Джемини (космическая программа)
- 1 year ago
- 0
- 0
Космическая программа Китайской Народной Республики (КНР) начата в 1956 году. Первый спутник в рамках программы, « Дунфан Хун-1 », был запущен в 1970 году .
Хотя исторически Китай был пятой космической державой (запускающей спутники самостоятельно), в начале XXI века он вошёл в первую тройку космических сверхдержав по потенциалу, а в отдельных областях занял лидирующие позиции. Китай располагает разнообразными ракетами-носителями вплоть до тяжёлых, имеет обширный набор прикладных спутников практически всех видов , включая геостационарные, запускает межпланетные станции (АМС) к Луне и к Марсу . За полвека им было запущено более трёхсот спутников.
Китай является одним из крупнейших игроков рынка по предоставлению для других стран и организаций, а также является разработчиком и изготовителем спутников по их заказам (например, для Нигерии ) и участвует в совместных программах (например, с Бразилией ). В связи с развитием независимой программы национальных космических станций Китай в Международной космической станции (МКС) не участвует. В то же время он планирует предоставлять на собственных кораблях и космических станциях возможность полётов иностранных космонавтов ( Нигерии , Шри-Ланки и т. д.) — подобно тому, как это ранее было начато СССР /Россией и США .
Наряду с США, Россией и Европой, Китай имеет национальную глобальную систему спутниковой навигации — « Бэйдоу ». Китай строит собственную многомодульную орбитальную станцию , имеет обширную программу исследования Луны , включающую создание совместно с Россией лунной станции ; разрабатывает многоразовый пилотируемый космический корабль и сверхтяжёлую ракету-носитель Чанчжэн-9 .
Согласно официальному плану 2006 года, китайская космическая программа имеет следующие цели и задачи :
Китай имеет несколько десятков научных и производственных предприятий космической отрасли (см. Промышленность КНР#Аэрокосмическая промышленность ).
Организации:
Китай имеет четыре космодрома :
Китай имеет третий в мире флот морских кораблей космического слежения и сеть наземных радарных , в том числе за пределами своей территории (в Намибии , Кирибати и т. д.).
Первый спутник был запущен в 1970 году.
21 сентября 1992 года Постоянный комитет Политбюро ЦК КПК рассмотрел и одобрил постановление «Запросы указаний касательно разработки Китаем программы космических пилотируемых кораблей» ( кит. упр. 关于开展我国载人飞船工程研制的请示 ), дав старт проекту пилотируемой космонавтики, получившему название «Проект 921» («921» — по дате выхода постановления), и утвердив три этапа этого проекта .
«Проект 921» состоит из следующих стадий: 921-1 — создание пилотируемого космического корабля; 921-2 — создание посещаемых пилотируемых орбитальных станций-лабораторий с освоением технологии стыковки ; 921-3 — создание постоянно пилотируемой долговременной многомодульной орбитальной станции-комплекса.
Проект 921-1 создания пилотируемых кораблей « Шэньчжоу » ( кит. 神舟 ), получил утверждение и финансирование в 1992 году для четырёх пробных беспилотных испытательных полётов и последующих пилотируемых миссий.
5 января 1998 года сформирован корпус космонавтов НОАК . Приняв во внимание опыт СССР и США, первые два отряда космонавтов Китай формировал из военных лётчиков . Из 1500 наиболее отличившихся лётчиков ВВС КНР был отобран первый отряд космонавтов из 14 человек. Второй отряд был сформирован в мае 2010 года: к первому добавилось 7 лётчиков-истребителей. В сформированный в 2020 году новый, третий отряд из 18 человек кроме лётчиков вошли научные работники и инженеры научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений .
После беспилотных полётов с
1999 года
корабль «
Шэньчжоу-5
» вывел первого
тайконавта
Ян Ливэя
(
кит.
杨利伟
) на орбиту 15 октября 2003 года.
«
Шэньчжоу-6
» в
2005 году
стал первым многоместным китайским кораблём
.
В миссии «
Шэньчжоу-7
»
2008 года
тайконавты
Чжай Чжиган
(
кит.
翟志刚
) и
Лю Бомин
(
кит.
刘伯明
) выполнили первый выход в открытый космос. На корабле «
Шэньчжоу-9
» в
2012 году
впервые была запущена женщина-тайконавт, а другой тайконавт отправился во 2-й полёт.
