Панарин, Александр Сергеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Серге́евич Пана́рин ( 26 декабря 1940 , Горловка , Донецкая область , Украинская ССР , СССР — 25 сентября 2003 , Москва , Россия ) — советский и российский философ , политолог , публицист и общественный деятель . Известен новаторским подходом к осмыслению социально-религиозной проблематики. Один из ведущих в России специалистов по вопросам глобализации ; критик глобализма и общества потребления .
Доктор философских наук, профессор. Профессор кафедры теоретической политологии (в настоящее время — кафедра философии политики и права) Философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова .
Окончил философский факультет ( 1966 ) и аспирантуру ( 1971 ) МГУ им. М. В. Ломоносова . Работал ассистентом на кафедре философии Московского института народного хозяйства (1966—1968; 1972—1975), затем — старшим преподавателем, доцентом , заведующим кафедрой управления, деканом факультета экономики и управления Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Миннефтехимпрома СССР (1976—1984). С 1984 — в Институте философии АН СССР : старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, заведующий сектором (с 1989), заведующий лабораторией (с 1992), руководитель Центра социально-философских исследований Института философии РАН. Работал в Академии славянской культуры (с 1992). Профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой теоретической политологии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (с 1989 ).
Кандидатская диссертация — «Критика социальной доктрины Жана Фурастье » (1974), докторская диссертация — «Современный цивилизационный процесс и феномен неоконсерватизма » (1991). Работы Панарина А. С. посвящены проблемам философии политики, философии культуры, философии истории, анализу зарубежных идеологических течений, современному реформационному процессу в России.
А. С. Панарин прошёл путь от либерального диссидента советских времён к русскому философу-патриоту эпохи рубежа тысячелетий. По мнению близкого друга и соратника А. С. Панарина, проф. В. Н. Расторгуева , мыслитель всю свою жизнь оставался в вынужденной оппозиции власти, ратуя за духовное и политическое возрождение России, русского народа.
Действительный член 4-х российских общественных академий и Нью-Йоркской академии наук .
Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище .
А. С. Панарин подготовил более 250 научных работ, в том числе 18 крупных монографий , а также популярные учебники и пособия по политологии и политтехнологиям. Наиболее известные из них, принесшие Панарину известность и популярность — это «Политология», «Глобальное политическое прогнозирование», «Православная цивилизация в глобальном мире», «Агенты глобализма» (позднее эта работа целиком вошла в книгу «Искушение глобализмом», за которую учёный удостоился Солженицынской премии), и, наконец, «Стратегическая нестабильность в XXI веке».
Помимо книг, А. С. Панарин написал немало статей, реагируя на те или иные события: «В каком мире нам предстоит жить?» (геополитический прогноз, сделанный в 1997 году), «Наше ближайшее будущее безнадёжно устарело» (делается такой же прогноз — о глобальной гражданской войне богатых с бедными, загнанными в угол и вынужденными создавать силы глобальной самообороны), «Народ без элиты: между отчаянием и надеждой», « Онтология террора» (выступление на «круглом столе» в МГУ, организованном сразу же после терактов в Нью-Йорке, на котором Панарин выступил с мыслями, резко осуждающими встревание России в американские «антитеррористические» авантюры), наконец, статья в газете «Завтра», написанная к 50-летию со дня смерти И. В. Сталина — «О Державнике-Отце и либеральных носителях „ эдипова комплекса “», в которой учёный сопоставляет стремление развенчать « культ личности » со стороны интеллигенции с фрейдистским комплексом «юноши Эдипа», бунтующего против фигуры Отца в патриархальной семье.
Наряду с западной цивилизацией Панарин выделяет мусульманскую, индо-буддийскую, конфуцианско-буддийскую и православную. Россия представляет собой православную цивилизацию, поэтому попытки западнических радикалов втянуть Россию в орбиту Запада он считает происками пятой колонны. Триумф Запада прикрывается апологетическим глобализмом , рупором которого был Римский клуб . В основе западной цивилизации Панарин видит социал-дарвинизм . В целом принцип цивилизации означает полиэтничность. Смысл православия сводится к греческому, восточно-христианскому исповеданию и святоотеческому наследию Иоанна Златоуста , Василия Великого и Григория Богослова , а также идеалу священного царства, основанный на высшей правде. По отношению к России Византия является материнской цивилизацией. Моисеем русского народа Панарин называет Андрея Боголюбского .
Автор книг:
статьи: