Interested Article - Петер Лорре
- 2021-07-25
- 1
Пе́тер Ло́рре ( нем. Peter Lorre ; настоящее имя — Ла́дислав (Ла́сло) Лёвеншта́йн , венг. Löwenstein László , словацк. Ladislav Löwenstein ; 26 июня 1904 , Ружомберок — 23 марта 1964 , Лос-Анджелес ) — австрийский и американский актёр театра и кино, режиссёр , сценарист .
Ранние годы
Родился в городе Ружомбероке в Татрах (ныне — Словакия ) в семье служащего местной текстильной фабрики, венгерского еврея Алоиза Лайоша Лёвенштайна (27.1.1877 — 1958), родом из Чёнге , и его жены Эльвиры Фрайшбергер (ок. 1883 — 17.4.1908), местной уроженки .
В 1908 году мать Лорре умерла, и отец женился снова — на её лучшей подруге Мелани Кляйн. В этом браке родились двое детей — Элиза (17.7.1909) и Гуго. По долгу службы отца семья некоторое время жила в румынском городе Браила , где Ладислав посещал частную немецкую школу, а с сентября 1913 года — в Вене . Там Ласло ходил в реальную гимназию. В марте 1915 года отец был призван в армию, и семья переселилась в Мёдлинг близ Вены , чтобы меньше платить за квартиру. Уже в следующем году отец вернулся с Восточного фронта в чине обер-лейтенанта, демобилизованный после тяжелого ранения в лёгкое, и в 1917 году семья вновь поселилась в столице, где отец получил работу на оружейной фабрике Штейр. В том же году было приобретено небольшое имение в Каринтии , где семья проводила часть года (впоследствии эта территория вошла в состав Югославии ) .
В 1922 году Лорре окончил школу и по желанию отца начал изучать банковское дело. Работал помощником в обменном пункте Англо-Австрийского банка, затем — служащим в венском филиале чешского Живностенского банка, но вскоре спровоцировал своё увольнение. Увлёкшись театром, посещал литературные кафе города, в том числе знаменитое кафе «Централь» , где собирались литературно-артистические круги. Был принят в труппу театра импровизации Якоба Морено ; импровизационный метод позднего основателя « психодрамы » существенно повлиял на его выразительные средства; на протяжении всей своей жизни он серьёзно увлекался психоанализом .
Карьера
От Морено он получил псевдоним Петер Лорре ещё до того, как пригласил его в театр в Бреслау . В 1925—1926 годах он выступал в Цюрихе , в 1926—1928 годах — в Вене . На рубеже 1920-х и 1930-х годов, выступая в «Фольксбюне», участвовал в экспериментах Брехта по созданию « эпического театра » и выработке нового стиля исполнения на Шиффбауэрдамм . Весной 1929 года Бертольт Брехт поручил ему роль Фабиана в пьесе «Сапёры в Ингольштадте» . В 1931 году он сыграл главную роль — Гэли Гэя — в пьесе Брехта « Человек есть человек » («Что тот солдат, что этот»), поставленной автором в Государственном театре; однако «эпическая» манера исполнения не была принята: многим показалось, что Лорре играет просто плохо . Но через несколько месяцев он стал звездой, сыграв свою первую роль в кино — детоубийцу Бекерта в фильме Фрица Ланга « М ». Он продолжил работу в театре и снимался в небольших, как правило, комических ролях в кино.
4 марта 1933 года, после прихода нацистов к власти, еврей Лорре покинул Германию — сначала он отправился в Вену , затем в Париж . В 1934 году в Лондоне он сыграл обаятельного злодея в хичкоковском фильме « Человек, который слишком много знал ». Как рассказывал Альфред Хичкок в интервью Франсуа Трюффо «на участии Петера Лорре настаивал я. Он снимался у Фрица Ланга в „М“ и в моем фильме должен был сыграть свою первую роль в британском кино. У него острое чувство юмора. Ему дали кличку „ходячий редингот“ , потому что он ходил в пальто до пят» . Плохо владея английским, он был вынужден зазубрить свой текст на слух. Во время съемок Лорре женился на актрисе Цецилии Львовской (позже Селия Ловски ).
В июле 1934 года с контрактом студии «Коламбия» он поехал в Голливуд , где ему пришлось играть злобных и коварных иностранцев. Первым голливудским фильмом Лорре стала картина « Безумная любовь » (1935) по роману Мориса Ренара «Руки Орлака», где он сыграл безумного учёного д-ра Гоголя, пришившего руки мёртвого убийцы мужу женщины, в которую влюблён. В 1937—1939 годах он сыграл главную роль в восьмисерийном фильме о приключениях японского сыщика и шпиона мистера Мото (параллельно в американских кинотеатрах шёл похожий и более известный сериал о Чарли Чане , прерванный из-за алкоголизма и смерти исполнителя главной роли актера Уорнера Оуленда , и последний неоконченный фильм франшизы перемонтировали в картину с участием Лорре-Мото). Сам актёр не любил эти фильмы, но они приносили доход студии, а у Лорре росло число поклонников.
В 1940 году Лорре снялся в фильме « » с коллегами по фильмам ужасов — Белой Лугоши и Борисом Карлоффом .
Петер Лорре пользовался популярностью как характерный персонаж в приключенческих фильмах . Он с успехом играл роли проходимцев: Джоэля Каиро в « Мальтийском Соколе » (1941) и Угартэ в культовом фильме « Касабланка » (1942).
В 1941 году Петер Лорре получил американское гражданство.