В 2011 году запущен « Тяньгун-1 » ( кит. 天宫一号 ) — 8-тонная орбитальная лаборатория ( целевой модуль ), являющаяся первым этапом создания китайских пилотируемых орбитальных станций . Она была предназначена для отработки сближения и стыковки орбитальных аппаратов. К ней было осуществлено 3 экспедиции — « Шэньчжоу-8 » (беспилотный), « Шэньчжоу-9 », « Шэньчжоу-10 » (пилотируемые) .
В 2016 году была запущена орбитальная лаборатория « Тяньгун-2 », к которой была осуществлена пилотируемая экспедиция « Шэньчжоу-11 » и полёт грузового корабля «Тяньчжоу-1». На этой лаборатории впервые для Китая производилась отладка способов решения задач пилотируемой космонавтики, технологий будущей полномасштабной орбитальной станции .
В 2021 году было начато строительство третьей в мире (после советского комплекса станции « Мир » и МКС ) многомодульной постоянно пилотируемой орбитальной станции со сроком службы более 10 лет, включающей центральный жилой модуль и два модуля-лаборатории .
29 апреля 2021 года был запущен основной модуль « Тяньхэ ». В мае 2022 года для строительства станции был запущен грузовой корабль «Тяньчжоу-4», а в июне — пилотируемый « Шэньчжоу-14 ». 24 июля 2022 года запущен лабораторный модуль « Вэньтянь » и состыкован с модулем «Тяньхэ». Его диаметр 4,2 м, длина 17,9 м, стартовая масса 23 тонны, рекордная для мировых монолитных орбитальных активных летательных аппаратов; имеется роботизированная «рука» размером 5 метров с 7 степенями свободы . Это был 24-й запуск в рамках китайской программы пилотируемой космонавтики. В октябре 2022 года планируется запуск лабораторного модуля « Мэнтянь ». После чего все три модуля образуют Т-образную конфигурацию и строительство орбитальной станции будет завершено. Её рабочий объём составит 100 м³ . На внешнюю поверхность станции доставляемые «космическими грузовиками» устройства будут выставляться из воздушного шлюза при помощи роботизированной «руки». После завершения строительства станции на ту же орбиту планируется запуск оптического модуля « Сюньтянь » с космическим телескопом, имеющим зеркало диаметром 2 м и поле зрения в 300 раз больше, чем у « Хаббла », а разрешение схожее. Время от времени он будет стыковаться с орбитальной станцией для заправки и других поддерживающих работ .
Масса станции, не включая корабли, составит 60 тонн, экипаж — три или более тайконавтов, каждая группа космонавтов будет работать на станции посменно в течение трех-шести месяцев .
Наклонение орбиты — 42—43 градуса, высота орбиты — 340—450 километров. Будет создан также автоматический грузовой корабль для снабжения станции. В дальнейшем к 2025 году станция будет наращена ещё несколькими модулями и платформами .
В планах Китая — создание нового поколения ракет-носителей и пилотируемого космического корабля, способного перевозить 7 космонавтов, с повторно используемой возвращаемой капсулой .
Китай ведёт разработку перспективного многоразового пилотируемого космического корабля следующего поколения. Создан и прошёл атмосферные испытания прототип космоплана « Шэньлун ».
На начало 2020-х годов Китай оперирует грузовыми космическими кораблями серии « Тяньчжоу » с максимальной грузоподъёмностью из всех действующих (6,5 тонн на НОО ).
Китай является претендентом на выигрыш во « второй лунной гонке » (за создание первой лунной базы и возобновление пилотируемых полётов к Луне после более чем полувекового перерыва) в случае нереализации или затягивания аналогичных планов США, России, ЕС, Японии, Индии. Китай планирует начало пилотируемых полётов к Луне и строительство лунной базы к 2030 году . Для этого им проектируется сверхтяжёлая ракета-носитель « Чанчжэн-9 ».
На пути к этой перспективной цели в настоящее время в Китае идёт осуществление программы исследования Луны автоматическими средствами.
В октябре 2007 года был запущен « Чанъэ-1 » — первый китайский искусственный спутник Луны. С этой АМС Китай стал третьей (после СССР и США) страной, начавшей независимое исследование Луны.
Затем была запущена станция « Чанъэ-2 », а 14 декабря 2013 года произведена первая посадка на Луну китайской станции « Чанъэ-3 » с луноходом « Юйту ». Китай стал второй (после СССР) страной, управлявшей дистанционными луноходами .
