Оленный камень
— название древних камней с изображениями.
Содержание
Описание
Оленные камни — массивные отёсанные каменные плиты с рисунками. Чаще всего на плитах изображался
олень
, откуда и произошло название. Рисунок выбит на поверхности, или нанесён
охрой
.
В середине 1980-х годов археолог
Ю. С. Худяков
выявил сопряженность оленных камней с
херексурами
на территории Монголии и Забайкалья. На основании этого предложил их объединить в рамках одной культуры, назвав её «культурой херексуров и оленных камней»
.
А. П. Окладников
выделяет три основные группы оленных камней: круглые (цилиндрические), прямоугольные и широкие плиты, иногда с кососрезанной вершиной. Н. Н. Диков по стилистическим особенностям изображений оленей выделяет два типа — стелы с реалистическими изображениями и с силуэтными фигурами оленей с
клювообразными
мордами.
Кроме оленей на камнях встречаются изображения
лошадей
, солярных знаков, предметов вооружения,
тамгообразных
знаков, пояса с
орнаментами
, различные геометрические фигуры и т. д. Олени изображаются в традициях эпохи раннего железного века с ветвистыми, большими, закинутыми назад
рогами
.
Оленный камень из урочища Ушкийн-Увэр в Монголии — уникальный камень с изображением человеческого лица.
Примечания
Худяков Ю. С.
Херексуры и оленные камни // Археология, этнография и антропология Монголии. — Новосибирск: Наука, 1987. — С. 136—162.
Литература
Диков Н. Н.
Бронзовый век Забайкалья. — Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. — 140 с.
Савинов Д. Г.
,
Членова Н. Л.
Западные пределы распространения оленных камней и вопросы их культурной принадлежности
// Археология и этнография Монголии. — Новосибирск, 1978.
Членова Н. Л.
Оленные камни как исторический источник: (На примере оленных камней Северного Кавказа). — Новосибирск: Наука, 1984. — 100 с.
. — Новосибирск:
Наука
. Сибир. отд-ние, 1979. — 120 с. —
1800 экз.
Волков В. В.
Оленные камни Монголии. — Улан-Батор, 1981. — 254 с.
Худяков Ю. С.
Херексуры и оленные камни
// Археология, этнография и антропология Монголии. — Новосибирск, 1987.
Оленные камни монгольско-забайкальского типа как источники по изучению взаимоотношений древних скотоводов Центральной Азии эпохи поздней бронзы и раннего железа
// Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Археология. Этнология: Материалы Междунар. науч. конф.. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. — Т. 1.
Дашилхамаев Д. М.
// Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. — 2012.
Магай Ж. : Magail Jérôme (2004).- Les " Pierres à cerfs " de Mongolie, cosmologie des pasteurs, chasseurs et guerriers des steppes du Ier millénaire avant notre ère.
International Newsletter on Rock Art
, Editor Dr Jean Clottes, n° 39, pp. 17-27.ISSN 1022-3282
Магай Ж. : Magail Jérôme (2005b).- Les " pierres à cerfs " des vallées Hunuy et Tamir en Mongolie,
Bulletin du Musée d’Anthropologie préhistorique de Monaco
, Monaco, n° 45, pp. 41-56.ISSN 0544-7631