Interested Article - Пустовая, Валерия Ефимовна

Вале́рия Ефи́мовна Пустова́я (род. 21 октября 1982 , Москва ) — российский литературный критик .

Работала заведующей отделом критики журнала « Октябрь » . Преподаватель МГУ , кандидат филологических наук . Член Союза журналистов Москвы . Член Союза писателей Москвы .

Биография

Окончила факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова , отделение литературно-художественной критики .

Начала публиковаться как журналист в 1998 году . С 2004 г. публикуется как литературный критик в толстых литературных журналах : « Новый мир », «Октябрь» , « Вопросы литературы », « Знамя » и

С 2005 по 2019 год работала в журнале «Октябрь» , первоначально редактором отдела прозы .

В феврале 2007 года была одной из участниц встречи молодых писателей с В. В. Путиным , в ходе которой заявила, что молодые люди «сейчас активно стремятся в литературу», и «порекомендовала президенту обратить внимание на печальную участь толстых журналов , а особенно на проблемы с их распространением» .

Писала о прозе З. Прилепина , Д. Новикова , Р. Сенчина , Д. Гуцко , Н. Ключарёвой , А. Карасёва , А. Бабченко , С. Шаргунова , О. Славниковой , А. Иличевского , О. Павлова , В. Маканина , А. Кабакова , Е. Гришковца , П. Крусанова .

Является номинатором литературной премии « Национальный бестселлер » .

Автор книги автобиографической прозы «Ода радости» (Эксмо, 2019) .

Критика В. Пустовой: особенности метода, жанровая специфика

Критика — это осознанное проживание искусства, — Валерия Пустовая .

Валерия Пустовая дебютировала идеалистическим эссе «Манифест новой жизни» , в котором сопоставила идеи « Заката Европы » Освальда Шпенглера , романа «Кысь» Татьяны Толстой и повести «Ура!» молодого писателя Сергея Шаргунова . « Манифест » далеко выходил за рамки собственно литературной критики и был посвящён теме «возрождения России».

Дальнейшие публикации в литературных журналах закрепили за Пустовой репутацию критика , который придаёт большое значение этическому , социальному, философскому смыслу современной литературы .

В 2004 году публикует статью «Новое „я“ современной прозы: об очищении писательской личности» (2004) о проблеме общественного и духовного статуса современного писателя.

В 2005 г. выходит ещё один «манифест» Пустовой — «Пораженцы и преображенцы » , — посвящённый концепции реальности в современной прозе и так называемому «новому реализму» , как наиболее перспективному её направлению.

Валерия Пустовая почти одновременно (в майских номерах «Октября» и «Нового мира» за 2005 год) опубликовала две программные статьи, после чего превратилась в самого известного, самого цитируемого из молодых критиков, в признанного идеолога всё того же «нового реализма» .

«Манифест» (позже Пустовая какое-то время развивала тему «нового реализма» и в других статьях ) вызвал длительную полемику на страницах литературных изданий. Большинство высказываний были резко критическими .

Вторая, новомирская , «программная» статья Пустовой 2005 года «Человек с ружьём: смертник, бунтарь, писатель» — послужила отправной точкой для всех дальнейших литературоведческих исследований современной военной прозы .

Анализ современных «утопии» и «антиутопии» ( «Скифия в серебре» , 2007 ) даёт критику повод оценить продуктивность тех или иных социально-политических концепций , разбор критических выступлений писателей ( «Китеж непотопляемый» , 2006 ) приводит к осмыслению принципов критики, а сопоставление образов пророка в современной литературе ( «Пророки второй оси» , 2007) становится основой для разговора об авторитарности и духовном авторитете .

Такой фундаментальный подход, а также тот факт, что основным её жанром была объёмная сопоставительная, обзорная статья, дали повод увидеть в Валерии Пустовой продолжателя специфических традиций русской критики XIX века .

Молодому критику труднее заявить о себе, «прогреметь», сделать так, чтоб заметили. Пустовую заметили сразу. Ну, почти сразу. Потому что она честно работала в жанре «XIX века». Подробно, «громко», с манифестами .

Одно можно сказать со всей очевидностью: у нас есть такой критик — Валерия Пустовая .

Захар Прилепин называл её — «ведущий молодой критик» .

Является членом творческой группы независимых критиков-субъективистов, в которую входят также Анна Жучкова , Елена Сафронова , Сергей Баталов . Своим предметом исследования критики-субъетивисты определяют текст, а главной темой — человека, меняющего мир. При этом участники творческой группы «не претендуют на установление единственно верной трактовки произведения, допускают субъективность оценки и строят критический дискурс как многополярную динамическую конструкцию» .

Литературно-критическая группа «ПоПуГан»

В литературную критику пришли наиболее красивые и умные девушки России: Валерия Пустовая, Елена Погорелая и Алиса Ганиева . Это придаёт мне оптимизм и уверенность, что всё изменится к лучшему в самое ближайшее время .

Внешние видеофайлы
Видеопроект группы «ПоПуГан» на Youtube

2 октября 2009 года в московском Музее Серебряного века состоялась презентация литературно-критической группы «ПоПуГан», в которую вошли молодые критики Елена Погорелая , Валерия Пустовая и Алиса Ганиева .

Премии

Финалист премий «Неистовый Виссарион» и «Волга/НОС» (2020) .

