Богоявленский собор (Екатеринбург)
- 1 year ago
- 0
- 0
Екатери́нинский собор (также Екатерининский горный собор , Собор святой Великомученицы Екатерины ) — утраченный православный храм в Екатеринбурге , первоначально сооружённый в виде мазанковой церкви при основании крепости и завода в 1723 году . После пожара 1747 года, уничтожившего здание, на том же месте в 1758 году была заложена и лишь в 1768 году освящена каменная церковь . Главной святыней храма была часть мощей святого Симеона Верхотурского , привезённая в Екатеринбург во второй половине 1820-х годов .
Храм принадлежал Уральской горной администрации , находился в центре города, на левом возвышенном берегу реки Исети , восточнее построенного в 1747 году Богоявленского собора , на перекрёстке Главного проспекта и Пушкинской улицы . Площадь около храма получила одноимённое название. Главные городские Богоявленский и Екатерининский храмы были высотными доминантами центра города, формируя акценты Главного проспекта и плотины .
В феврале 1930 года храм закрыли, а в начале апреля того же года взорвали по решению Свердловского горисполкома. Кирпичи, сохранившиеся после разрушения здания, использовались в качестве стройматериалов для возведения общественных зданий города
.18 августа 1991 года в месте расположения алтаря Екатерининского собора установили памятный крест, а в 1998 году к 275-летию Екатеринбурга рядом с ним построили часовню Святой Екатерины . В 2019 году обсуждение проектов возрождения и строительства храма Святой Екатерины вызвало бурную реакцию в обществе, вылившуюся в череду протестов и митингов против строительства в сквере на Октябрьской площади .
В 1726 году 27 февраля архимандрит Тобольского Знаменского монастыря Филипп освятил церковь. Она была покрыта тёсовой крышей, а шпиц колокольни и глава белой жестью. Первые колокола отливал какой-то демидовский мастер, иконостас делали свои екатеринбургские мастера; облачения и книги были куплены в Тобольске. Первым священником был вдовый протопоп Феодосий Васильев, служивший раньше в Невьянском заводе; его дети Иван и Кузьма составляли причт — первый был диаконом, а второй пономарём . Первым церковным старостой был выбран местный житель Михайло Суздальцев. Так как в новой церкви многаго не доставало, то Генин обратился с просьбой к императрице о помощи. Это ходатайство не осталось без последствий, и немедленно из Петербурга с курьером было выслано необходимое церковное «одеяние»: ризы штофныя (по пунцовой земле белыя травы), с золотым позументом, подложены красной китайкой ; такой же стихарь , епитрахиль , поручи и возду́хи ; подризник тафтяной двуличный: жёлтый и красный шёлк, подольник обшит красной ленточкой, а подложен китайкой лазоревой и т. д. Кроме того, из Москвы была выслана серебряная церковная утварь и богослужебныя книги.
1 октября 1723 года в строящемся заводе-крепости священник Тобольского полка Иван Ефимов освятил закладку первой мазанковой церкви . На время строительства жители заводского посёлка были приписаны к приходу Преображенской церкви соседнего Уктусского завода . Основные работы были завершены к концу лета 1724 года, в связи с чем 30 августа того же года первый командир Екатеринбургского завода доложил В. И. де Геннину о постройке церкви с комментарием о том, что венчающий крест ещё изготавливается на Уктусском заводе. Будущий завод с благословления Екатерины I назвали Екатеринбургским, поэтому и первую церковь было решено освящать во имя святой Великомученицы Екатерины , православной небесной покровительницы императрицы, в честь которой был наименован создающийся Екатеринбург .
Здание новой церкви строилось в технике фахверка , получившей распространение в Екатеринбурге благодаря европейским мастерам, работавшим на строительстве завода и посёлка. Конструкция представляла собой бревенчатый каркас, а промежутки между брёвнами заполнялись кирпичами и глиной. Здание имело 24 слюдяных окна, деревянный пол и отапливалось тремя кирпичными печами. Возвышенная часть была выполнена в виде восьмерика , крыша церкви была покрыта белой жестью и венчалась маковкой и небольшой колокольней со шпилем. Колокольня была снабжена девятью медными колоколами весом от одного до сорока пудов .
