legacy, 2013. — p. 224.
- ↑ Г. Манн. Молодые годы короля Генриха IV. Пер. с нем. В. Станевич, вступит. статья Г. Знаменской. —М.: Правда, 1988.
- . Дата обращения: 4 июня 2023. 4 июня 2023 года.
- ↑ . — , 2006. — ISBN 9781571132888 .
- Kurzke, Hermann. Thomas Mann: Epoche, Werk, Wirkung : [ нем. ] . — 4. — Munich : C.H. Beck , 2010. — P. 150; 160-161. — ISBN 978-3-406-60831-5 . — doi : .
- ↑ Konzett, Matthias. . — 11 May 2015. — ISBN 9781135941222 .
- ↑ Weimar Thought: A Contested Legacy. — Princeton University Press , 2013. — P. 224. — ISBN 1400846781 .
- Preece, Julian. / Julian Preece, Frank Finlay, Ruth J. Owen. — 2007. — ISBN 9783039113842 .
- Stoehr, Ingo Roland. . — 2001. — ISBN 9781571131577 .
- Poplawski, Paul. . — 30 December 2003. — ISBN 9780313016578 .
- (нем.) . www.freitag.de . Дата обращения: 1 мая 2021.
- 2020-01-13
- 1