23 октября 2014 года был запущен « Чанъэ-5Т1 » для эксперимента с возвращением на Землю с лунной орбиты. Спутник совершил облёт Луны. Спускаемый аппарат вошёл в атмосферу и приземлился 31 октября 2014 года. КНР стала третьей (после СССР и США) страной с технологией спускаемых аппаратов после полёта к Луне.
3 января 2019 года, впервые в мире на обратной стороне Луны , прилунилась китайская АМС « Чанъэ-4 » с луноходом « Юйту-2 », а 16 декабря 2020 года АМС « Чанъэ-5 » доставила на Землю 1731 грамм лунного грунта. Китай стал первой страной, организовавшей работу на поверхности обратной стороне Луны с трансляцией через точку Лагранжа L 2 системы Земля-Луна.
В 2021 году Китай принял решение строить совместно с Россией Международную научную лунную станцию . Текущие лунные программы Китая и России были интегрированы в этот проект.
Станция « Чанъэ-2 » после Луны провела в 2012 году изучение с пролётной траектории астероида Таутатис .
Китай вслед за СССР/Россией, США, Японией, Индией и Евросоюзом начинает исследования Марса . Его первая марсианская межпланетная станция « Инхо-1 », которая должна была стать искусственным спутником Марса, была запущена и затем упала в океан вместе с российской АМС « Фобос-Грунт » в 2011 году.
В июле 2020 года Китай запустил к Марсу АМС « Тяньвэнь-1 », включающую марсоход Чжужун , прибывшую в окрестности планеты в феврале 2021 года.
19 августа 2021 года КНР заявили об успешном запуске на орбиту группу научно-экспериментальных спутников Тяньхуэй-2. Пуск осуществлялся с космодрома Тайюань в провинции Шаньси .
По состоянию на февраль 2015 года, КНР включала в себя 131 космический аппарат (столько же, сколько у России ) .
Китайская группировка на орбите наиболее динамично формировалась в XXI веке: если в 90-е годы Китай осуществил чуть больше 30 запусков, то с начала 2000-х годов КНР запустила больше 100 спутников — из 147 китайских спутников, выведенных на орбиту в 1970—2014 годах, 87 были запущены в первое десятилетие XXI века .
Первое успешное испытание противоспутникового оружия было проведено 11 января 2007 г., когда прямым попаданием ракеты был сбит старый метеоспутник на полярной орбите на высоте 865 км.
В 2013 году СМИ США сообщили, что Китай провёл испытания трёх небольших спутников, запущенных 20 июля того же года. Предполагается, что эти спутники являются частью секретной программы разработки противоспутниковой системы: один из них был оснащён манипулятором , и во время полёта изменил орбиту на 150 км, сблизившись с другим на небольшое расстояние. Этот манипулятор может использоваться для захватывания или сбивания других спутников.
30 октября 2015 года было проведено успешное испытания противоспутниковой ракеты Dong Neng-3 , запущенной с (военной базы) Korla Missile Test Complex . Это третья противоспутниковая ракета, разработанная в КНР .
Cпутники дистанционного зондирования Земли : Gaofen 02F (запуск 27 октября 2021 с космодрома Цзюцюань ) и «Гаофэнь-12-03» (запуск 27 июня 2022); три спутника ДЗЗ Yaogan-35-02 (запущены 23 июня 2022 РН Long March-2D с космодрома Сичан ).
Также ДЗЗ спутниковой группировки (всего в группировку должны войти 28 спутников) (два спутника, SuperView Neo-2-01 и SuperView Neo-2-02 запущены 16 июля 2022 РН «Чанчжэн-2C» с космодрома Тайюань ); спутники «Цзилинь-1 Гаофэнь» (13 ед.)
В ноябре 2023 года согласно информационно-аналитическому агентству «Интеледжинс онлайн», Китай построил секретный космодром в спорном регионе Аксай-Чин, расположенный на границе Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, Пакистана и Индии.
17 мая 2018 года китайский частный производитель ракет компания «OneSpace Technology» провела испытательный пуск первой полностью разработанной и произведённой частной компанией коммерческой ракеты OS-X. Пуск состоялся в 7:33 по местному времени на северо-западе страны на тестовой площадке .
В 2023 г. компания iSpace провела серию подъёмов многоразовой ракеты Hyperbola-2 с двигателями на жидком кислороде и метане .
В январе 2024 г. китайская частная компания LandSpace завершила серию испытаний многоразовой ракеты Zhuque-3 на метане; по заверениям LandSpace, Zhuque-3 начнут коммерчески эксплуатировать в 2025 году. Каждая ракета может быть использована не менее 20 раз, что снизит стоимость запуска на 80–90 %.