После постройки Екатерининская церковь в течение года стояла неосвящённой из-за отсутствия в казне денег на содержание клира . 2 января 1726 года де Геннин вынужденно обратился в Кабинет Её Императорского Величества с просьбой поручить тобольскому митрополиту заняться освящением храма и организацией прихода. В это же время он, не дожидаясь ответа императрицы, обратился с аналогичной просьбой напрямую к митрополиту Тобольскому и Сибирскому Антонию , который 22 февраля того же года направил в Екатеринбург архимандрита Знаменского монастыря Геннадия для освящения нового храма. Церемония освящения состоялась под залп 11 пушек 27 февраля 1726 года. В июле того же года в Екатеринбург были отправлены подаренные императрицей облачения для духовенства, церковная утварь и книги для храма. Мастера Екатеринбургского завода выполнили для внутреннего убранства храма медные паникадила на 36 свечей, пять жестяных подсвечников и 11 медных лампад . Для обустройства алтарной части по просьбе де Геннина в Екатеринбург приехал на казённое жалованье резчик Фёдор Охлыпин, служивший у Строгановых , а для создания иконостаса — иконописец Пыскорского Преображенского монастыря Степан Леонтьев .
Ко дню освящения храма торопились установить в шатре колокольни часы, заказанные де Генниным для организации и контроля за проведением заводских работ. Часы изготовили на Каменском заводе , но привезли в Екатеринбург с опозданием. После установки часовой механизм быстро вышел из строя, поэтому в 1728 году на Екатеринбургском заводе были изготовлены и собраны новые часы, которые также работали нестабильно. В мае 1729 года починкой и наладкой часов занимались местные заводские кузнецы , которые и в дальнейшем продолжили следить за эксплуатацией механизма .
В 1733 году после согласования с Сенатом де Геннин начал строительство новой, уже каменной церкви в Екатеринбурге. Однако В. Н. Татищев , сменивший в 1734 году де Геннина на посту руководителя Уральской горной администрации, приказал разобрать постройки, не удовлетворившись ни проектом церкви, ни выбранным под строительство местом .
26 сентября 1747 года старый храм был уничтожен пожаром, удалось спасти лишь часть церковной утвари. Совместное расследование екатеринбургской полиции и комиссии Тобольской консистории назвало основной причиной пожара оставленный в алтарном горне горячий уголь. Общий ущерб комиссия оценила в 116 рублей 10 копеек, пономаря Г. Патрушева , отвечавшего за пожарную безопасность в церкви, признали главным виновным и строго наказали в октябре 1748 года. С разрушением церкви занимаемый ей участок земли некоторое время использовался в качестве кладбища, а Екатерининский приход был закрыт вплоть до конца 1763 года .
Ещё до сноса старой церкви Горная администрация заказала разработку проекта нового каменного храма у петербургского архитектора Иоганна Вернера Миллера ( нем. Müller ). Его проект 1743 года в стиле западноевропейского барокко предполагал строительство трёхпридельного храма с трёхъярусной квадратной в плане колокольней и шестигранным куполом над центральной частью. Боковые приделы Миллер спроектировал внутри центрального нефа , в то время как в архитектуре русских храмов того времени стандартным приёмом была пристройка боковых приделов отдельными объёмами .
15 января 1746 года смета на строительство каменного храма была направлена на согласование в Берг-коллегию . После длительных обсуждений 24 июля 1747 года президент ведомства А. Ф. Томилов направил Елизавете Петровне доклад с описанием истории первой Екатерининской церкви и просьбой дополнительно к 2000 рублей, согласованным с Сенатом, выделить 3000 рублей из заводской казны. 24 августа 1747 года екатеринбургские власти получили из Берг-коллегии сообщение о том, что вопрос о строительстве новой каменной церкви находится на рассмотрении и откладывается на неопределённый срок .
Со временем необходимость строительства нового храма обострялась. К 1756 году численность населения Екатеринбурга достигла 5726 человек, в том числе 5074 православных христиан . Построенная в 1747 году Богоявленская церковь была относительно небольшой и могла вместить в праздничные дни менее половины прихожан. Остальные были вынуждены стоять во время служб на улице или ходили в церковь Уктусского завода. Среди жителей был организован сбор пожертвований на строительство храма, к началу работ собрали более 2000 рублей .
Для начала строительства нового храма требовалось разрешение Тобольской консистории. За получением грамоты в Тобольск выехал диакон Богоявленской церкви Михаил Флоровский. В отсутствие архиерея в Тобольске не смогли выдать разрешение, переслав запрос в Синод . Разрешение Синода было получено лишь 23 декабря 1757 года, а закладка нового храма протоиереем Фёдором Кочневым состоялась 16 августа 1758 года. Первоначальный проект Миллера уже в ходе строительства был существенно изменён главным межевщиком Горной канцелярии . По скорректированному проекту, согласованному с Берг-коллегией, боковые приделы расположились в специальных пристроях, почти не сообщавшихся с центральным приделом. В результате главный придел стал «холодным» храмом, где службы проводились только с мая по октябрь, а боковые приделы «тёплыми», и службы там проводились круглогодично. В целом объём храма стал гораздо больше по отношению к первоначальному проекту .