Книги

  • Пустовая В. Е. Толстая критика: российская проза в актуальных обобщениях. М.: РГГУ, 2012 . 411 с. ISBN 978-5-7281-1286-0 .

Книга, представляющая а) картину современной русской литературы, точнее — того, что кажется актуальным в ней новому поколению её профессиональных читателей; б) итог первого десятилетия работы в литературе одного из ведущих молодых критиков 2000-х. Написанного и опубликованного Валерией Пустовой за десять лет оказалось достаточно, чтобы не просто собрать репрезентативный сборник рецензий и статей, но — выстроить книгу, то есть некое связное повествование о сегодняшней русской прозе. В книге несколько разделов: «Писатель. Как вернуть вкус к жизни», «Портрет. Как не застыть в раме», «Постистория. Как жить дальше», «Сказка. Как написать чудо», «Цех. Как читать критику», «Герой. Как его воспитать», «Поколение. Как решиться на манифест» и другие; персонажи: Р. Сенчин , П. Крусанов , В. Маканин , Л. Петрушевская , И. Кочергин, В. Мартынов , З. Прилепин , Д. Быков , А. Карасёв , С. Шаргунов , О. Павлов , В. Пелевин , А. Иличевский и другие .

Избранные статьи

Интервью

Человек, выносящий приговор искусству, сам должен развивать в себе мировосприятие духовное (поднявшееся над видимостью), живое (открытое и развивающееся), цельное (умеющее находить соответствие между единой сутью и многообразными формами, способами её проявления). Лучшие культурологи, искусствоведы, критики обладали этим чутьём к живому и целому, — интересно вчитаться в художественные суждения таких разных специалистов, как, например, Шпенглер , Тынянов , Вейдле . Их отнюдь не специальные по стилю, авторски выраженные характеристики произведений искусства чутко фиксируют степень одушевлённости праха: красок, камней или букв .

Валерия Пустовая

В телепрограммах

Источники

  1. Дата обращения: 18 апреля 2010. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  2. . Дата обращения: 8 августа 2021. 8 августа 2021 года.
  3. Дата обращения: 9 декабря 2012. 24 марта 2012 года.
  4. Андрей Колесников . от 5 марта 2011 на Wayback Machine
  5. (недоступная ссылка) // Знамя . 2013. № 8.
  6. (недоступная ссылка)
  7. Дата обращения: 18 апреля 2010. 3 февраля 2012 года.
  8. Дата обращения: 18 апреля 2010. 21 сентября 2011 года.
  9. Дата обращения: 18 апреля 2010. 10 января 2014 года.
  10. Дата обращения: 18 апреля 2010. Архивировано из 17 февраля 2012 года.
  11. Дата обращения: 18 апреля 2010. 1 октября 2007 года.
  12. Дата обращения: 10 декабря 2012. 21 сентября 2013 года.
  13. 20 августа 2013 года.
  14. Дата обращения: 11 декабря 2012. Архивировано из 3 сентября 2013 года.
  15. Дата обращения: 10 декабря 2012. 26 мая 2017 года.
  16. , Аристов Д. В. Военная проза 1990—2000-х годов: генезис и поэтика // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск, 2010. Вып. 8 (98). С. 133—137.
  17. Аристов Д. В. Новая «окопная правда» (традиции и новаторство в современной русской прозе о войне) // Филологический класс. Екб., 2010. № 23. С. 30-35.
  18. Аристов Д. В. от 21 сентября 2013 на Wayback Machine
  19. Аристов Д. В. от 23 марта 2014 на Wayback Machine
  20. Аристов Д. В. Современная «окопная правда»: герой, сюжет, конфликт // Литература сегодня: знаковые фигуры, жанры, символические образы: материалы XV научно-практической конф. Екб, 2011. С. 29—32.
  21. (недоступная ссылка)
  22. Довлеткиреева Л. Современная чеченская «военная» проза: историко-культурный контекст, жанровый состав, поэтика (1990—2011 гг.). Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Нальчик, 2010
  23. Дата обращения: 11 декабря 2012. 2 апреля 2015 года.
  24. (недоступная ссылка)
  25. (недоступная ссылка)
  26. Дата обращения: 18 апреля 2010. 3 февраля 2012 года.
  27. Дата обращения: 18 апреля 2010. 3 февраля 2012 года.
  28. Дата обращения: 18 апреля 2010. 3 февраля 2012 года.
  29. Дата обращения: 18 апреля 2010. 4 марта 2016 года.
  30. Дата обращения: 4 апреля 2013. 5 марта 2016 года.
  31. . Дата обращения: 28 октября 2020. 31 октября 2020 года.
  32. . Сайт творческой группы независимых критиков-субъективистов .
  33. Дата обращения: 30 января 2012. Архивировано из 18 октября 2011 года.
  34. Дата обращения: 4 апреля 2013. 26 июля 2014 года.
  35. Дата обращения: 4 апреля 2013. 6 октября 2014 года.
  36. Павел Басинский . от 30 августа 2008 на Wayback Machine
  37. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Бельские просторы . 2012. № 11.
  38. Дата обращения: 29 августа 2013. 2 сентября 2013 года.
  39. от 16 октября 2013 на Wayback Machine // Бельские просторы . 2010. № 4.

Ссылки

Источник —

Same as Пустовая, Валерия Ефимовна