После Второй мировой войны кинокарьера Лорре пошла на спад, вследствие чего он переключился на работу в театре и на радио. В 1949 году он вернулся в Европу. В Германии в качестве соавтора сценария, режиссёра и исполнителя главной роли поставил фильм « » (1951). Однако фильм, на который он возлагал большие надежды и который дался ему с большим трудом, в прокате успехом не пользовался. Со своей третьей женой Аннемари Бреннинг Лорре вернулся в США, играл в театре, снимался на телевидении и в кинофильмах, где чаще всего использовался его образ «страшилки». В 1954 году сыграл злодея Ле Шифра в телепостановке « », вместе с Барри Нельсоном , исполнившим роль Джеймса Бонда . В 1957 году сыграл комиссара Бранкова в фильме Шёлковые чулки .
В начале 1960-х он работал с режиссёром Роджером Корманом в нескольких популярных малобюджетных фильмах.
Смерть
Петер Лорре умер от инсульта в 1964 году. Его тело кремировали , а прах захоронили на голливудском мемориальном кладбище (сейчас оно называется «Голливуд Навечно»). Винсент Прайс зачитал на похоронах надгробную речь.
Избранная фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1930 | ф | Белый дьявол | Der weiße Teufel | н/д |
1931 | ф | М | M | Ганс Бекерт |
1934 | ф | Человек, который слишком много знал | The Man Who Knew Too Much | Эбботт |
1935 | ф | Crime and Punishment | Родерик Раскольников | |
1936 | ф | Секретный агент | Secret Agent | генерал |
1937 | ф | Спасибо, мистер Мото | Thank You, Mr. Moto | мистер Кентаро Мото |
1940 | ф | Странный груз | Strange Cargo | месье Пиг |
1940 | ф | Незнакомец на третьем этаже | Stranger on the Third Floor | Незнакомец |
1941 | ф | Лицо под маской | The Face Behind the Mask | Янош «Джонни» Сабо |
1941 | ф | Они встретились в Бомбее | They Met in Bombay | капитан Чан |
1941 | ф | Мальтийский сокол | The Maltese Falcon | Джоэл Кайро |
1942 | ф | На протяжении всей ночи | All Through the Night | Пепи |
1942 | ф | Агент-невидимка | Invisible Agent | барон Икито |
1942 | ф | Касабланка | Casablanca | Угарте |
1943 | ф | Истоки опасности | Background to Danger | Николй Залешов |
1944 | ф | Мышьяк и старые кружева | Arsenic and Old Lace | доктор Герман Эйнштейн |
1944 | ф | Маска Димитриоса | The Mask of Dimitrios | Корнелиус Лайден |
1944 | ф | Конспираторы | The Conspirators | Ян Бернажски |
1946 | ф | Три незнакомца | Three Strangers | Джонни Уэст |
1946 | ф | Чёрный ангел | Black Angel | Марко |
1946 | ф | Вердикт | The Verdict | Виктор Эммрик |
1946 | ф | Погоня | The Chase | Джино |
1947 | ф | Моя любимая брюнетка | My Favorite Brunette | Кисмет |
1949 | ф | Верёвка из песка | Rope of Sand | Тоди |
1950 | ф | Зыбучий песок | Quicksand | Ник |
1953 | ф | Посрами дьявола | Beat the Devil | Джулиус О’Хара |
1954 | ф | 20 000 лье под водой | 20,000 Leagues Under the Sea | Консель |
1954 | тф | Casino Royale | Лё Шиффр | |
1956 | ф | Вокруг света за 80 дней | Around the World in 80 Days | стюард на пароходе «Карнатик» |
1957 | ф | Шёлковые чулки | Silk Stockings | комиссар Бранков |
1957 — 1960 | с | Альфред Хичкок представляет | Alfred Hitchcock Presents | Карлос / Томас Сальгадо |
1960 | ф | Запах тайны | Scent of Mystery | Смайли |
1960 | с | Сыромятная плеть | Rawhide | Виктор Лорье |
1961 | ф | Путешествие на дно моря | Voyage to the Bottom of the Sea | командор Люциус Эмери |
1962 | ф | Истории ужаса | Tales of Terror | Монтресор |
1963 | ф | Ворон | The Raven | доктор Адольфус Бедлоу |
1963 | ф | Комедия ужасов | The Comedy of Terrors | Феликс Гилли |
Примечания
- ↑ Peter Lorre // (англ.)
- ↑ Peter Lorre // — 2005.
- Peter Lorre. Ein Fremder im Paradies. Wien, 2004. S. 223.
- Hans-Michael Bock (Hrsg.): CINEGRAPH. Lexikon zum deutschsprachigen Film. edition text + kritik, München 1984
- Брехт Б. Об экспериментальном театре // Брехт Б. Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания: В 5 т.. — М. : Искусство, 1965. — Т. 5/2 . — С. 98 .
- Брехт Б. К вопросу о критериях, применимых для оценки актёрского искусства (Письмо в редакцию "Берзен-курир") // Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах.. — М. : Искусство, 1963. — Т. 1 .
- . www.rulit.me. Дата обращения: 26 марта 2017. 27 марта 2017 года.
Литература
- Трюффо Ф. Хичкок / Перевод, фильмография, примечания М. Ямпольского и Н. Цыркун . — М. : Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, 1996. — 224 с.
- Мусский И. А. 100 великих зарубежных фильмов. — Москва: Вече, 2008. — 480 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-2750-3.
Ссылки
- Ксения Косенкова. от 30 июня 2009 на Wayback Machine
- 2021-07-25
- 1