Первоначально предполагалось отдать подряд на строительные работы местным екатеринбургским каменщикам и братьям Григорию и Ивану Антипьевичам Татариновым, опытным каменщикам из Соликамска , считавшегося в XVIII веке главным поставщиком строительных кадров для других регионов . Однако в итоге 1 июня 1759 года работу начали артели из Ярославля под руководством И. Я. Дубова , предложившие меньшую стоимость. В ноябре того же года маркшейдер И. Кузнецов , проводивший ревизию выполненных работ, выявил существенные отклонения построек от проектных чертежей. Так, контрольные замеры выявили, что алтарь был шире на 1 аршин 2 вершка и на 1 аршин и ¼ вершка длиннее, здание церкви в целом оказалось длиннее проектной величины на ¾ аршина. Контракт с Дубовым расторгли, а подряд на исправление выявленных огрехов и достройку храма после дополнительных торгов в декабре того же года всё-таки отдали братьям Татариновым за неимением других желающих. Позднее к ним присоединился соликамский мастер Иона Тимофеевич Кремлёв . Новые подрядчики в отличие от уволенных получили бо́льшую самостоятельность и право нанимать рабочих по своему усмотрению .
Храм строился на казённые средства и пожертвования прихожан. В летний период на стройке работали до 250 человек, зимой — около 40 человек. Основной рабочей силой были арестанты, получавшие подённую оплату, подвозкой стройматериалов занимались вольнонаёмные местные жители .
22 июля 1763 года с благословения митрополита Тобольского и Сибирского Павла протоиерей Кочнев освятил северный придел храма во имя архидиакона Стефана , а 23 сентября 1763 года — южный придел во имя Иоанна Богослова . В октябре 1764 года освятили достроенный придел во имя Дмитрия Ростовского . В это время здание храма достраивалось, оформлялось его внутреннее убранство .
21 декабря 1767 года митрополит Павел подписал грамоту с благословлением на освящение новой церкви, через 10 дней она была доставлена в Екатеринбург. Однако освящение Екатерининского храма состоялось лишь 22 сентября 1768 года и было приурочено к годовщине коронации Екатерины II .
В 1809 году духовенство храма обратилось за разрешением расширить дмитриевский придел и переименовать его во имя Всех Святых . Пермский архиепископ дал разрешение при условии согласия всех прихожан. Прихожане согласились и оформили своё решение коллективным документом в апреле 1810 года, указ Пермской консистории с разрешением на строительство и переименование придела был получен 15 июня 1810 года. Строительство было проведено сразу после получения указа, но освящение придела состоялось лишь в июне 1834 года первым екатеринбургским епископом Евлампием , но во имя Святой Троицы .
Сбор пожертвований на строительство продолжался до 1766 года, учёт вели казначеи Канцелярии горных заводов. За 1737—1763 годы собрали 9871 рубль 33 копейки. На завершение строительства в 1763—1766 годах было собрано дополнительно около 839 рублей. Городские власти также организовывали сбор средств разными доступными методами. Так, в 1761 году на рыночной площади установили казённые весы, которыми за плату могли пользоваться торговцы. Таким образом казна заработала за 2 года 234 рубля, которые пошли на строительство церкви. Затраты на строительство, по состоянию на 1 августа 1760 года, составили 2865 рублей, в том числе 1240 рублей из пожертвований .
Отдельно и с большим трудом пришлось собирать средства и материалы на отливку колоколов . 50 пудов меди пожертвовали граф Р. И. Воронцов и А. Ф. Турчанинов . Также среди частных заводовладельцев была объявлена добровольная подписка для сбора меди. Откликнулись только С. Я. Яковлев и снова Турчанинов. В итоге в 1762 году удалось отлить два колокола на заводах Н. Н. Демидова за 240 рублей .
В 1765 году по инициативе А. А. Ирмана , вступившего в 1764 году в должность Главы Уральской горной администрации , была проведена ревизия расходов на строительство Екатерининской церкви. При согласованном первоначальном бюджете в 2000 рублей фактические затраты составили 11 330 рублей, что вызвало недоумение властей и вопросы к духовенству. Недостача материалов оценивалась комиссией в 9588 рублей. В мае 1766 года результаты расследований направили в Берг-коллегию, со стороны которой были даны указания провести более тщательное разбирательство. В итоге дело замяли, сосредоточившись на достройке храма .
