Interested Article - Гронас, Михаил Беньяминович

Михаил Беньяминович Гро́нас (род. 1970, Ташкент ) — российский и американский поэт и литературовед.

Биография

В 1992 году окончил филологический факультет Московского государственного университета , в 2000 году — аспирантуру кафедры славистики Университета Южной Калифорнии ( Лос-Анджелес ). С 1995 года живёт в США. Преподавал в Тринити-колледже ( Хартфорд ), в настоящее время ассоциированный профессор Дартмутского колледжа ( Гановер , Нью-Гэмпшир ).

В 1990-х подборки стихов Гронаса трижды публиковались в альманахе « Вавилон ». В 2000 году в « Новом литературном обозрении » (№ 2000/5 (45)) вышли две работы Гронаса — перевод с французского статьи Пьера Бурдьё «Поле литературы» и критическая статья о философе . В 2002 дебютный поэтический сборник Гронаса «Дорогие сироты,» вышел в курируемой Михаилом Айзенбергом поэтической серии издательства «ОГИ» и принёс автору премию Андрея Белого . Полина Барскова дала ему следующую характеристику: «Перед нами поэтика бормотания, слова то ли прижимаются друг к другу, то ли прячутся друг за друга; слова-новобранцы, слова-заключённые, слова-будни, слова-сироты… Традиционное уже отсутствие заглавных букв и знаков препинания внезапно приобретает здесь смысл — на бесконечном сером заборе (вдоль которого шёл и шёл когда-то чеховский любитель арбузов) нет и не может быть ничего (отвле)развлекающего. Серый забор серых слов, соединённых серыми рифмами, — за ним живёт отрада в высоком терему и далее по тексту» . Дмитрий Кузьмин увидел в этих стихах «стоическое созерцание мирового безумия» позднего Ходасевича и одновременно «лихорадочное заглядывание за его изнанку» позднего Мандельштама . Игорь Гулин («Коммерсантъ-Weekend»), говоря о передаваемом текстами Гронаса опыте существования на грани, за которой заканчивается жизнь, сравнивает их с колыбельной или молитвой . Второй сборник «Краткая история внимания» опубликован в 2019 году. Гулин видит в нём, кроме прочего, результаты взросления и выход на новый уровень понимания: «[Ч]еловек, который в каждом стихотворении был готов уйти, здесь готов остаться. Существование перед лицом смерти окончательно становится формой жизни» .

В 2012 году Гронас опубликовал статью «Наизусть: о мнемоническом бытовании стиха», в которой провозглашал одним из свойств русской поэзии её приспособленность для запоминания и декламирования наизусть — в том числе в экстремальных условиях цензурных ограничений или тюремного заключения — через ритмические и мнемонические конструкции . Это свойство рецензенты отмечают и в стихах самого Гронаса, приобретающих ритм скороговорки .

Публикации

Поэтические сборники

  • «Дорогие сироты,». — М. : ОГИ, 2002. — 78 с. — (Поэтическая серия клуба "Проект ОГИ"). — ISBN 5-94282-052-X .
  • «Краткая история внимания». — М. : Новое издательство, 2019. — 68 с. — ISBN 978-5-98379-241-8 .

Научные публикации

  • Just What Word Did Mandel’shtam Forget? A Mnemopoetic Solution to the Problem of Saussure’s Anagrams // Poetics Today. — 2009. — № 30/2. — P. 155—205. — ISSN . — doi : .
  • // Toronto Slavic Quarterly. — 2010. — № 33.
  • Cognitive Poetics and Cultural Memory: Russian Literary Mnemonics. — Routledge , 2010. — P. 188. — (Routledge Research in Cultural and Media Studies). — ISBN 978-0415997379 .
  • // Новое литературное обозрение . — 2012. — № 2 (114). — ISSN .

Примечания

  1. Кузьмин, Д. В. . Вавилон (23 апреля 2002). Дата обращения: 1 августа 2020. 25 февраля 2020 года.
  2. Барскова, П. Ю. . Вавилон (2003). Дата обращения: 1 августа 2020. 30 июня 2020 года.
  3. Гулин, И. М. : [ 14 февраля 2020 ] // Коммерсантъ-Weekend. — 2019. — № 35 (18 октября). — С. 20.
  4. Оборин, Л. В. . Горький (2019). Дата обращения: 1 августа 2020. 20 сентября 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Гронас, Михаил Беньяминович