Михаи́л Бениами́нович Ямпо́льский
(род.
6 декабря
1949
,
Москва
) — советский, российский и американский историк и теоретик искусства и культуры,
философ
,
киновед
и филолог. Кандидат педагогических наук, доктор искусствоведения, профессор. С 1991 года живёт и работает в
США
.
Биография
Родился в 1949 году в семье врачей. В 1966 году поступил на романо-германский факультет
Московского педагогического института
, который окончил в 1971 году. Три года преподавал французский язык в школе
, занимался репетиторством за пять рублей в час
. С юности мечтал о карьере драматурга, но попал в научную среду. С 1974 года — сотрудник в отделе информации Научно-исследовательского института теории и истории кино (впоследствии Всесоюзного научно-исследовательского института киноискусства).
В 1974 году поступил в аспирантуру Академии педагогических наук СССР, которую окончил в 1977 году, защитив диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Образовательные и воспитательные функции курса философии в средней школе Франции».
С начала 1980-х годов принимал участие в научных мероприятиях
Московско-тартуской семиотической школы
в Тарту и Кяэрику. Позже стал постоянным участником
Тыняновских чтений
в
Резекне
. В 1990 году в рижском литературном журнале «Родник» была опубликована его пьеса «
Гиньоль
». Читал курс «Теоретический анализ фильма» во
ВГИКе
и на
ВКСР
.
В 1991—1993 годах — старший научный сотрудник
Института философии РАН
(работал в лаборатории постклассических исследований под руководством
В. А. Подороги
). Участниками лаборатории было задумано издательство гуманитарной литературы, для которого Ямпольский придумал название — «
Ad Marginem
», то есть «на полях» или «по краям». Идея была позаимствована из картины
Пауля Клее
, в которой пустой центр окружен расположенным по краям изображением.
В 1991 году в Научно-исследовательском институте киноискусства защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения по теме «Проблема интертекстуальности в кинематографе»
. В том же году был приглашён в США по гранту от лос-анджелесского
Гетти
-
центра
. Заявку в Гетти он не подавал, но показался достойным тайному международному жюри, распределявшему «путёвки» в этот научный центр.
С 1992 года — профессор
Нью-Йоркского университета
по отделениям сравнительного литературоведения и русских и славянских исследований. Член редакционной коллегии журнала «
Новое литературное обозрение
», член Общественного консультативного совета «
Эйзенштейн
-центра» и журнала «
Киноведческие записки
», член редакционной коллегии петербургского
кинокритического
журнала «
Сеанс
».
Печатается с 1967 года. Автор ряда книг и статей по во вопросам истории и теории кино, семиотики, истории репрезентации, феноменологии визуального.
Книги
-
Из истории французской киномысли. Немое кино. 1911—1933 гг. / Сост. и пер. М. Ямпольский. М.:
Искусство
, 1988.
-
Годар Жан-Люк
. Страсть: между чёрным и белым / Сост., пер., интервью, статья М. Ямпольский. Париж, 1991.
-
Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. М.: Киноведческие записки, 1993 (Из истории киномысли).
-
Память
Тиресия
. Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК Культура, 1993 (Ad Marginem).
-
Бабель
/
Babel
(в соавторстве с
Александром Жолковским
). М.: Carte blanche, 1994.
-
Демон и лабиринт. Диаграммы, деформации,
мимесис
. М.: НЛО, 1996.
-
Хичкок
/
Трюффо
/ Перевод, фильмография, примечания М. Ямпольского и
Н. Цыркун
. М.: Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры,
1996
(
Киноведческие записки
).
-
Беспамятство как исток. Читая
Хармса.
М.: НЛО, 1998.
-
Наблюдатель. Очерки истории видения. М.: Ad Marginem, 2000 (Passe-partout).
-
О близком. Очерки немиметического зрения. М.: НЛО, 2001.
-
Физиология символического. Кн. I. Возвращение
Левиафана
: Политическая теология, репрезентация власти и конец
Старого режима
. М.: НЛО, 2004.
-
:
Арендт
,
Беньямин
,
Шолем
,
Кафка
. М.: РГГУ, 2004 (Лекции зарубежных ученых в
РГГУ
).
-
Язык — тело — случай: Кинематограф и поиски смысла. М.: НЛО, 2004 (Кинотексты).
-
Ткач и визионер. Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М.: НЛО, 2007.
-
Муратова
.
СПб.:
Сеанс
, 2008.
-
«Сквозь тусклое стекло»: 20 глав о неопределённости. М.: НЛО, 2010.