Первым настоятелем Екатерининской церкви стал протопоп из Невьянского завода Феодосий Васильевич Флоровский. Вместе с сыновьями диаконом Иваном и пономарём Кузьмой он в феврале 1726 года обратился в Сибирский обер-бергамт с просьбой поддержать его кандидатуру. Несмотря на то, что тобольский митрополит Антоний уже назначил к тому времени на эту должность Фёдора Иванова из Ялуторовской слободы, решение было принято в пользу Флоровского с сыновьями, а Иванова отправили на службу в Горный Щит . Грамоту с благословением митрополита Фроловский получил в марте 1726 года. В 1729 году Феодосий уехал в Тобольск, место настоятеля занял его сын Иван. В мае 1737 года он был арестован по подозрению в поддержке раскольников .
В 1737 году в Екатерининскую церковь назначили священника из Арамильской слободы Якова Никитина, возведённого в том же году в сан протоиерея . В 1741 году Никитина перевели в Тобольск, его место занял протопоп Василий Кудрицкий, отметившийся конфликтами с прихожанами и подозрениями в растрате церковной казны. В итоге в 1745 году мирским сходом Кудрицкого сместили с поста настоятеля и отправили в Тобольск, после чего протоиереем Екатеринбурского указа стал Иосиф Афанасьев. В этот период причт состоял из протоиерея, священника, диакона, двух дьячков и пономаря. После пожара 1747 года, уничтожившего Екатерининский храм, священнослужителей перевели в Богоявленскую церковь .
После внезапной смерти Афанасьева в 1747 году место протоиерея занял В. М. Калиновский , фактически служивший один на два прихода. В 1750 году учредили Екатеринбургское духовное правление, а в 1751 году главой Екатеринбургского указа назначили Ф. Л. Кочнева , прослужившего в Екатеринбурге до 1764 года и ставшего одним из инициаторов строительства каменного Екатерининского собора. После возрождения собора в 1763—1764 годах священником Екатерининской церкви в помощь Кочневу стал А. П. Воинственских . После освящения главного храма Екатерининского собора Кочнев решением Тобольской консистории в конце 1768 года был пострижен в монахи Троицкого монастыря в Тюмени . Основными претензиями к Кочневу стали обвинения в самоуправстве и поддержке раскольников. После него место протоиерея занял А. П. Воинственских .
В начале 1780-х годов должность протоиерея при Екатерининском соборе длительное время оставалась вакантной. В 1787 году настоятелем назначили Ф. Л. Карпинского , совмещавшего церковную деятельность с преподаванием в Екатеринбургской горной школе . В этот период причт собора состоял уже из двух священников, двух диаконов, двух дьячков и двух пономарей. С 1787 года священником Екатерининского собора служил А. П. Воинственских , вторым священником с 1802 года — И. С. Сильверстов . К концу 1870-х годов штат состоял из одного протоиерея, трёх священников, трёх диаконов и двух псаломщиков .
Священники причта активно участвовали в культурной жизни города . После образования в 1883 году Екатеринбургской епархии один из священников Екатерининского собора стал входить в состав Екатеринбургской духовной консистории. Протоиерей Екатерининского собора И. А. Левитский в 1886 году стал первым председателем созданного Епархиального попечительства .
После окончания строительства здание Екатерининского храма было самым вместительным в городе. Площадь его помещений составляла 325 квадратных саженей (около 1500 м²), что почти вдвое превышало площадь других крупных церквей. Здание имело 55,5 метров в длину и 40,5 метров в ширину. Трёхъярусная колокольня Екатерининского храма со шпилем и крестом имела высоту около 58 метров и была третьей по высоте в дореволюционном Екатеринбурге, уступая лишь Богоявленскому (Кафедральному) собору и Максимилиановской церкви . Колокольня была снабжена 9 колоколами общим весом 20,9 т, при этом самый тяжёлый колокол весил 13,6 т. Здание храма, рассчитанное на 8 тыс. человек, было выкрашено в серый цвет .
Первоначальный проект храма с корректировками Кичигина имел черты сибирского барокко . В частности, для барочных церквей Урала того периода была характерна вытянутая по оси трёхчастная композиция «кораблём»: храм — трапезная — колокольня, а также устройство широких приделов, имеющих самостоятельное архитектурное значение. Главный храм заканчивался традиционной для русского церковного зодчества композицией восьмерик на четверике . При этом Екатерининский собор отличался более крупным нижним восьмериком, украшенным фронтонами - аттиками с волютами . Ещё одним элементом, придававшим зданию барочный оттенок, была фигурная ярусная главка и фронтоны верхнего восьмерика .
