Interested Article - Просто христианство
- 2020-04-12
- 1
« Просто христианство » ( англ. Mere Christianity ) — богословское произведение британского писателя, поета и филолога Клайва Льюиса , опубликованное в 1952 году на основе его радиолекций на Би-Би-Си 1943 года. В книге Льюис апологетическими методами пытается обосновать в что верят христиане и почему это имеет смысл.
Книга состоит из четырёх разделов: «Добро и зло», «Во что верят христиане», «Христианское поведение», «За пределами личности». На русский язык переведены и изданы в 1992 году.
Содержание
Льюис верит в объективное существование естественного «нравственного закона» ( Moral Law ) или в «правила добра и зла», который можно найти в различных религиях мира. При этом из факта существования правил и законов он выводит существование Бога , ибо случайность вселенной была бы, по его мнению, абсурдом.
Льюис противопоставляет христианство как материализму (Бога нет), так и пантеизму (Бог выше добра). Бог тождественен нравственному началу, а существующее в мире зло есть уклонение от него. Причина этого уклонения в свободе воли, ибо Бог не хотел создавать роботов. Для исправления Бог дал людям совесть, светлые мечты и евреев. Заявляя о приверженности англиканской церкви Льюис подчёркивает важность искупительной смерти Христа. Для погружения в христианство важны три части: крещение, вера и таинство причастия.
В христианстве Льюис видит противоядие против тоталитаризма , поскольку государство только тогда является ценным, если человек не обладает бессмертной душой. В учении о морали он перечисляет четыре кардинальные добродетели : благоразумие ( Prudence ), воздержанность ( Temperance ), справедливость ( Justice ) и стойкость ( Fortitude ). Смысл учения Христа состоит в « золотом правиле »: поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. В политическом плане Льюис против клерикализма, поскольку каждый должен заниматься своим делом. При этом его симпатии на стороне социалистического идеала («Мы просто должны создать такое общество, в котором не будет бедных»). Важной христианской добродетелью он считает вежливость ( Courtesy ). В области половой морали Льюис целомудрие ( chastity ) противопоставляет приличиям ( propriety ). Однако он критикует «гром проповедей, призывающих к невоздержанию». Христианский брак, безусловно, является христианской ценностью, хотя Льюис признаётся, что не женат. Кроме целомудрия другой христианской добродетелью является прощение ( forgiveness ). Но Льюис допускает как смертную казнь, так и убийство на войне, поскольку простить не значит оправдать. Он преклоняется перед образом рыцаря, а пацифизм считает заблуждением. Великим грехом в христианстве является гордыня ( Pride ), которая является антитезой смирению ( Humility ). Тем не менее, простительной формой гордыни является тщеславие ( Vanity ). Также Льюис противопоставлял гордыню восхищению ( admiration ), когда мы гордимся чем-то. К трем теологическим добродетелям он относит веру ( Faith ), надежду ( Hope ) и любовь ( Charity ). Но христианская любовь не подразумевает восхищение или симпатию.
Льюис отвергает представление, что христианство это исключительно нравственное учение. В нём есть также учение о ином мире, о «трёхличном Боге» ( three-personal God ) и о том, что плотская жизнь ( Bios ) в некоторых из нас претворится в духовную ( Zoe ). Миссию Христа Льюис именует «благотворной инфекцией» ( good infection ).
Книга содержит трилемму Льюиса − апологетический аргумент, направленный на доказательство божественности Иисуса .
Примечания
- Williams, Donald T. от 19 июля 2021 на Wayback Machine . // Midwestern Journal of Theology 11 (2012): 91-102. (англ.)
Литература
- Клайв Стейплз Льюис. Просто христианство = Mere Christianity / пер. с англ. И. Череватой при участии Н. Трауберг. — М. : Дом надежды, 2008. — 191 с. — ISBN 5-94880-003-2 .
Ссылки
Тексты
Критика
- Борозенец Т. //
- Колгарёв И. //
- 2020-04-12
- 1