-
. / Издание второе. СПб.:
Сеанс
;
, 2012
-
Пространственная история. Три текста об истории. — СПб.: Сеанс, 2013.
-
Живописный гнозис. Гриша Брускин, «Алефбет», индивидуальное спасение, двоемирие, эсхатон, гнозис. — М.: BREUS, 2015.
-
Из хаоса. (Драгомощенко: поэзия, фотография, философия). — СПб.: Порядок слов, 2015.
-
Пригов: Очерки художественного номинализма. — М.: НЛО, 2016.
-
Изображение. Курс лекций. — М.: НЛО, 2019.
Публикации
-
Грани. Ру, 14.01.2013
-
OpenSpace.ru, 30.03.2012
-
Грани. Ру, 13.03.2012
-
Грани. Ру, 15.03.2012
-
Грани.Ру
, 20.02.2012
-
Грани.Ру
, 09.02.2012
-
-
-
// Киноведческие записки. № 96. 2010. С. 161—191.
-
(О фильме
Александра Сокурова
«Скорбное бесчувствие») // Сокуров. Части речи. СПб.: Сеанс, 2006, С. 57-70.
-
// НЛО. № 59. 2003
-
// Ad Marginem’93: Ежегодник лаборатории постклассических исследований Института философии РАН. М., 1994. С. 21-67.
-
//
Искусство кино
. 1988. № 6. С. 88-94.
-
Неожиданное родство: Рождение одной кинотеории из духа физиогномики // Искусство кино.1986. № 12. С. 95-104.
-
Кино «тотальное» и «монтажное». // Искусство кино. № 7. 1982.
Премии и награды
-
1990 — Вторая премии Союза кинематографистов СССР за лучшую статью о кино, с формулировкой:
«За успешный опыт применения современных искусствоведческих теорий в отечественном киноведении».
-
2004 —
Премия Андрея Белого
(в номинации «Гуманитарные исследования») за работу «Возвращение Левиафана» —
«уникальный проект единой картографии сопредельного пространства политики, эстетики, теологии и его исторических метаморфоз».
-
2005 — Премия «Слон»
Гильдии киноведов и кинокритиков России
за книгу «Язык—Тело—Случай: Кинематограф и поиски смысла».
-
2014 — Премия
Кандинского
(в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства») за статью «Живописный гнозис» (о творчестве художника
Гриши Брускина
)
.
-
2015 — Премия «ПолитПросвет» в номинации «Публицистика» за серию статей на портале Colta.ru.
Примечания
-
(неопр.)
. Дата обращения: 6 ноября 2014.
6 ноября 2014 года.
-
(неопр.)
Дата обращения: 27 декабря 2020.
6 марта 2021 года.
-
Ямпольский, Михаил Бениаминович. Проблема интертекстуальности в кинематографе : автореф. дис. … д-ра искусствоведения : 17.00.03 / Всесоюз. НИИ киноискусства. — Москва, 1991. — 54 с.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 28 июня 2012. Архивировано из
24 июня 2012 года.
-
(неопр.)
. kandinsky-prize.ru (2014). Дата обращения: 14 декабря 2014.
18 марта 2015 года.
-
Ямпольский М.
(неопр.)
.
НЛО, № 122
. magazines.russ.ru (2013). Дата обращения: 14 декабря 2014.
16 декабря 2014 года.
Ссылки
-
-
4 апреля 2014 года в рамках научной конференции «Банные чтения».
-
-
(Рецензия Николая Петрова на второе издание «Наблюдателя»)
-
. Интервью «
Московским новостям
»
-
. Интервью на «
Радио Свобода
»
-
(Рецензия Артемия Магуна на книгу «Левиафан»)
-
(Рецензия Аркадия Блюмбаума на книгу «Левиафан»)
-
Григорий Дашевский
о книге Михаила Ямпольского «Муратова. Опыт киноантропологии»
-
Аркадию Драгомощенко
-
Левченко Я.
(неопр.)
os.colta.ru (6 апреля 2009). — Интервью. Дата обращения: 14 декабря 2014.
-
-
-
-
-
-
Интервью для русско-американского портала RUNYweb.com
-
(интервью журналу «Историческая экспертиза»)
|
Поэзия
|
|
Проза
|
|
Гуманитарные
исследования
|
|
За заслуги перед
литературой
|
|
Литературные проекты
и критика
|
|
Перевод
|
|
*
отказались от премии
|
|
Проект года
|
|
Молодой художник года
|
|
Медиа-проект года
|
|
Приз зрителей за лучшее художественное произведение
|
|
Научная работа. История и теория современного искусства
|
|
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|