На чертежах собора 1835 года просматриваются боковые колоннады , а также рустовка нижнего этажа и наличники окон, характерные для московского барокко . На чертеже 1854 года рустовка нижнего этажа уже отсутствует, а наличники окон имеют заострение кверху, характерное для византийского стиля . Начиная с первой половины XIX века собор неоднократно перестраивался и утратил свой первозданный облик. В ходе реконструкции 1830-х годов под руководством М. П. Малахова боковые приделы были продлены в направлении колокольни и надстроены до двух этажей. Пристрои вышли за первоначальную линию фасада, внутри них были сооружены новые широкие лестницы на второй этаж. Однако из-за этих пристроев собор утратил первоначальную стройность, фасад его стал несколько громоздким и уже не гармонировал с тонким шпилем колокольни. Кроме того, в ходе этой реконструкции к зданию были добавлены излюбленные Малаховым классические портики , что также нарушило единство архитектурного стиля. К. Т. Бабыкин сравнивал архитектурную композицию Екатерининского собора с Петропавловским собором , в то же время отмечая негативное влияние современных ему тенденций на архитектуру петровского барокко . Так, в храме он находил «значительное искажение в сторону ухудшения как отдельных деталей, так и общих масс» .
Увеличение числа прихожан в начале XIX века привело к необходимости расширения «тёплого» храма. Для этого в 1848 году предприняли попытку соединить пространство боковых приделов с центральными при помощи устроения трёх арок в стене. Выполненные проёмы получились низкими и узкими, создав неудобства для прихожан. Только в 1896 году путём объединения трёх арок в одну все приделы сформировали единый объём .
Главные городские Богоявленский и Екатерининский храмы являлись высотными доминантами центра города, формируя акценты Главного проспекта и плотины на фоне пруда и окружающей застройки. Вокруг храмов формировались главные городские площади — Кафедральная и Екатерининская .
Главной святыней храма была часть мощей святого Симеона Верхотурского , привезённая в Екатеринбург во второй половине 1820-х годов. В 1893 году екатеринбургский купец И. Ф. Чистяков пожертвовал храму серебряную с позолотой раку размерами 26 × 44 см, в которую поместили дубовый гроб с мощами. Рака хранилась в Симеоновском приделе храма, в нише рядом с иконой святого Симеона .
Внутреннее убранство собора соответствовало статусу главного горного собора. Обширный приход позволял собирать значительные суммы, которые тратились в том числе на украшения и церковную утварь. В церковные старосты прихожане выбирали, как правило, неравнодушных к судьбе храма состоятельных купцов, часто лично жертвовавших значительные суммы. В начале XIX века годовой доход храма составлял 20 тыс. рублей. Только на продаже свечей в 1809—1815 годах храм выручил 7259 рублей. К середине XIX века финансирование со стороны Горного ведомства существенно сократилось, а после отмены крепостного права , приведшего к удорожанию рабочей силы и снижению рентабельности горных заводов, Екатерининский собор практически перешёл на самообеспечение. Даже существенные перестройки здания с этого времени осуществлялись за счёт собственных средств храма .
Стены здания изнутри были оштукатурены, в окнах были качественные стёкла, а полы были выложены чугунными плитами. Иконостас главного храма был выполнен в девять ярусов, шесть икон праздничного чина во втором ярусе имели серебряные позолоченные ризы . Позолоченные иконостасы боковых приделов имели четыре яруса, при этом иконы Иоанно-Богословского придела были выполнены на металлических листах. Иконы праздничного чина Иоанно-Богословского и Стефановского приделов также имели серебряные ризы. Выкрашенный в красный цвет с позолотой иконостас верхнего Свято-Троицкого храма был двухъярусным и имел форму полукруга .
Отдельные предметы внутреннего убранства, в том числе подаренные Екатериной I , представители соборного духовенства демонстрировали на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке 1887 года .
Церковная библиотека постоянно пополнялась, в том числе редкими и дорогостоящими изданиями. Часть книг централизованно завозилась из Тобольской консистории, отдельные книги передавались прихожанами в дар. Накануне пожара 1747 года библиотека состояла из 49 книг, среди которых было 2 напрестольных Евангелия в дорогих окладах. В XIX веке библиотека пополнилась книгами назидательной направленности, включая два антираскольнических сочинения — « Пращица духовная » епископа Питирима 1721 года и первое издание книги Дмитрия Ростовского «Розыск о раскольнической брынской вере» 1743 года. В начале XX века библиотека Екатерининского собора насчитывала уже 1237 томов .
В начале 1809 года И. Ф. Герман , ставший первым руководителем Екатеринбургского горного округа после проведённой реформы горного управления, получил согласие епископа Иустина на свою просьбу сохранить Екатерининскую церковь в ведении горной администрации. Таким образом, Главная контора Екатеринбургских заводов сохранила за собой статус номинального владельца собора, продолжив выделять средства на его содержание и обслуживание . С начала существования храма здесь давали присягу горные инженеры , а в XIX веке к этой традиции добавились военнослужащие новобранцы после передачи в храм знамени расформированного Уральского батальона. 28 июня 1869 года в честь 100-летнего юбилея батальона его знамя было пожаловано императором Александром II и хранилось за правым клиросом главного храма .
Поскольку собор фактически принадлежал Уральской горной администрации, в официальных документах он часто назывался Екатерининским горным собором . Ежегодно в престольный праздник — Екатеринин день — в храме собирались горные офицеры со всех заводов, входивших в Екатеринбургское ведомство, участвовали в торжественной литургии , после службы рядом с храмом устраивали ярмарку .
После образования в 1833 году Екатеринбургской епархии встал вопрос о выборе кафедрального собора. Комиссия Пермской консистории пришла к выводу о том, что Екатерининский собор не подходит для этой цели из-за многочисленности прихода и неудачного расположения. Также беспокойство вызывала аффилированность храмового духовенства с Уральской горной администрацией. В итоге кафедральным стал Богоявленский собор, но Екатерининский собор остался наиболее чтимым горожанами, а день святой Екатерины продолжал оставаться одним из главных городских праздников и нерабочим днём вплоть до революции .
К Екатерининскому приходу принадлежали селения: Решётское (в 24 верстах), Пышминского завода (в 21 версте), Пышминское (в 11 верстах), Становское (в 30 верстах), Сарапульское (в 35 верстах) и Шарташское (в 7 верстах). Первое из названных селений в 1747 году причислено к Богоявленскому приходу, второе — в 1765 году к Берёзовскому приходу, Становая и Сарапулка, населённая исключительно раскольниками, в 1833 году отчислены к Пышминскому приходу, а Шарташ в конце 1839 года отошёл к Берёзовскому приходу. В настоящее время приход соборной церкви занимает центральную и восточную часть города, где находятся улицы: Механическая, Береговая первая, Соборная, Разгуляевская, Колобовская, Златоустовская, Дровянная, Никольская, Солдатская, Водочная, Васенцовская, Кузнецкая, Обсерваторская, Луговая, Восточная первая, Вторая восточная, Болотная, Ночлежная и Расторгуевская.
Приход Екатерининского собора в 1806 году насчитывал 3326 прихожан, бо́льшая часть из которых были служащими окружного суда, Горного правления и почтово-телеграфной конторы, а также купцами и мещанами. К 1900 году к приходу были отнесены центральная и восточная части города, количество прихожан достигло 4576 человек, что составляло 12 % от всего православного и единоверческого населения Екатеринбурга, делая Екатерининский приход крупнейшим в городе . В 1887 году при храме открылась церковно-приходская школа , в которой поначалу было отделение только для мальчиков, а с 1894 года и для девочек. В том же 1894 году при храме было организовано церковно-приходское попечительство для развития школьного образования. В 1898 году при содействии попечительства открылись смешанная и женская Симеоновская школы . В храме существовал постоянно действующий церковный хор, насчитывавший в 1889 году 9 мужчин и 15 мальчиков. Поскольку в приходе проживало немало старообрядцев (в 1880 году — 425 человек, в 1900 году — 260 человек), Пермская консистория привлекала храмовое духовенство к антираскольнической деятельности, постоянно запрашивая соответствующие отчёты .
Помимо развития образования, попечительство организовывало благотворительные мероприятия для прихожан, выделяло средства на похороны умерших бедняков и оказывало материальную помощь нуждающимся и пенсионерам, живущим на территории Екатерининского прихода. Для составления списков нуждающихся и контроля за выделяемой помощью приход делился на участки, за которыми закреплялся попечитель. Для получения регулярной финансовой помощи отдельным категориям нуждающихся заводили персональные учётные книжки. Церковно-приходские школы, находившиеся на территории прихода, также получали финансовую помощь от попечительства. Пожертвования для работы попечительства собирались по подписным листам и прямым сбором в храме. Также отдельные кру́жки для сбора средств устанавливались в отдельных частных учреждениях и магазинах .
Екатерининский собор выполнял важную социальную функцию в жизни города. В храме постоянно проводились бракосочетания прихожан, с 1900 по 1919 год были заключены 1173 брака . Многие знаменитые горожане сочетались браком и отпевались в храме. Среди известных бракосочетаний выделяют венчание в 1872 году англичанина Джона Томаса Вилькинсона с дочерью коллежского секретаря Д. Ф. Пономарёвой , в 1875 году — коллежского секретаря П. М. Вологодского с дочерью статского советника А. И. Нейберг . Среди известных отпеваний в соборе в конце XIX — начале XX века выделяют похороны коллежского советника В. М. Малахова , статских советников А. И. Краснопевцева и А. Ф. Чубаркова , титулярного советника А. И. Севастьянова и начальницы женской гимназии Е. И. Кук . Помимо знамени Уральского горнозаводского батальона, в храме также хранились воинские регалии и грамоты именитых уральцев. В ограде собора находились могилы известных горожан, в частности М. И. Башмакова , активного участника подавления пугачёвского бунта , и архимандрита Хиландарской лавры Софрония . На рубеже XIX и XX веков около храма появился один из первых в Екатеринбурге электрических фонарей .
Колокольня Екатерининского собора часто становилась площадкой для фотографов. В конце 1860-х годов здесь были сделаны снимки, вошедшие в 5-й том альбома «Амур, Восточная Сибирь, Западная Сибирь и Урал», изданного в 1870 году . В 1895 году известный панорамный снимок Екатеринбурга отсюда запечатлел В. Л. Метенков . В 1900 году несколько снимков вошли в его альбом «Виды Урала» .
В число соборных праздников входили День Святой Троицы , день Святого Духа , день перенесения мощей архидиакона Стефана (2 августа), дни памяти святого Симеона Верхотурского (12 сентября) и первомученика Стефана (27 декабря). В главный праздник — день памяти святой великомученицы Екатерины — торжественный молебен в соборе служил екатеринбургский епископ. Большое количество прихожан, в том числе из окрестных селений, собиралось на праздничные службы в день памяти святого Симеона Верхотурского, главного святого Екатеринбургской епархии, особо почитаемого на Урале .
Помимо этого, праздничные службы в храме проводились в честь круглых дат, связанных с историей Русской православной церкви .
После прихода к власти большевиков декретом от 23 января 1918 года « Об отделении церкви от государства и школы от церкви » вся церковь в бывшей имперской России фактически уничтожалась, а её имущество национализировалось . 3 сентября 1920 года был подписан договор о создании общины прихожан Екатерининской церкви. К 1922 году при участии вошедшего в доверие к властям протоиерея И. Н. Уфимцева из храма были изъяты все церковные ценности — 165,6 кг серебра и множество изделий из уральских драгоценных камней, стало не с чем проводить службы. 10 мая 1922 года часть сохранившихся предметов церковной утвари, в том числе потир , звездица , дискос и каменный напрестольный крест , экспонировавшиеся на Сибирско-Уральской промышленной выставке, передали М. О. Клеру , занимавшему пост президента Уральского общества любителей естествознания .
В 1924 году на заседании Совета общины под председательством В. Корзухина было принято решение не поддерживать присланного в Екатеринбург Священным Синодом архиепископа Аристарха, что было воспринято партийными властями как мятеж и поддержка опального патриарха Тихона . Была создана комиссия по проверке церковного имущества, которая сразу нашла недостачи и нарушения, ставшие поводом для расторжения договора с общиной. В январе — феврале 1925 года комиссия Свердловского окружного исполкома, несмотря на обращения прихожан, передала собор со всем оставшимся имуществом созданной при участии Уфимцева обновленческой общине под председательством И. Баландина , которая сделала его кафедральным. В сентябре того же года настоятелем храма был назначен митрополит Свердловский Корнилий (Попов). Впоследствии между Поповым и Баландиным разросся конфликт на почве управления церковными делами и деятельностью общины. В итоге после обращений обоих фигурантов в окрисполком Баландина сместили с поста председателя обновленческой общины. И. Н. Уфимцев был исключён из общины, в 1935 году его осудили на три года ссылки, а в 1938 году после повторного суда расстреляли .
Не имея формальных оснований для закрытия церквей, городские власти искали пути для борьбы с общинами. Так, в 1926 году председатель Свердловского Союза безбожников З. Зегельман ликвидировал приходскую библиотеку как контрреволюционную. Из-за обложения новыми налогами и запрета собирать взносы с прихожан обострились проблемы с поиском средств на содержание храма .
23 сентября 1920 года и 17 ноября 1929 года (повторно) в храме были вскрыты мощи Симеона Верхотурского. После второго вскрытия мощи передали краеведческому музею , из которого они были возвращены церкви лишь в 1991 году, несмотря на неоднократные требования партийных властей об их уничтожении. 19 января 1930 года из собора был проведён последний крестный ход на Городской пруд .
В начале 1930 года в городе на собраниях рабочих поднимался вопрос о снятии с церквей колоколов и передаче их на нужды индустриализации . 15 февраля 1930 года Свердловский горсовет принял решение о закрытии храма. 17 февраля 1930 года председатель горисполкома А. Н. Бычкова подписала решение о необходимости сноса собора для использования его остатков в качестве строительного материала. 15 марта того же года городские власти получили ключи от собора, 5 апреля состоялось заседание комиссии по закрытию церквей, а на следующий день Екатерининский собор с третьей попытки взорвали силами треста «Взрывсельпром». Кирпичи, оставшиеся после разрушения здания, использовались в качестве стройматериала для возведения и Дома обороны .
Бывшая Екатерининская площадь в начале 1920-х годов была переименована в площадь Труда . В 1920 году на площади перед храмом установили декоративную «Арку труда» и монумент «Кузнецу мира», который вскоре убрали. После разрушения собора на его месте разбили сквер и установили фонтан «Самоцветная горка», отделанный плитами из яшмы , мрамора и халцедона . В 1960 году фонтан переделали и назвали «Каменный цветок» .
Архитектурный ансамбль Главпочтамта , здания бывшего Свердловского облисполкома партии и площади Труда сегодня является памятником конструктивизма .
18 августа 1991 года на месте, где располагался алтарь Екатерининского собора, был установлен памятный крест, около которого ежегодно в день памяти святой Екатерины проводится праздничный молебен. В 1998 году в честь 275-летия Екатеринбурга рядом с памятным крестом по проекту архитектора А. В. Долгова была построена каменная часовня Святой Екатерины с пятью куполами. В декабре 2010 года впервые в истории Екатеринбурга крестным ходом к часовне были доставлены мощи великомученицы Екатерины .
В марте 2010 года Екатеринбургская епархия при поддержке губернатора Свердловской области А. С. Мишарина объявила о намерении восстановить Екатерининский собор на площади Труда. Проект предполагал сохранение часовни в качестве пристроя к зданию храма, установку каменной ограды по периметру храма и строительство подземной парковки. Фонтан и зелёные насаждения в сквере планировалось убрать . Вопрос о возрождении и строительстве Екатерининского храма на площади Труда, которая является популярным местом для прогулок, вызвал полемику в обществе: многие екатеринбургские деятели культуры, науки, политики и предприниматели высказались как «за», так и «против» проекта . По данным социологических опросов среди горожан число противников строительства колебалось от 70 до 92 % .
В марте 2016 года епархия отказалась от планов восстановления собора на прежнем месте. Была выдвинута идея построить храм в районе Мельковской стрелки Городского пруда на насыпном острове. Новый храм было предложено выстроить в русском стиле . Представители общественности вновь выступили с протестами против проекта, после чего власти города закрыли обсуждение .
В сентябре 2018 года в преддверии 300-летия Екатеринбурга градостроительный совет согласовал концепцию строительства собора Святой великомученицы Екатерины на Октябрьской площади у театра драмы . Как и в предыдущем проекте, внешний вид собора уже не имел ничего общего с историческим. Инвесторами строительства выступили Уральская горно-металлургическая компания и Русская медная компания . Затраты на строительство храма предполагали также благоустройство прилегающей территории . Однако подготовительные работы, начавшиеся 13 мая 2019 года, вызвали протесты части горожан, сопровождавшиеся беспорядками и задержаниями полицией . 16 мая того же года Президент России В. В. Путин инициировал проведение опроса по поводу строительства храма в Екатеринбурге среди жителей микрорайона, фонд «Социум» опубликовал результаты инициативного опроса, согласно которым против строительства храма на месте сквера у театра драмы проголосовало 55 % опрошенных, а за строительство храма на данном месте выступило лишь 27 %. В итоге для строительства храма было решено выбрать другую площадку . 22 мая ВЦИОМ представил результаты опроса, по которым 74 % жителей Екатеринбурга высказались против строительства храма в сквере .
13 сентября 2019 года по решению депутатов городской думы был проведён общегородской опрос по выбору места строительства нового храма. В опросные листы были включены 2 варианта:
По итогам общегородского опроса победила территория бывшего Уральского приборостроительного завода . В декабре 2020 года было получено согласование на демонтаж части здания бывшего приборостроительного завода .